Весёлая масленка!
классный час (2 класс) на тему

Ставцева Галина Васильевна

 

Цель: создать условия для знакомства  в игровой форме  учащихся с народными традициями и обычаями празднования одного из самых «вкусных» праздников - Масленицы

Планируемые результаты 

Предметные УУД: познакомиться с  произведениями фольклора, посвящёнными Масленице, осознавать их особенности.

 

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, выражать свои эмоции, высказывать оценочные суждения, своё отношение к событиям и героям; формирование системы нравственных ценностей.

 

Регулятивные УУД:  определять цель, удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные  вопросы, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,  следовать инструкции, оценивать результат своих действий.

 

Познавательные УУД: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация),  умение произвольно и осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

 

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы,  осуществлять взаимный контроль;  участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать, совершенствование речевых навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_maslenka.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Весёлая масленка»

Цель: создать условия для знакомства  в игровой форме  учащихся с народными традициями и обычаями празднования одного из самых «вкусных» праздников - Масленицы

Планируемые результаты 

Предметные УУД: познакомиться с  произведениями фольклора, посвящёнными Масленице, осознавать их особенности.

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, выражать свои эмоции, высказывать оценочные суждения, своё отношение к событиям и героям; формирование системы нравственных ценностей.

Регулятивные УУД:  определять цель, удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные  вопросы, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,  следовать инструкции, оценивать результат своих действий.

Познавательные УУД: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация),  умение произвольно и осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы,  осуществлять взаимный контроль;  участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать, совершенствование речевых навыков.

Сценарий классного часа

  1. Вступительная часть

1 ребёнок:

– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

2 ребёнок:

– Почтенные и молодые!

– Полные и худые!

3 ребёнок:

– Мы рады гостям, как добрым вестям!

4 ребёнок:

– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

5 ребёнок:

– Будем вместе веселиться!

1 ребёнок:

– Сегодня Масленица приглашает нас в гости!

3 ребёнок:

– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

4 ребёнок:

– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси! 

5 ребёнок:

– Итак, Масленицу начинаем!

                                                  2 ребёнок:

От души вас поздравляем

И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу

К нам на Масленицу.

Февралю - помашем,

Марту – «здравствуй» скажем.

  1. Основная часть

1-й ученик.

Эй, добрые господа!

Пожалуйте сюда!

2-й ученик.

Два раза не повторяем,

Поэтому один раз объявляем!

3-й ученик.

Приходите Масленицу встречать,

А зиму прогонять!

Рассказ  учителя

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)

-  Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ ее отмечал шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

- Раньше прощались с зимой на Руси веселым праздником - Масленицей. В народе говорили: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».

Масленица  - это великий славянский праздник, празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. И отмечают в этот день прощание с зимой и встречу весны. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния.  А продолжается праздник целых 7 дней!

Масленица всегда в России отмечалась широко. Сам царь Петр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце - победу добра над злом. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным.

 

    Ребята, знаете, откуда пришел к нам этот веселый праздник и почему он до сих пор так любим в народе? Уважали его ещё наши предки – славяне. Назывался он, по разным преданиям, еще Комоедицы. Ком – медведь. Весной батюшка-медведь просыпался, и тут ему в подношеньице – вкусные блинки с маслом на ветвях развесили хозяйки, чтоб было чем полакомиться. Вот откуда пошло выражение: «первый блин комам» - т.е. медведям. Съест медведь такой блин – теплый, вкусный, и станет добрее. А знаете, что медведь у многих славянских племен был  животным - защитником и покровителем. Его уважали и боялись. Поэтому и подкормить ранней весной было обычным делом.

    А почему же Масленица? А вот почему: масло к концу зимы прогоркало, становилось горьким,  поэтому от него старались избавиться, не экономя, сдабривали им кушанья. В давние времена Масленицу-Комоедицы праздновали в дни весеннего равноденствия. Это Праздник проводов зимы и помощи пробуждения природы.

   Обычно, на Масленицу сжигают чучело. А откуда это пошло?  А вот откуда! У  наших предков-славян почиталась богиня зимы – Морена. И когда с почестями и молитвами сжигали её чучело, что считалось, что зиму проводили  на отдых, до следующей зимы.

     И с приходом на Русь православных праздников Масленица никуда не исчезла, а только немного преобразовалась. Праздник привязали к православному посту. Все так же сжигали чучело и так же пекли блины. Только смысл теперь придавали этому действу немного другой: нужно было подготовить свой организм к постным неделям, помириться с ближними, попросить прощения  в прощеное воскресенье.

    Происхождение этого праздника затерялось в глубокой древности, но отмечалась масленица у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца.

    Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые миниатюрные символы солнца. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Со временем масленица утратила таинственный смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы.

- Длилось это развесёлое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей.)

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

А с чем пришла ты, Масленица?

Загадка.

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
 (блины)!

Учитель: Сколько дней гостит у нас Масленица? (Семь дней.)  

- Каждый день Масленицы в старину имел свое название и обряды, которые сохранились до сих пор.

Первый день, понедельник, - встреча. В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в тряпичный наряд, усаживают на почетное место.

Праздник наш гуляет вольно

Каждый Масленице рад.

Пусть задорно и раздольно

Песни русские звучат.

Частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Если хочешь быть здоровым,
Скушай блинчик с молоком,
Если хочешь быть веселым –
То с соленым огурцом!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Эй, подруга, не скучай,
Скушай блинчик, выпей чай!
А захочется еще –
Мне не жалко, скушай все!

Я на Маслену готова 
Скушать 50 блинов. 
Закушу их сдобою, 
Похудеть попробую

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Пятый блин я слопала, 
На мне юбка лопнула. 
Пойду юбку зашивать, 
Чтобы есть блины опять.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Вторник – заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Они не ели, они не спали

И не скучали никогда!

Среда - лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:

Месяц ты, месяц,

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбушке.

Будет моя квашенка полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… 
(тёще на блины)!

Четверг - Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт! Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.

1-й  ученик.

Что-то начал ты грустить!

2-й  ученик.

Бой хочу я проводить!

1-й  ученик.

Это горе — не беда,

Бой устроим мы всегда!

Игра «Петушиные бои»

Давно это было.

Да по сей день осталось.

 -  Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные. Приглашаю самых сильных посостязаться.

 (Рисуется  круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга).

Молодцы, удальцы!

Силушку показали,

Покажите разум!

Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять,

Когда убирать, когда грибы – ягоды собирать.

Назови примету:

Дети собирают  народные приметы о Масленице:

  • Ненастье в воскресенье перед Масленой – к урожаю грибов.
  • Если на Масленой неделе идёт снег –будет хороший урожай гречихи.
  • Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

Пятница - зимние посиделки? или тещины вечерки: чаепитие, хождение друг к другу в гости, игры. 

Затей у нас большой запас.

А для кого они?

Для вас.

Ну, а с чего нам начинать:

Иль песни петь, или играть?

Дети отвечают: Играть!

Игра

- А теперь приглашаю вас поиграть! Я начинаю пословицу, а вы её продолжите.

Масленица семь дней ……(гуляет)

На Масленой повеселись, да блинком ….. (угостись).

 Не всё коту….( масленица).

Где блины, тут и ….(мы).

Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост ……(вспоминай).

Зять на двор — пирог на…. (стол).

Без масла каша ….(не вкусна). 

Боится Маслена горькой редьки да ….(пареной репы).

На  горах покататься, в блинах ……(поваляться).

Широка река Маслена: затопила и….. (Великий Пост).

Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

В Масленую неделю полагалось:

Есть - до икоты,

Орать - до хрипоты,

Петь - до надсаду,

Плясать-до упаду!

Хоровод «Заплятися, плетень»

Воскресенье - прощёный день. Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Воскресенье называют прощеным воскресеньем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить:
 … ("Бог простит!")!

3. Рефлексия:

- Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

 - Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?

- Какая информация оказалась для вас самой ценной?

- Где вы можете применить эту информацию в жизни?

Ученик:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый»

                                      Ученик:

До свиданья, до свиданья,

До свиданья через год!

Через год на это место

Приходи, честной народ

Будут снова чудеса.

Будут развлечения

А теперь прощаемся

                                       Все без исключения!

Учитель:  Да! Чуть было не забыла…

На Руси законом было

Щедро зиму провожать.

Всех блинами угощать!

(Все угощаются блинами. Звучит песня «Блины»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».

Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...

Весёлые старты

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.Внеклассное спортивное мероприятие для параллели 3-х классов с участием родителей.«Вес...

"Весёлая масленка"

Классный час в игровой форме...

Весёлые старты "Мой весёлый звонкий мяч"

Приобщать детей к здоровому образу жизни....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Мероприятие "Масленка"

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины....

Широкая масленка

Внеклассное мероприятие для 2 кл . Дети  узнают названия дней на масленичной неделе,   играют в   народные игры, знакомятся с приметами...