Главные вкладки

    Материал (1, 2 класс) на тему:
    Родительский лекторий "Почему ребенок плохо читает и пишет"

    Хадеева Наталья Владимировна

    Лекторий для родителей обучающихся 1-2 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_teskt_mojo.docx34.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание                   Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет.

    Дата проведения:  четверть

    Форма проведения: лекторий для родителей

    Родительский лекторий "Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью"

    Цель: ознакомление родителей с  причинами, связанными  с неуспеваемостью учащихся начальных классов

    Задачи : 1. Познакомить с терминами "дислексия", "дисграфия";

                   2.  Познакомить с приемами занятий с детьми.

    Вступление

    Слайд 1. Тема нашего лектория    «Почему ребенок не любит читать и плохо пишет».

    Слайд 2.  Эпиграфом  к этой актуальной теме   я взяла слова Ушинского: «Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.»  К.Д.Ушинский

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

    Ребенок делает много ошибок при письме,  никак не может научиться хорошо читать.

    Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

    А может - правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

    Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

    Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: "Он просто не старается". Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

     Слайд 3.

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью  высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Слайд 4. Обратите внимание на их характер. Не заметить почерк  детей - дисграфиков не возможно. Его выдаёт во-первых, плохой почерк; во –вторых – неряшливое , безграмотное письмо. Выполнение требований к каллиграфическому написанию букв у них  затруднено двигательными расстройствами. Дети - дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.

    Дисграфия - часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

    Слайд 5. Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове "ложка" неправильно написать первую букву ("рожка") может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова ("лошка")  может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

    Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец, а уж про сочинение и изложение говорить не приходится.

    Слайд 6.  В 3-4классах обучается 65учеников, из них только  55,3%  детей от общего числа учащихся хорошо пишут: т.е. соблюдается единый орфографический режим. Все записи в тетрадях оформляются  каллиграфическим аккуратным почерком - пишут достаточно красиво. 44,6% - учащихся – пишут плохо. Это  говорит о том,  что большая часть учащихся испытывают трудности при письме.  Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе.

    Слайд 7. Отчего  же зависит  почерк?   На что нужно обратить особое внимание:

    1. Если Ваш ребенок левша.
    2. Если он - переученный правша.
    3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
    4. Если в семье говорят на двух или более языках.
    5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу  
    (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
    6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
    7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
    8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
    9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
    10. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

    Уважаемые родители, обратите внимание!
    Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
    Слайд 8.

    Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует  и отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

    Правое полушарие  отвечает за интуицию и творческое мышление, например - за музыкальные способности или общительность человека.

    Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям. При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению.

    Что может служить предпосылкой дислексии?

    1) Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга ( с травмами мозга). Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

    2)С врожденными особенностями строения мозга: к примеру, запоздалое разделение "обязанностей" между правым и левым полушариями. На чтении "специализируется" задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают "по наследству" дедушкины проблемы. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек.

    Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование и это правильно. Для родителей первых классов: если к концу 1класса ребёнок не освоил чтение и письмо, то это явные признаки дислексии, то лучше продублировать обучение в 1классе,  т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи.

    Слайд 9.    Выделяют пять форм дисграфии:

    1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
    Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. (дети не выговаривают какие-то звуки – л, р, ш, ж и т.д.)
    Слайд 10.

    2. Акустическая форма дисграфии.
    Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
    Слайд 11.

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
    Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

    •  пропуски букв и слогов;

    ∙ перестановка букв и (или) слогов;

    ∙ недописывание слов;

    ∙ написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

    ∙ повторение букв и (или) слогов;

    ∙ контоминация - в одном слове слоги разных слов;

    Слайд 12.

    • слитное написание предлогов,
    • раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
      Слайд 13.

    4. Аграмматическая дисграфия.
    Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
    Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
    Слайд 14.

    5. Оптическая дисграфия.
    В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
    Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
    - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
    - добавление лишних элементов;
    - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
    - зеркальное написание букв.

    Слайд 15. Как научить писать красиво! НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, которые помогут в преодолении дисграфии. 

    Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом

    В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ  ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ! Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям.  При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

    Слайд 16

    Есть несколько упражнений, которые помогут  ребенку справиться с дисграфией: 

    Упражнение "Корректурная правка".

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с - ш и т.д.

    Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    Слайд 17.  "Пропущенные буквы".

    Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

    Слайд 18.  Упражнение "Пишем вслух".

    Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

      Диктанты надо писать! Только по-особому. 1. Чрезвычайно медленно! Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 - 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    Слайд 19.  В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

    Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

    Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают.

    Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в классе ими пользоваться нельзя: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами . "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги.

    Слайд 20.  Чего нельзя делать?

    Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
    НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.

    Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

    Слайд 21.    Другой проблемой обучения является  Дислексия -  нарушение способности к овладению навыком чтения  при сохранении общей способности к обучению. 

    Слайд 22.  3классы норма на начало года 40-50, 4классы 80-90слов.

    Слайд 23

    Слайд 24

    И еще - детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них! (Смотреть презентацию). 

    что дислексия - это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях. А еще говорят, что у гениев плохой почерк…

    Их называли  "тупица", "неспособный" и тому подобное. Познакомьтесь

    Джордж Буш –

    Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

    Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

    Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о "потрясающе неграмотном авторе". В одной газете написали: "Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем". И это почти правда - обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

    Слайд 25.

    Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно (плохо читает и пишет)Источник богатства: компания "Ikea" Состояние: 31 млрд. долларов Гражданство: Швеция

    Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.

    Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике. Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

    Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.

    Знаменитая английская писательница Агата Кристи, "королева детектива", за свою жизнь написала больше 80 книг.

    Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

    Слайд 26.

    Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.

    Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

    Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).

    Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом.

    Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы - например, могут написать "Под небом лолубым".

    Слайд 27.   -   28

    Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…

    Слайд 29.

    Знаменитые троечники

    Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

    Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

    Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

    Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

    Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

    Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

    Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

    Слайд 30.

    Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают - обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия,  дислексия.

    В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

    Помните:  Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

    Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

    Родительское собрание (1класс) Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связа...

    Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?  Обратите внимание на их характер.Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупы...

    Почему ребёнок плохо читает и пишет?

    Доклад на тему:"Почему ребёнок плохо читает и пишет" подготовлен для родительского собрания...

    Лекторий родительского собрания на тему: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет. 15 октября 2017 год

    Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью» Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспец...

    Ребенок плохо пишет и читает.

    Ребенок плохо пишет и читает. Памятка родителям....