Использование методов дидактической эвристики в формировании у детей ценностей школы и классного коллектива
статья на тему

Ефлютина Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Ефлютина И. А.

Использование методов дидактической эвристики в формировании у детей ценностей школы и классного коллектива

Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвычайно важным является раскрытие вопросов формировании и принятии ценностей у младших школьников, как компонента содержания образования. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задаёт те ценностные ориентиры, которые являются результатом договора об общественном согласии.

Исследуя проблему принятия ценностей школы и классного коллектива младшими школьниками, мы столкнулись с проблемой выявления состава и структуры данных ценностей.  Для решения поставленной задачи, мы проанализировали документацию класса, план воспитательной работы в классе. Проанализировав необходимую нам литературу и документацию, мы выделили следующие приоритетные направления работы с классным коллективом с включенными в него базовыми ценностями.

К базовым ценностям формируемого коллектива на сегодняшний день можно отнести следующие:

Направления работы

Формируемые ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Что касается ценностей самой школы, то здесь можно выделить ценностные аспекты в работе и деятельности  школы, которые в свой состав включают ценности коллектива. Такие как:

  • Школа понимает образование как основу эффективного развития общества. Безусловно, и качественно исполняя государственный образовательный стандарт, школа использует лучший инновационный опыт российских и зарубежных школ.
  • Школа предоставляет каждому ученику возможность развиваться как творческой личности, реализуя учебные и внеклассные проекты, организуя интеллектуальные игры, проводя образовательные путешествия, участвуя в олимпиадах, конкурсах, публичных мероприятиях в школе и за ее пределами.
  • Учитель школы - педагог по призванию. Каждый учитель, считая себя членом единой команды, чувствует свою соответственность за все, что происходит в школе.
  • Школа строит новый тип отношений с родителями, которые активно участвуют не только в обсуждении, но и в осуществлении образовательной политики школы.
  • Школа является открытой для всех, кто готов вкладываться в нее интеллектуально, эмоционально и материально.
  • Важнейшей ценностью школы являются успехи учеников.

Определив состав необходимых нам ценностей, мы приступили к разработке технологии их формирования и усвоения. Прежде всего, необходимо определить методы и средства для их реализации.

К основным формам такой деятельности, можно отнести методы и формы эвристического обучения.  

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [3].

Цель современного эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка.

Одним из таких методов может быть эвристическое погружение, при котором в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций. Здесь можно говорить об уроках окружающего мира, когда дети сами могут посмотреть, почувствовать исследуемый ими объект. По окончанию экскурсии выполняют задание учителя, опираясь на свой опыт. Так происходит привитие ценностного отношения к природе.  А  на уроке литературного чтения, младшие школьники читаю, рисуют, высказывают свое мнение по произведениям и героям. Здесь можно говорить о привитии  эстетических ценностей младшими школьниками .

Уместно также сказать и о эвристической олимпиаде, цель которой  предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени.  На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: “Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения”, “Дай определение, кто такой человек”. “Придумай и опиши общий для всех людей язык”. Олимпиады могут проходить  среди одного класса, так и среди всех параллелей. В данном методе прослеживается работа школы по формированию ценностей  школы в том, что всем учащимся предоставляется творческая реализация своих целей и  идей.
         Анализ работ учителем позволит сделать выводы и разработать дальнейший план работы с внесенными в него корректировками.

Применение учителем и воспитателями школы методов дидактической эвристики, благоприятно сказывается на формировании у детей ценностей школы и классного коллектива. Эвристические методы своей вовлеченностью и не традиционной интерпретацией, помогаю учителю сделать процесс усвоения ценностей учащимися более увлекательным, интересным и доступным.

Литература:

1. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. - 1998. - №4. - С. 55-75.

3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

"Формирование благоприятного социально-психологического кламота в классном коллективе".

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать....

формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...

Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...