Конкурсная программа "Юный правовед"
классный час на тему

Толстая Татьяна Васильевна

Конкурсная программа для начальных классов "Юный правовед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_yunyy_pravoved.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Юный правовед»

Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

Ход мероприятия

Ученик: Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)

 Учитель: Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о вас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Сегодня мы будем говорить о правах.

Ученик: Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуюсь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Ученик: Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

Ученик: А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Ученик: Могу я погостить  за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

Ученик: А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Ученик: Досугу – час,

А школе – все внимание.

Использую я право

На образование.

Ученик: Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

Учитель: А сейчас мы проведём игру «Юный правовед»

I. Конкурс.

Загадки:

Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)

У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)

Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)

ΙΙ.Конкурс «Юридическая практика»

За правильный ответ – 1 балл.

1.Что из перечисленного одновременно является и правом и обязанностью родителей?

А) обеспечить получение ребенком высшего образования;
Б) воспитывать своего ребенка;
В) создавать условия для изучения иностранного языка;
Г) обеспечивать возможность отдыха за границей.

2. Родители должны осуществлять воспитание своих детей до

А) совершеннолетия;
Б) окончания высшего учебного заведения;
В) начала ребенком трудовой деятельности;
Г) вступления ребенка в брак.

3). Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признается человеческое дитя до

А) достижения 18 лет;
Б) начала трудовой деятельности;
В) достижения 20 лет;
Г) вступления в брак.

4. Какое слово пропущено в следующей фразе:
“ Важнейшим документом, в котором закреплены права ребенка, является……… о рвах ребенка.

5. Найдите в приведенном ниже списке культурные права ребенка и обведите цифры, под которыми они указаны.

А) право ребенка на бесплатное и обязательное начальное образование;
Б) право ребенка на гуманное обращение;
В) обеспечивается право ребенка пользоваться родным языком;
Г) право исповедовать свою религию;
Д) право ребенка на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях;
Е) право на презумпцию невиновности.

6.Сторож спал на посту, что позволило ворам похитить ценное имущество. Какой вид правонарушения совершил сторож?

А) административный проступок;
Б) преступление;
В) дисциплинарный проступок;
Г) гражданский проступок.

7.16-летний Иванов ворвался в коммерческий киоск, угрожая продавцу ножом, похитил деньги и продукты питания. К какому виду юридической ответственности будет привлечен Иванов?

ΙΙΙ.Викторина «Кто больше»

(Зачитывается вопрос, дети вспоминают как можно больше сказок и литературных героев. За каждый правильный ответ даётся балл)

1. В какой сказке нарушено право на личную прикосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»…)

2. В каких сказках литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

(«Три поросенка», «Лиса и заяц»… )

3. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы А.С.Пушкина, Марья Моревна, Иванушка, Алёнушка…)

4. Какие литературные герои воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница,  Нильс…)

5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, Незнайка, Кот в сапогах…)

6. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка  о попе и его работнике Балде»)

7. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка, падчерица…)

ΙV.Игра «Разрешается – запрещается»

Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете поднимать запрещающий или разрешающий знак.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

V. Игра «Да – нет»

  1. «Конвенция о правах ребенка» принята в 1959 г.? (Нет.)
  2. «Декларация прав ребенка»  провозглашена в 1989 г.? (Нет.)
  3. Россия подписала «Конвенцию оправах ребенка»? (Да.)
  4. «Согласно «Конвенции о правах ребенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет.)
  5. Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (Да.)
  6. Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (Нет.)
  7. Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да.)
  8. Может ли быть несовершеннолетний   подвергнут   административному аресту? (Нет.)
  9. Может ли быть арестован несовершеннолетний в случае совершения уголовного преступления? (Да.)

VΙ. Конкурс «Пословицы»

Ребята, а как вы знаете пословицы о правильном и неправильном поведении? Я начну, а вы продолжите письменно.

  • Злой не верит, что есть добрые люди.  (Ответы детей.)

VΙΙ. Викторина «Нарушение прав в сказках»

Вопросы викторины:

1. Русская народная сказка «Морозко»

- Какое право Настеньки  нарушили?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

2. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

Право на образование.

3.Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

- Какую обязанность забыли дети?

Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

  1. Ш. Перро «Золушка»

- Какое право Золушки нарушила Мачеха?

Право на свободный труд.

5. . Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

6. А. Толстой «Приключения Буратино».

- Какое право   нарушили?

Карабас  Барабас  нарушал право на свободу и свободный труд, держал кукол в рабстве?

7. Русская народная сказка «Колобок»

- Какое право   нарушили?

Герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь.

VΙΙΙ. Игра  «Правовой словарь»  (Закончи предложение)

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства  - это …. (Гражданин)

Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)

Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения  - это ….. (Обязанность)

Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)

ΙX. Конкурс «Право или обязанность»

Учитель: Каждый человек имеет как права, так и обязанности.

          Вписать слово право или обязанность на месте пропуска.

… на личную неприкосновенность

…  на свободное передвижение

…  защищать Родину

…  на жилище и его неприкосновенность

… сохранять природу и окружающую среду

…  на труд

…  платить налоги

…  на отдых

… на образование

…  соблюдать законы

…  на охрану здоровья и медицинскую помощь

X. Подведение итогов. Награждение.

Дети рассказывают стихи

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

 В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав – 
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
 Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Конкурсная программа "Моя мама и я".

Данное мероприятие нацелено  на создание  условий для организации досуга, развитие взаимопонимания между родителями и детьми, привитие эстетического вкуса. Развитие творческого потенциала се...

"Осенины" праздничная конкурсная программа ко дню пожилого человека

Внеклассное мероприятие, которое можно провести в месячник пожилого человека в любом классе в начальной школе....

Конкурсная игровая программа к 23 февраля "Команда для капитана Врунгеля"

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе....

Конкурсные программы для девочек к 8 марта.

В данной разработке содержатся материалы для проведения конкурсной программы для девочек к 8 марта....

Конспект конкурсного урока окружающего мира

 Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

Методическая разработка семейно-правовой игры "Правоведы"

Игра предназначена для расширения кругозора и воспитания обучающихся начальных классов. Предназначена для проведения во внеурочной деятельности....