Талдонова статья
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

статья поомогающая в написании. Написать просто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toldonova_statya_2.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки  нравственности  как  средство  воспитания современного

  школьника

Толдонова Т.И.

учитель  начальных  классов

МБОУ  «Гимназия №4»  (г.Курск);

Суровцева И.М

учитель  начальных  классов

МБОУ  «Гимназия №4»  (г.Курск)

«Руководить нравственным воспитанием –

это значит создавать тот

моральный тонус школьной жизни,

который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком-то заботится,

 о ком – то печется и беспокоится,

кому –то  отдает свое сердце».            

 В.А.Сухомлинский.

Проблема нравственного воспитания и развития человека не нова, но именно сегодня она приобретает особую актуальность в связи с усилением тенденций «расчеловечивания» человека, разрушения его внутренних духовных оснований и нравственных опор, навязывания нетрадиционных ценностей, наполнения нравственных понятий новым содержанием.  Все это ведет к утрате моральных ориентиров, содержащих такие понятия, как честь, совесть, достоинство, долг, справедливость, милосердие, сострадание и др. Личность – это ее нравственность, ее основа. Нет нравственного начала  в человека – нет личности.

Работа по духовно – нравственному воспитанию начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, формирования моральных привычек. Можно сказать, что назрела необходимость таких «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в общении со сверстниками. Такая возможность создается сегодня в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения, который предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

В Гимназии №4 города Курска реализуется программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности». Ее актуальность и социальная значимость состоит в том, чтобы помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе находить пути для саморазвития и самовоспитания. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и реализуется учителем в сотрудничестве с родителями. Главная цель её реализации – создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, родитель, сотрудник гимназии разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, стремясь к их реализации в жизни.

Цель программы: воспитание у детей нравственных      ориентиров при построении деятельности, общения, взаимоотношений.

Задачи: 

– сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье; между носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

– способствовать усвоению общепринятых правил поведения; раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

– предоставить ребенку возможность проявить себя и свое отношение к окружающему миру;

– научить детей всматриваться в мир, в людей, учиться строить с ними отношения.

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Здесь происходит осознание нравственных правил, как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила к поведению Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее приятие норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм поведения у ребенка переходит уже к фазе самоконтроля. Происходит понимание того, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами   человека, формирующимися  на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Ученики в своих поступках ориентируются на норму поведения, как на стимул нравственного поведения и торможения безнравственных действий.

Занятия по данному курсу проводятся в форме уроков, бесед, экскурсий, игровых программ, конкурсов, праздников. Работа над проектами увлекает ребят и способствует их сближению с родителями. Интересны детям работа с литературой, обсуждение  произведений, просмотр фильмов, встречи с людьми разных профессий, вероисповеданий и т.д. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека.

Рассмотрим методы и приемы работы на примере занятия по теме «Колокольчики добра» в 4 классе.

Цели и задачи:

– формировать в сознании детей понятия «добро», «доброта», расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

– развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

– пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Введение в тему:

– Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,                       Это  качество    

Главное, важное.                                 В  сердце  у  многих  живет

То, что значит оно,                              И о боли  других

Очень нужно для каждого.                 Позабыть  не  дает.

В нем забота и ласка,                          И  оно  поважнее,

Тепло и любовь.                                  Чем  лица  красота.

В нем стремленье                                Это  качество -

На помощь прийти вновь и вновь.    Наших  сердец…Доброта.

Беседа

От какого слова образовалось понятие доброта?

–  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)

– Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.

–  Многие известные  писатели рассуждали  о доброте.

Михаил Пришвин писал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

–  Как вы думаете, словам этих людей можно доверять?

– Давайте подумаем, чем так интересны добрые люди? Какие качества характера им присущи?

Добродушие, милОсердие, люБовь, скРомность, дОверие, Трудолюбие, сострАдание – вот качества доброго человека.

Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что в этих словах есть, буквы из которых складывается слово доброта.

Обсуждение легенды (умение задавать вопросы и отстаивать свое мнение):

Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем  жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.

А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.

Не обратила  внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.

Как вы поняли эту легенду?

"Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков” – таков девиз “Детского ордена милосердия”. Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе мало настоящих меценатов, есть мы – дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.

Работа с пословицами:

– В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Какие пословицы о доброте вы знаете? Давайте с одной из них поработаем: «Доброе слово лечит, а злое калечит».

– Как вы её понимаете?  Поговорим об этом подробнее.

Работа с бумажной куклой (с образом)

– Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это МАША (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  вас помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы  будете говорить МАШЕ что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики  называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

– Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)

– Ребята, а сейчас посмотрите на МАШУ, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему? Сделайте вывод.

Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.

– Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово играет очень важную роль в жизни человека.

Колокольчики добра

– Я предлагаю вам взять колокольчик, который лежит у вас на столе, и написать  на нём самое важное, по вашему мнению, доброе слово.

Анкетирование:

– Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

А сейчас я попрошу вас ответить вопросы анкеты, чтобы понять, добрый ли вы человек. На каждый вопрос вы отвечаете либо «да», либо «нет».

Анкета «Добрый ли вы человек?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих неудачах. Вы ему скажете, что вас это мало волнует?
  3. Если ваш друг плохо играет в шахматы или другую игру, вы сможете ему поддаться, чтобы сделать ему приятно?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы помните обо всех обидах, которые вам нанесли?
  7. Сможете ли вы выслушать  даже того, кто вас совершенно не интересует?
  8. Вы используете все свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, вы отказываетесь слушать  своего оппонента (соперника по спору)?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы смеяться над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Подведение итога:

– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Правила доброты:

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

– А теперь,  давайте  прикрепим наши колокольчики на поляну.

– Посмотрите: “Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков”.

– А. П. Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами:  « Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!».

– Спешите делать добро!

Важно помнить, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом результаты личностного развития не оцениваются       применительно к каждому школьнику, а могут осуществляться лишь на уровне школы. Учитываются такие показатели: личностная культура (доброта, отзывчивость); социальная культура (долг, товарищество, честность, трудолюбие, дисциплинированность); семейная культура (уважение к близким людям).

В завершении надо сказать, что нравственное воспитание – непрерывный процесс. Начинаясь с рождения человека и продолжаясь  всю жизнь, он направлен на овладение людьми правил и норм поведения. Для нас ключевым тезисом выступает мысль В.А.Сухомлинского о том, что нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое воспитание и развитие, трудовое и физическое развитие именно в начальном звене школы. Очень важно, чтобы была преемственность в такой работе на последующих этапах образования человека, а достигнутые в начальной школе результаты приумножались и утверждались в поступках и деятельностях ребят.

Литература

1.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов  Внеурочная деятельность школьников //Методический конструктор для учителя. - М. : Просвещение, 2011.

2.ruzanovoschool.ucoz.runews/kolokolchiki_dobra…6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...