план воспитательной работы 4 класс
материал (4 класс) на тему

Смирнова Виктория Валентиновна

План воспитательной работы для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._rabota.docx73.36 КБ

Предварительный просмотр:

       План воспитательной работы 4 класса МАОУ Сш№ 2 г. Пестово

 Цели: Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой , талантливой , духовно – нравственной личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:  

  • сплочение детского коллектива
  • Воспитание чувств, формирование нравственных отношений
  • Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
  • Сохранение и укрепление  здоровья детей
  • Воспитание патриотизма.

Приоритетные направления воспитательной работы

•        Обще интеллектуальное

•        Общекультурное

•        Спортивно-оздоровительное

•        Духовно-нравственное

•        Социальное

•        Профилактическая работа

Направления и виды деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

                                          СЕНТЯБРЬ

Общекультурные

КТД

Спортивно – оздоровительные

Духовно – нравственное

Социальное

Профилактическая работа

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Профилактическая работа

Работа с родителями

Общекультурное

Духовно – нравственное

Профилактическая работа

Общекультурное

Спортивно – оздоровительные

Общеинтеллектуальные

Социальные

Профилактическая работа

Работа с родителями

Обще

интеллектуальное

Общекультурные

 Спортивно – оздоровительные

Духовно – нравственное

Профилактическая работа

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Профилактическая работа

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно -оздоровительное

Профилактическая работа

Работа с родителями

Обще интеллектуальное

Общекультурное

Спортивно –оздоровительное

Социальное

Профилактическая работа

Работа с родителями

Обще интеллектуальное

Общекультурное

Спортивно –оздоровительное

Духовно – нравственное

Социальное

Профилактическая работа

Работа с родителями

Торжественная линейка

«День знаний» классный час.

Беседа – как правильно себя вести в школе.

День здоровья.

Акция «Чистая школа» (сменная обувь)

День пожилого человека  беседа

Распределение поручений в классе

Организация дежурства по классу.

Инструктаж по правилам ПДД

Беседа «Правила поведения в школе в случае возникновения пожара»

ОКТЯБРЬ

Классный час « Белая ворона, или разговор о толерантности.»

 Всероссийская олимпиада « Страна талантов»

Кл.час «Бережливые хозяева дневника»

«Занимательная мозаика» Викторина знаний по различным предметам

КТД День учителя, день самоуправления..

Школа вежливости. Правила поведения в театре, кино, музее

Антинаркотическая акция «За здоровье и безопасность наших детей!»

 Инструктаж по правила м ПДД

 «Классное родительское собрание (по итогам  1 четверти)  Компьютер и здоровье ребёнка.

НОЯБРЬ

Кл.час День народного единства.

Выставка детских рисунков по безопасности дорожного движения

 Занятие «Секрет успешного выступления.»

Конкурс рисунков и поделок «Самой милой и любимой» ( ко Дню матери

Учебная игра – соревнование «Школьный этикет. Этикет на уроке

 «Мой режим дня» классный час.

Беседа по соблюдению ПДД

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды

ДЕКАБРЬ

Школа вежливости. Правила поведения в библиотеке.

Беседа по охране здоровья «Сон – лучшее лекарство»

Праздник «Зимние именины».

Кл.час "Мир - один для всех!"

Операция -  кормушка

Участие в акции Рождественский подарок.

ЗОЖ «Пиротехника – опасность для вашей жизни» Беседа « Фейерверки и петарды, в чем опасность.»

Индивидуальные консультации родителей

ПДД сигналы светофора. Сигналы регулировщика

Кл.родительское собрание  тема  Питание младшего школьника.

ЯНВАРЬ

Рождественские посиделки.

«Снятие блокады Ленинграда» классный час.

Конкурс рисунков «Ах, ты зимушка – зима!»

Практикум «О вредных привычках»

Беседа - Мир без жестокости.

Сюжетно – ролевая игра «Учимся быть добрыми»

ЗОЖ «Здоровье и болезни»

ПДД Движение пешеходов , их права и обязанности

ФЕВРАЛЬ

Занятия «Учись учиться»:« Учусь работать с текстом»

Конкурс рисунков «Моя любимая школа!» к юбилею школы

Выпуск классных газет «Мой самый классный класс»

КТД «С Днем рождения, школа!»

КТД « День защитника Отечества»

 кл. час Моя малая Родина

 ПДД скрытые опасности на дороге.

МАРТ

Занятия «Учись учиться»:«Учимся дружно. Как научиться договариваться»

Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов «Доброта – что красно солнышко».

КТД «Международный женский день»

Конкурс «Дружба народов»

Кл. Час  - Моя любимая профессия.

 Выставка рисунков в классе  - мир семейных увлечений

Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Беседа «Осторожно, тонкий лед»

 Техника безопасности  на весенних каникулах.

ПДД  велосипед и дорожное движение

Классное родительское собрание    «Как научить дочь или сына говорить "нет"»;

Консультации родителей. Оказание помощи в воспитании детей, коррекции их поведения

 АПРЕЛЬ

Занятия «Учись учиться»:«Мои сильные стороны как ученика»

Акция, как живёшь книга? ( подготовка учебников ,книг – ремонт)

Игровая программа «Полет в космос»

Кл. час «Здоровье сгубить – новое не купить.»

Акция «Здравствуй, пернатый друг!»

ПДД обязанности пассажиров

Консультации родителей. Оказание помощи в воспитании детей, коррекции их поведения

МАЙ

Беседа « мы разные и в этом наша сила»

Творческий отчёт школы

КТД «Память священна»

Кл.час « дорогами войны»

Праздник Посвященный окончанию учебного года.

Народные национальные игры на свежем воздухе

Выставка творческих работ учащихся «Мой прадедушка( пробабушка)- ветеран»

Акция «Чистая школа» (сменная обувь)

Беседа «Осторожно клещи»

ПДД правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Кл.родительское собрание на тему Выбор дальнейшего пути все –за и против

1 сентября

3 сентября

4 сентября

Первая неделя, проверка сменной обуви ежедневно

15 сентября

сентябрь

2 сентября

15 сентября

4 сентября

7 октября

22 октября

20 октября

15 октября

7 октября

    26  октября

28 октября

9 ноября

17 ноября

16 ноября

20 ноября

30 ноября

17 ноября

2 декабря

14 декабря

23 декабря

9 декабря

18 декабря

24 декабря

В течении месяца

15 декабря

Последняя неделя декабря

12 января

19 января

25 января

29 января

18 января

14 января

27 января

17 января

2 февраля

10-20 февраля

15 февраля

19 февраля

22 февраля

24 февраля

9 февраля

3 марта

17 марта

7 марта

21 марта

14 марта

 В течении четверти

10 марта

15 марта

18 марта

В течении четверти

4 апреля

8 апреля

12 апреля

15 апреля

19 апреля

20 апреля

 По необходимости

5 мая  

Первая неделя мая

6 мая

12 мая

24 мая

20 мая

13 мая

 В течении четверти

23 мая

24 мая

Последняя неделя мая

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Зам. Директора по вр, кл. руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, родительский комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. Комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

 Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл руководитель, род.комитет

Кл руководитель, род.комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл . руководитель

Кл . руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. Комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель, род. комитет

Кл.руководитель, род. Комитет

Кл.руководитель, род. Комитет

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл.руководитель

 

           

В течение года ученики класса примут участие в районных и городских конкурсах. Многие ребята занимаются в спортивных секциях, кружках, в театральной студии, в районном центре досуга и могут принять участи в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах, выставках и смотрах. В 4-ем классе дети продолжат принимать участие в олимпиадах по предметам – русский язык – «Русский медвежонок», математика – «Кенгуру». В течение года планируется посещение театров, музеев нашего города. Будут проведены автобусные экскурсии по пригородам Санкт-Петербурга.

Работа с родителями (темы родительских собраний)

Октябрь :   Компьютер и здоровье ребенка

Декабрь :  Питание младшего школьника

Март:   Как научить дочь или сына говорить нет

Май :  Выбор дальнейшего пути все –за и против ( профессии)

Родительский комитет :

  • Кравченко Светлана Александровна
  • Ульянова Светлана Геннадьевна
  • Белова Екатерина Евгеньевна

План работы родительского комитета:

Сентябрь – помощь в проведении дня здоровья

Октябрь – помощь в организации праздника « Битва хоров» , беседы о пожилых людях.

Помощь в проведении праздника осени , антинаркотическая акция « За здоровье и безопасность наших детей»

Ноябрь -Помощь в проведении классных родительских собраний ( согласование работы род. Комитет+ кл. руководитель)

Декабрь – организация подарков детям к Новому году., участие в акции рождественский подарок.

Январь – помощь кл. руководителю в проведении тематических классных часов.

Февраль – помощь в конкурсе рисунков к юбилею школы

Март -  участие в кл. часу питание ребенка.

Апрель – помощь в проведении экскурсий( по желанию уч-ся ) , проведение акции как живёшь книга ( ремонт учебников)

Май -  подготовка кл. часа проф. Ориентация

Работа со слабоуспевающими учащимися :

  1. Создание и работа шефских пар.
  2. Выполнение заданий развивающих творческие способности.
  3. Консультация родителей по подготовке дом. Заданий
  4. Контроль посещения учащимися  внеурочной деятельности, кружков в школе.
  5. Вовлечение детей в общественную работу класса

Основные режимные моменты класса

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Л. чтение

Фк

Л. Чтение

Русс.яз

Ом

Русский язык

Русский язык

Русс.яз

Музыка

Русс.яз

ОРКСЭ

Англ.яз

Матем.

Матем

Л.чтение

Математика

Матем.

Ом

Англ.яз

Изо

Технолог.

Л.чтение

фк

13-00 – 13.30 юным умникам и умницам   матем.

13.00-13.30- занимательный русский язык

13.50-14.20- информатика

13.50-14.20- юным умникам русс. Яз

13.50-14.20-школа докторов природы

13.40-14.10- азбука города

13.40-14.10- основы безопасности жизнедеятельности

14.30-15-00 подвижные игры

14.30-15.00 культура жизнедеятельности

14.30-15.00-изо

Беседа № 1

Компьютер и здоровье ребенка.

Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.

При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

1.Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

         2.Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.         

4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.  

Стеснённая поза Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.

1.Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

 Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.  И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

 Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко. И все же можно психическую нагрузку уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы. Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр.

Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины «синдром компьютерного стресса» и  «компьютерная зависимость». Что же это такое?

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса.

1)         - посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.

- переключите внимание на воспоминание о приятном.

- больше общайтесь с природой.

-  физические нагрузки, музыкальная терапия  - снимают нервное напряжение.

- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут.

Компьютерная зависимость  Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). 

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
 - Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
 - Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Как противостоять?

Постоянно  интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте  ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.

Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. «На человека можно воздействовать только внушением». Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность  этих игр?

Аркадные игры: Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по веревкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Еще одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.

Логические игры: Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты.

Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. В них играют с помощью мыши.

Аркадно-логические игры: Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро.

Такие игры развивают сообразительность и скорость реакции.

Активные игры: Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтому школьники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.

Деловые игры: Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры. Чтобы разобраться, как в них играть приходиться читать специальные книги.

Такие игры длятся обычно несколько часов. Управляют компьютером в деловых играх с помощью мыши, как и в стратегические игры, в них охотно играют старшеклассники и взрослые.

Деловые игры очень полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.

Квесты: Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки.

Цель игры известна с самого начала. Главная задача - пройти игру до конца.

Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играми несложное и выполняется с помощью мыши.

Ролевые игры: Это очень длинные и неторопливые игры. В одну игру можно играть много месяцев. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету. Играющий управляет небольшим отрядом героев, с которыми путешествует по неисследованным землям. Ему приходится одевать, обувать, кормить, поить, вооружать, обучать, воспитывать и лечить своих героев. В этих играх много замков, подземелий, в которых проживают страшные чудовища. В ролевых играх противников называют "монстрами".

Управляют ролевыми играми с помощью мыши или клавиатуры.

 Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

Отрицательные стороны игр:  психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.

  Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития младшего школьника:

- Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Беседа № 2

Питание младшего школьника

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу с вами поговорить о тех продуктах питания, которые вы покупаете для себя и своих детей. И остановиться на одном из видов – генномодифицированных продуктах.

Что же это такое?
Генетически модифицированные продукты стали одним из достижений биологии ХХ в. Но основной вопрос – безопасны ли такие продукты для человека, пока остается без ответа. Проблема ГМП актуальна, поскольку в ней экономические интересы многих стран приходят в противоречие с основными правами человека.

Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Легенды об агрессивных, вытесняющих из природы своих сородичей трансгенных растениях, которые Америка забрасывает в доверчивую Россию, неискоренимы. Но, может быть, нам просто не хватает информации?

Во-первых, многие просто не знают, какие продукты являются генетически модифицированными, или, по-иному, трансгенными. Во-вторых, путают их с пищевыми добавками, витаминами и гибридами, полученными в результате селекции. А почему употребление трансгенных продуктов вызывает такой брезгливый ужас у многих людей?

Трансгенные продукты произведены на базе растений, в которых искусственным путем были заменены в молекуле ДНК один или несколько генов. ДНК – носитель генной информации – точно воспроизводится при делении клеток, что обеспечивает в ряду поколений клеток и организмов передачу наследственных признаков и специфических форм обмена веществ.

Генетически модифицированные продукты – большой и перспективный бизнес. В мире уже сейчас 60 миллионов гектаров занято под трансгенные культуры. Их выращивают в США, Канаде, Франции, Китае, Южной Африке, Аргентине. Продукты из этих стран ввозятся и в Россию – та же соя, соевая мука, кукуруза, картофель и другие.

Во-вторых, по объективным причинам. Население земли растет год от года. Некоторые ученые считают, что через 20 лет нам придется кормить на два миллиарда человек больше, чем сейчас. А уже сегодня хронически голодают 750 миллионов.

Сторонники употребления генетически модифицированных продуктов считают, что они безвредны для человека и даже имеют преимущества. Главный аргумент, который приводят в защиту ученые эксперты всего мира, гласит: « из генетически модифицированных организмов так же безопасна, как и любая ДНК, присутствующая в пище. Ежедневно вместе с едой мы употребляем чужеродные ДНК, и пока механизмы защиты нашего генетического материала не позволяют в существенной степени влиять на нас».

Всевозможные экологические организации (например, «Гринпис»), объединение «Врачи и ученые против генетически модифицированных источников питания» считают, что рано или поздно «пожинать плоды» придется. Причем, возможно, не нам, а нашим детям и даже внукам. Как «чужие», не свойственные традиционным культурам гены повлияют на здоровье и развитие человека? В 1983 году США получили первый трансгенный табак, а широко и активно использовать в пищевой промышленности генно-модифицированное сырье начали всего какие-нибудь пять-шесть лет назад. Что будет через 50 лет, сегодня никто предсказать не в состоянии. Вряд ли мы превратимся в, например, «людей-свиней». Но есть и более логичные доводы. Скажем, новые медицинские и биологические препараты разрешаются к использованию на людях только после многолетних проверок на животных. Трансгенные продукты поступают в свободную продажу и уже охватывают несколько сотен наименований, хотя созданы они были всего несколько лет назад. Противники трансгенов подвергают сомнению и методы оценки таких продуктов на безопасность. В общем, вопросов больше, чем ответов.

Сейчас 90 % экспорта трансгенных пищевых продуктов составляют кукуруза и соя. Что это значит применительно к России? То, что попкорн, которым повсеместно торгуют на улицах, стопроцентно изготовлен из генетически модифицированной кукурузы, и маркировки на ней до сих пор не было. Если вы закупаете соевые продукты из Северной Америки или Аргентины, то на 80 % это генетически измененная продукция. Отразится ли массовое потребление таких продуктов на человеке через десятки лет, на следующем поколении? Пока нет железных аргументов ни «за», ни «против». Но наука не стоит на месте, и будущее – за генной инженерией. Если генетически измененная продукция повышает урожайность, решает проблему нехватки продовольствия, то почему бы и не применять ее? Но в любых экспериментах нужно соблюдать предельную осторожность. Генетически модифицированные продукты имеют право на существование. Абсурдно считать, что российские врачи и ученые разрешили бы к широкой продаже продукты, наносящие вред здоровью. Но и потребитель имеет право выбора: покупать ли генетически модифицированные помидоры из Голландии или дождаться, когда на рынке появятся местные томаты.

После долгих дискуссий сторонников и противников трансгенных продуктов было принято соломоново решение: любой человек должен выбрать сам, согласен он есть генетически модифицированную пищу или нет.

В России давно ведутся исследования по генной инженерии растений. Проблемами биотехнологий занимаются несколько научно-исследовательских институтов, в том числе Институт общей генетики РАН. В Подмосковье на экспериментальных площадках выращивают трансгенные картофель и пшеницу. Однако хотя вопрос об указании на генетически измененные организмы и обсуждается в Минздраве РФ, до законодательного оформления ему еще далеко.

Чем нам грозят генетически модифицированные продукты питания и сельскохозяйственные культуры и почему необходим глобальный мораторий на их производство?

Технология генной инженерии – это замена или разрыв генов живых организмов, получение патентов на них и продажа получающихся в результате продуктов с целью получения прибыли. Биотехнологические корпорации провозглашают, что их новая продукция сделает сельское хозяйство устойчивым, победит мировой голод, излечит эпидемии и значительно улучшит показатели здоровья общества. На самом деле своими действиями в сфере бизнеса и политики генные инженеры ясно продемонстрировали, что они попросту хотят использовать генетически модифицированные продукты для того, чтобы захватить и монополизировать мировой рынок семян, продовольствия, тканей и медицинских препаратов. Генная инженерия – революционно новая технология, находящаяся на самых ранних экспериментальных стадиях развития. Эта технология позволяет устранить фундаментальные генетические барьеры, не только между видами одного рода, но и между людьми, животными и растениями. Путем случайного внедрения генов неродственных видов (вирусов, генов устойчивости к антибиотикам, генов бактерий - маркеров, промоторов и переносчиков инфекции) и постоянного изменения их генетических кодов создаются трансгенные организмы, передающие свои измененные свойства по наследству. Генные инженеры во всем мире разрезают, вставляют, перекомбинируют, располагают в ином порядке, редактируют и программируют генетический материал. Гены животных и даже человека случайным образом встраиваются в хромосомы растений, рыб и млекопитающих, в результате чего создаются такие формы жизни, которые ранее невозможно было себе представить. Впервые в истории транснациональные биотехнологические корпорации становятся архитекторами и «хозяевами» жизни. При наличии минимальных законодательных ограничений или полном их отсутствии, без специальной маркировки и с пренебрежением к установленным наукой правилам, биоинженеры уже создали сотни новых видов продуктов, забыв о рисках для человека и окружающей среды, а также о негативных социально-экономических последствиях для нескольких миллиардов фермеров и сельских поселений во всем мире.

Несмотря на предупреждения все большего числа ученых о том, что современные технологии генной инженерии еще не до конца продуманы и могут дать непредсказуемый результат, а, следовательно, представляют опасность, приверженные идеям биотехнологов национальные правительства и регулирующие органы вслед за правительством США утверждают, что генетически модифицированные продукты питания и сельскохозяйственные культуры являются «по существу эквивалентными» обычной пище и поэтому не нуждаются ни в маркировке, ни в предварительном тестировании.

В настоящее время в США продается и выращивается около полусотни генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и продуктов питания. Отмечается их широкое проникновение в пищевые цепи и окружающую среду в целом. Более 70 миллионов акров земли занято в США под трансгенные культуры, свыше 500 тысяч коров молочных пород регулярно получают рекомбинантный гормон роста крупного рогатого скота (rBGH) фирмы Monsanto. Многие полуфабрикаты и готовые продукты в супермаркетах дают «положительную реакцию» на содержание генетически модифицированных ингредиентов. Еще несколько десятков трансгенных культур находятся в финальной стадии разработки и вскоре попадут на полки магазинов и в окружающую среду. Согласно данным самих биотехнологов, в ближайшие 5-10 лет все продукты питания и ткани в США будут содержать генетически измененный материал. «Скрытое меню» немаркированных трансгенных пищевых продуктов и ингредиентов включает в себя соевые бобы и масло, кукурузу, картофель, рапсовое и хлопковое масло, папайю, помидоры.

Практика генной инженерии в отношении пищевых продуктов и тканей приводит к непредсказуемым результатам и представляет угрозу для людей, животных, окружающей среды и будущего устойчивого органического земледелия. Как указал британский молекулярный биолог доктор Майкл Антониу, манипуляции с генами приводят к «неожиданному появлению токсинов в трансгенных бактериях, дрожжах, растениях и животных, причем это явление остается незамеченным до тех пор, пока не нанесет серьезный ущерб чьему-либо здоровью». Риск от использования генетически модифицированных продуктов питания и сельскохозяйственных культур можно разделить на три категории: риск для здоровья людей, риск для окружающей среды и социально-экономический риск. Краткий обзор этих рисков, как уже доказанных, так и возможных, предоставляет убедительные аргументы в пользу необходимости глобального моратория на производство трансгенных культур и организмов.

компенсации. В 1999 году передовицы британских газет были посвящены вызвавшим громкий скандал исследованиям ученого Роуэттовского института доктора Арпада Пустаи, обнаружившего, что генетически измененный картофель, в ДНК которого были встроены гены подснежника и часто используемого промотора – вируса капустной мозаики, вызывает заболевания молочных желез. Было обнаружено, что «картофель-подснежник» значительно отличается по своему химическому составу от обычного картофеля и поражает жизненно важные органы и иммунную систему у питающихся им лабораторных крыс. Самым тревожным является то, что заболевание у крыс возникло, видимо, под воздействием вирусного промотора, используемого практически во всех генетически модифицированных продуктах.
^
Пищевые аллергии

Угрозу массового заболевания, вызванного употреблением в пищу трансгенных продуктов, буквально в последнюю минуту удалось предотвратить в 1996 году ученым штата Небраска, благодаря тестам на животных обнаружившим, что ген бразильского ореха, введенный в ДНК сои, способен вызвать смертельно опасную аллергию у людей, чувствительных к этому ореху. Люди, страдающие пищевыми аллергиями (а им подвержены, по статистике, 8 % американских детей), последствия которых могут быть самыми различными – от легкого недомогания до внезапной смерти – едва не стали жертвами воздействия чужеродных протеинов, встроенных в ДНК обычных пищевых продуктов. А поскольку многие из этих протеинов никогда не были частью рациона человека, тщательное тестирование на безопасность (включающее в себя длительные исследования на животных и на людях-добровольцах) необходимо для предотвращения опасных ситуаций в будущем. Обязательная маркировка генетически измененных продуктов также необходима, чтобы страдающие пищевыми аллергиями могли избегать таких продуктов и чтобы службы здравоохранения были в состоянии обнаружить источник аллергена в случае возникновения заболеваний, вызванных употреблением генетически модифицированной пищи. К сожалению, Служба продовольствия и медикаментов, равно как и другие регулирующие органы во всем мире, обычно не требует предпродажных исследований на животных и людях, при помощи которых можно было бы установить, присутствуют ли в тех или новые токсины и аллергены и не повышен ли уровень содержания уже известных науке аллергенов и токсинов.
Уважаемые родители! Прислушайтесь к моим словам Здоровье ваших детей – в ваших руках. 
Спасибо за внимание. До свидания.

Беседа № 3

 Как научить дочь или сына говорить нет.

Главное качество любого воспитанного человека — помощь другим людям. Но в жизни бывают такие ситуации, когда приходится в чем-то отказывать. Некоторым это удается легко, а другим — нет. Научиться правильно отказывать можно. Этим мы и будем сегодня заниматься. Для начала давайте разберемся, почему человек должен уметь отказывать.

НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЕ Я

 Часто, когда вы кому-то отказываете в просьбе, то чувствуете «угрызения совести» оттого, что не оправдали надежд того человека, который к вам обратился. Почему так происходит? Мы хотим осознавать, что нужны другим людям, что они всегда могут к нам обратиться, а мы всегда можем им помочь. У каждого из вас рано или поздно проявится желание показать другим людям, что вы можете все. Если соглашаться на каждую просьбу, то не останется времени на свои собственные дела. Мы не говорим «нет», потому что не хотим обидеть человека, ведь возможно, что это его последняя надежда.

У каждого из вас есть свое любимое дело, а, если вы будете откликаться на все просьбы, поступающие вам, то на ваше занятие времени не останется. А если человек не занимается любимым делом, то он не может быть счастлив по- настоящему. Иногда чужие просьбы становятся настоящей проблемой, поэтому нужно уметь вовремя отказать. Учиться говорить «нет» нужно с младшего возраста, поскольку у взрослых людей уже сформирован характер и изменяться они в большинстве своем не хотят. Поэтому и страдают, из-за невозможности отказать другим они отказываются от себя. Давайте разберем, какие бывают в жизни ситуации, когда вы должны отказать.

ПРОСЬБА МЕШАЕТ ВАШИМ ПЛАНАМ

Учитель. Каждый из вас имеет свой распорядок дня. С утра вы просыпаетесь, завтракаете, идете в школу. После уроков направляетесь домой, обедаете и занимаетесь своими личными делами: одни идут гулять, другие делают уроки, третьи идут в секцию, в которой занимаются, и четвертые просто ничего не делают. Представьте, что ваш друг из тех, кто после школы может просто поваляться на диване, а вы — спешите в секцию. Друг просит вас зайти к нему, потому что ему скучно, а вы должны ему отказать, ведь у вас свои дела. Как вы это сделаете?

Ребята отвечают.

 Самый простой способ отказать — это сказать короткое слово «нет». В этом случае не нужно искать каких-то изворотливых ответов. Друг, конечно же, вас поймет, и вы сможете увидеться в другое время. У каждого свои планы на вечер, поэтому нужно уважать чужие интересы и ценить чужое время.

Никогда не поощряйте лень других людей, и сами старайтесь от нее избавляться. Ведь у вас дела есть всегда: нужно и уроки приготовить, и позаниматься домашними делами, и на тренировку сходить, и, конечно, отдохнуть. А лень не только съест все ваше время, но и ваши силы, и у вас уже не будет желания вообще что-то делать.

ПРОСЬБА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

 Школьники — люди очень общительные. Многие из вас имеют друзей не только в школе, но и во дворе, и в других местах, которые вы посещаете. Вы, наверняка, слышали, что все пагубные привычки обычно появляются в компании. Кто-то закурил, другой сделал то же самое, и очередь дошла до вас. Вот сейчас самое время сказать твердое «нет» своим друзьям. Если им нравится травить себя, это не означает, что вы должны делать то же самое. Как вы считаете, что вы должны сделать, если ваши друзья продолжают настаивать?

Ребята отвечают.

 Если они не понимают отказа, то лучше всего оставить эту компанию. В ней все равно ничего хорошего не получите, а вот потерять можете многое. Ваше здоровье вам дороже, чем такие друзья. Выбор они делают сами, и они должны осознавать, что этот выбор неправильный. Вы гоже выбираете сами. Ваш отказ — это ваше право. И, если ваши так называемые друзья на чем-то настаивают, то лучше действительно прекратить с ними все отношения.

У ВАС ПРОСЯТ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ

Многие из вас любят обмениваться своими дисками или другими вещами. Это в порядке вещей, если все возвращается в руки к хозяину в оговоренные сроки. А как быть, если кто-то из ваших друзей просит у вас чужую вещь. Например, вы взяли диск с новой музыкой у своей одноклассницы надень и пообещали, что вернете в срок. А вечером к вам зашел ваш лучший друг, увидел диск и попросил дать его послушать. Что вы сделаете?

Ребята отвечают.

Запомните важное правило: вещи, которые вам не принадлежат, вы не имеете права отдавать кому бы там ни было. Вы же понимаете, что взяли ее вы, вот и отвечать придется вам. Поэтому лучше всего в этой просьбе другу отказать. Объясните это ему, он должен вас понять. За чужую вещь вы несете ответственность. Если это ваша общая знакомая, то ваш друг должен спросить у нее разрешения сам. Например, он может ей позвонить. Если ему разрешат, то вы вполне можете дать ему этот диск.

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

 Существует множество речевых формул, которые позволяют отказать человеку, но при этом не вызвать никакой обиды. Лучше всего, конечно, говорить правду, почему вы не сможете это сделать, но ведь не всегда мы хотим раскрывать настоящую причину нашего отказа. Поэтому и обратимся к формулам вежливого отказа. Давайте сейчас их и изучим.

Просто «нет». Самый простой и одновременно самый сложный способ отказа. Например: «Нет, я не приду». Вы можете на просьбу ответить только одним словом, поскольку не обязаны никому ничего объяснять.

«Нет» и объяснения отказа. Иногда недостаточно одного слова, поэтому стоит подумать, почему вы отказываете человеку. Например: «Нет, у меня сегодня приезжает бабушка».

«Нет, но...». Такой способ отказа подходит в том случае, если вы все же соглашаетесь на просьбу, но при других условиях. Например: «Я не смогу зайти к тебе в гости сегодня, но завтра с удовольствием».

«Это не мое, спроси у ...». Мы уже говорили, что чужие вещи отдавать нельзя, поэтому лучше всего, чтобы с просьбой обратились именно к тому человеку, кому принадлежит эта вещь.

«Я знаю, кто может тебе помочь». Такой способ сказать «нет» предполагает, что вы помогли человеку, направив его к тому, кто лучше разбирается в данном вопросе.

«Нет, нет, нет, нет». Такой отказ соответствует вопросу. Говорить «нет» нужно столько раз, сколько вас просят об обременительной услуге.

Если вы твердо уверены, что не намерены выполнять чью-то просьбу, то никогда не говорите «может быть», поскольку это означает, что вы откладываете ответ на неопределенное время и даете человеку надежду, что вы выполните его просьбу. А когда к вам обратятся снова, то вы вынуждены будете еще раз отказывать. Иногда из-за этого вы даже можете поссориться с другом. Например, к вашему знакомому приезжает брат, который без ума от какой-то компьютерной игры. У вашего знакомого ее нет, зато она есть у вас. На просьбу дать вам диск на пару дней вы отвечаете, что «может быть, можно» или «я поищу», а потом за день до приезда гостя вы отказываете другу без всяких объяснений. А ведь за это время он мог обратиться с просьбой и к другим друзьям. Таким отказом вы очень сильно подвели друга.

ПРОСЬБЫ НА УРОКЕ

В школьных буднях вы часто сталкиваетесь с просьбами. Самая распространенная: «Дай списать». Наверное, среди вас нет таких ребят, которые хотя бы раз не списывали или не давали списывать. Так как же нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

 Дружба дружбой, а учение есть учение. В первую очередь вы учитесь для себя. Если сейчас вы будете халтурить, вместо того, чтобы самостоятельно учиться, то впоследствии вам будет очень сложно наверстывать упущенное. Кому-то учение дается легко, а кому-то сложнее. Прежде чем списать у кого-то, стоит сначала получше разобраться в предмете. Например, по математике вам задали несколько сложных примеров. Два вы сделали, а один — самый сложный — нет. А ваш сосед по парте сделал все три. Как поступить в этой ситуации: списать или нет?

Ребята отвечают.

 Попросите соседа объяснить вам ход его решения. Может быть, вы где-то перепутали знак, и поэтому вы не находите решения. Вы даже почувствуете гордость оттого, что смогли самостоятельно решить пример, а не списали все у соседа. А как быть, если кто-то у вас просит списать домашнее задание?

Ребята отвечают.

Здесь тоже все зависит от человека, который просит списать. Если это единичный случай, то можно, а если одноклассник регулярно не выполняет домашнее задание и списывает у вас, то здесь нужно отказать. В этом случае очень актуально выражение «садиться на шею». Почему вы должны делать его работу за него? Сейчас он просит списать, потому что дома не смог справиться, а на контрольной как же он будет? Лучше предложите ему помочь, объяснить, а, если он от этого откажется, то и вам стоит сказать ему твердое «нет!», когда он в следующий раз будет просить списать. Если каждый раз давать своим одноклассникам списывать, то вы будете оказывать им медвежью услугу, то есть только вредить. Если они не поймут сейчас, то потом им будет намного сложнее. В любом случае им придется разобраться с неизученной темой. Так что, чем раньше они ей займутся, тем лучше же для них будет.

ПРОСЬБЫ ДОМА

. Как ни странно, но даже своим домашним нужно уметь в чем-то отказывать. Но здесь нужно быть особенно осторожным, чтобы не обидеть просто так своих родителей или бабушку и дедушку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Вы пришли домой после уроков очень уставшие. Мама приготовила для вас обед, вы пообедали и направляетесь в свою комнату. Вы легли на кровать и отдыхаете. К вам заходит мама и просит вас навести в комнате порядок. Но вы так устали, что даже встать не можете с кровати, не то что начинать уборку в ней. Как вы поступите?

Ребята отвечают.

 В этой ситуации самое важное — это выполнить мамину просьбу. Она не требует с вас ничего особенного, все в порядке вещей. Просто попросите ее немножко подождать. Например, можно сказать: «Я сейчас отдохну после школы часок и все здесь уберу». Мама должна понять, что после школы вы всегда приходите уставшими. Вы же не роботы, а простые люди, а им свойственно уставать. Только обязательно выполните эту просьбу, а не откладывайте ее на неопределенный срок, в противном случае вы нарветесь на ссору. А теперь другая ситуация: к вам в гости приехала ваша бабушка. Самое главное для них — повкуснее вас накормить. Каждый раз, когда она приезжает, вы слышите: «Ой! Какой ты худой! Тебя что здесь не кормят!». Такую фразу из вас слышали многие. Так что стараться накормить вас она будет очень тщательно. Детям для нормального физиологического состояния требуется намного меньше калорий, чем взрослым, поэтому и едят они меньше. Но вашим любимым бабушкам это понять очень сложно. Поэтому, когда вы за обедом уже наелись, а бабушка просит вас съесть еще что-нибудь, то просто скажите правду: «Я больше не хочу, я наелся». Сказать это нужно спокойным, а не повышенным тоном, чтобы никого не обидеть. Если она будет настаивать, то угодите ей. В конце концов, она к вам приезжает не каждый день, а один лишний пирожок принесет ей очень много радости.

ПРОСЬБЫ НА УЛИЦЕ

 Иногда к вам с просьбой могут обратиться совсем незнакомые люди. Чаще всего это происходит в транспорте (просят подсказать, где нужная им остановка) или на улице (просят подсказать, где нужная улица, или просят перевести через дорогу). На такие просьбы ответить не составит никакого труда, поэтому, если вы знаете и можете подсказать, то обязательно так сделаете. Но иногда на улице подходят люди совсем с другими просьбами. Всегда говорите «нет!», если к вам на улице подходит незнакомый человек и просит вас:

— пойти вместе с ним куда-либо;

— подвезти;

— купить у него что-нибудь;

— дать ему денег.

Если к вам подходят на улице незнакомые люди с подобными просьбами, то вы можете даже не реагировать на них, а просто отойти в сторону.

Подведение итогов

 Вы уже поняли, что научиться говорить «нет» достаточно сложно. Но, научившись делать это, вы будете чувствовать себя более уверенными людьми, поскольку сами будете решать, как распоряжаться своим временем, и не будете обременены чужими просьбами. Умение отказывать очень пригодится вам в жизни, поскольку вы сможете выбирать то, что вам действительно нужно и интересно, а не идти в общем потоке и делать все для других

Беседа № 4

Выбор дальнейшего пути все –за и против

В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго - это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной - близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй - разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Существует более 40 тыс. профессий. Для ознакомления возьмите более близкие - те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Вот примерная программа изучения профессии:
1) место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;
2) основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;
3) требования, которые предъявляет данная профессия к человеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;
4) что дает эта профессия для духовного и физического развития человека;
5) где и как овладеть этой профессией;
6) спросите честно самого себя: "Чем меня привлекает данная профессия?".
Возможны ответы: творчество в работе, интерес к делу, работа в коллективе, романтика профессии, значение ее для народного хозяйства, возможность трудоустроиться, высокая зарплата. Человек растет в соответствии с целью, выше цель - большего достигнешь. Не соблазняйтесь материальными выгодами от профессии. Творчество - вот что достойно человека. Недаром М. Горький писал, что работа только тогда и может доставлять истинное наслаждение, когда она становится творчеством.
Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали.
Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен. Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: "Хочу стать кинематографом"; "Где нужно учиться, чтобы стать дальтоником"; "Мы с подругой твердо решили стать интуристами"; "Решил всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях. Скажите, с кем поговорить?"; "Решила уехать из поселка. Хочу стать горным инженером. Я не виновата, что родилась далеко от гор". Это строки из писем ребят в газеты.
Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии  компьютерщика, экономиста, бухгалтера , врача, юриста. Ко вторым -профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Некоторые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфере обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно установить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслуживает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?
В книге Е, Пермяка "Кем быть?" рассказывается о том, как один известный артист на примерке костюма спросил своего школьного товарища - портного:
- Володя, скажи по совести, доволен ли ты своим портновским делом?
- Вполне, - ответил тот.
- А тебя не унижает, что ты шьешь, что тебе приходиться примерять на меня? Все-таки, что не говори, носить костюм куда приятнее, чем его шить...
На это портной ответил своему школьному товарищу-артисту:
- Вася, а тебя не унижает, что приходиться надевать забавные парики, наряжаться в невесть какую одежду, говорить не своим голосом, разыгрывать разных прощелыг и смешить меня, когда я сижу в театре? Не унижает ли тебя то, что тебе приходится развлекать меня? Ну, не стесняйся, скажи!
Артист обнял своего товарища и сказал:
Прости меня, Володя, за то, что я задал тебе такой подлый вопрос.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в сельском хозяйстве - разве ему не надо знать основ агротехники, зоотехники, не говоря уже просто о механике?
К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром еще В.Г.Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.
Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.
Телефонистка, например, должна обладать другими качествами:
хорошим зрением и слухом, надежными голосовыми связками, четкой дикцией, а также выдержкой и вежливостью и т.д.
Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Ни обществу, ни человеку это не нужно. Имеются справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны при тех или иных особенностях организма. Указанные справочники предназначены для врачей, а не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом. Медицинская профессиональная консультация проводится заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из рекомендаций врача.
Не откладывайте решение вопроса "кем быть?" на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться "за компанию", устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.
Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором - поработайте на комбайне или тракторе, шофером - его помощником, врачом - санитаром в больнице, геологом - поработайте летом в экспедиции.
Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, поз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

Перспективный план воспитательной работы класса

Подробное планирование воспитательной работы класса на год...

план воспитательной работы класса

План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....

план воспитательной работы класса

план воспитательной работы состоит:- характеристика классного коллектива;- план работы с учащимися с высокой мотивацией к обучению;- план работыс учащимися с низкой мотивацией к обучению;- работа с ро...

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы с классом (таблица)...