Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Блументаль Татьяна Сергеевна

Одним из эффективных методов, обеспечивающих успешную социализацию ребенка является театрализация.

Метод театрализации представляет собой взаимосвязь педагогики, методики и театра. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки, умения, которые они смогут затем применить в реальной и повседневной жизни: пользоваться новыми информационными технологиями, свободно владеть опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_konferentsiya_10.12.14.pptx2.91 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе

Слайд 2

Театрализация – взаимосвязь педагогики, методики и театра Прием театрализации в начальной школе помогает формировать первичные навыки общения, развивать умения использовать иностранный язык для достижения определенных целей. Ролевые игры создают прекрасные условия для овладения как языком, так и новыми социальными ролями.

Слайд 3

Внеклассная работа Трудно переоценить значение приема театрализации во внеклассной работе. Театр – одна из самых ярких и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театральная деятельность – самая точная модель общения, здесь переплетается речевое и неречевое поведение участников.

Слайд 4

«Фольклорное наследие Англии» В кружке занимаются учащиеся 2-3 классов. Занятия проходят 1 раз в неделю. Раз в четверть проходят открытые занятия для родителей и дошкольников.

Слайд 5

Золушка

Слайд 6

Спящая принцесса

Слайд 7

The Princess’s song The prince from the tale So handsome and smart Will come to my palace in spring I’ll open the windows, doors and my heart The birds in the garden will sing My beautiful Prince, I’m waiting for you The clock will be striking midnight Tick-tock, tick- tock My dreams are so lovely and bright

Слайд 8

THANK YOU FOR ATTENTION!



Предварительный просмотр:

   

Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе

Блументаль Татьяна Сергеевна,

учитель английского языка МБОУ ЦО №36    

г. Тула,  

                                                                                                                                   Театрализация как прием освоения новых социальных ролей при обучении иностранному языку младших школьников.

Современный этап общественного развития характеризуется возросшей значимостью процесса освоения социального опыта, обеспечивающего эффективную социализацию личности.

Таким образом, одна из важнейших функций школьного образования является оптимизация условий, реализующих эффективное формирование различных ценностных ориентаций, моральных норм и других составляющих социального опыта, обеспечивающих ребенку эффективную интеграцию в современный социум.

Младший школьный возраст зачастую называют вершиной детства. В этот период жизнь во всем её разнообразии особенно привлекательна для ребенка. Интерес вызывает не обязательно то, что входит в личный и повседневный жизненный опыт, но и другие страны, их культура, их обычаи. Происходит колоссальное расширение социального опыта [1, c. 71-74]. Все это - неповторимые психологические условия для приобщения к иноязычной культуре, освоению иностранного языка, социализации.

Поэтому особенно важно формировать представление о различных социальных ролях в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период развития ребенка осуществляется переход от стихийного накопления элементарного опыта к относительно контролируемому процессу социализации, к накоплению понятий, опыта общения, формированию различных навыков и умений. Одним из эффективных методов, обеспечивающих успешную социализацию ребенка является театрализация.

Метод театрализации представляет собой взаимосвязь педагогики, методики и театра. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки, умения, которые они смогут затем применить в реальной и повседневной жизни: пользоваться новыми информационными технологиями, свободно владеть опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному сотрудничеству.

В процессе использования метода театрализации на уроках английского языка в начальной школе у детей формируются первичные навыки общения на иностранном языке; развиваются умения использовать иностранный язык для достижения своих целей [3, c. 45-49]. Также дети учатся выражать свои мысли и чувства в коммуникативном взаимодействии со сверстниками.

Театрализованные игры в младших классах отличаются большим разнообразием.  

В начальной школе театральные постановки, преимущественно ролевые игры, которые создают прекрасные условия для овладения языком и социальными ролями.

В процессе театрализованной деятельности на уроке я использую игрушки, природные материалы и т.д., которые наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Например, изучая тему «Знакомство», учащиеся отрабатывают языковой материал («What's your name?», «How are you?», «Where are you from?» и т.д.) с использованием кукол, игрушек. Ученики наделяются ролями, от разных лиц (героев) проговаривают изучаемые фразы.

При изучении цветов, предметов одежды, частей тела человека  также используем различные куклы, животных. Дети учатся выстраивать простейшие предложения на английском языке:

- Hello, I'm a bear. My name is Tom. I've got a jacket. It's yellow. I've got jeans. They are blue.

-  Hello, I'm a mouse. My name is Mary. I'm grey. I've got two eyes, a small nose, and two big ears. I've got a long tail.

В процессе театрализации совместное пение и движение всегда создают оживленную атмосферу на уроке. К примеру, в игре «Лисичка» одного ученика выбирают на роль водящего «лисы». «Лиса» сидит в углу на стульчике, «спит». Дети приближаются к «лисе» и говорят:

- Foxy, Foxy, Let us play!

«Лиса», «просыпаясь», отвечает:

- I am hungry! Run away!

Дети разбегаются. «Лиса» бегает по комнате, стараясь «осалить» кого-то из ребят, тот становится водящим.

Также можно предложить детям замечательную театрализованную игру в магазин. Например, педагог предлагает открыть три магазина «Магазин по продаже детских игрушек», «Магазин школьных принадлежностей» и магазин «День рождения», в котором они могут приобрести все необходимые товары для празднования дня рождения и подарки. В роли продавцов могут выступать ребята, более подготовленные по предмету. В их задачу входит не только продажа товаров другим ученикам - "покупателям", но они еще должны следить за тем, чтобы все ребята, посещающие магазины говорили только по-английски. У каждого магазина есть своя вывеска и соответствующие товары, точнее листочки бумаги, на которых написаны названия этих товаров, а также прайс-листы, которые выдаются только продавцам. Продавцы не должны показывать эти листы покупателям. Всем ребятам выдаются «деньги», они ходят по магазинам и покупают то, что им хочется. Чтобы каждый, даже самый слабый ребёнок чувствовал себя уверенно, все необходимые фразы я записываю на доске. В конце игры дети совместно с педагогом подсчитывают, сколько денег заработал каждый магазин.

Такие игры-театрализации соответствуют современным требованиям к содержанию процесса обучения, таким, как :

- Доступность

- Наглядность

- Содержание страноведческого материала

- Создание мотивации через организацию учебного материала

- Создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке

- Создание условий для самостоятельной творческой работы и самореализации.

Они значительно повышают эффективность и качество образовательного процесса, улучшают характер взаимодействия учителя и ученика, делают урок эмоциональным и запоминающимся. 

Запоминание сюжета, последовательности действий героев сказки, отдельных речевых оборотов осуществляется с помощью кукол, наглядных символов, запоминание лексики - с помощью движений.

Рассмотрим особенности технологии театрализации сказки на уроке английского языка в начальной школе.

1  этап. На данном этапе четко формулируются задачи данного урока:

- на развитие каких навыков будет направлена данная театрализация;

- с помощью каких упражнений можно помочь обучающимся сконцентрировать свое внимание на содержании сказки;

- пути использования музыки, мимики движений, картинной, предметной наглядности.

2 этап. Подготовительный. На данном этапе учитель:

- готовит схематические рисунки, иллюстрирующие слова на доске и карточки с новыми словами;

- рисует или подбирает персонажей сказки;

- придумывает жесты для каждого нового слова, вводимого на уроке.

3 этап. Последовательность работы.

Атмосфера на уроке должна быть самая непринужденная. Ребят можно посадить полукругом для удобства восприятия рассказа учителя и демонстрируемой наглядности.

1. Учитель выступает с кратким вступительным словом к сказке (рассказывает о характерах персонажей, стиле, основном содержание, действующих лицах), установка на первое восприятие сказки.

2. Ввод новой лексики. Показывая рисунки и куклы, использую жесты, мимику. Быстро повторяю слова, используя эти жесты. Воспроизвожу жесты. школьники называют слова. Затем прошу ребят закрыть глаза и назвать слова, которые они запомнили.

3. Первое предъявление сказки с использованием жестов. В самом начале урока педагог раздает обучающимся заранее приготовленные карточки с отдельными словами из рассказа и просит их встать и показать карточку, как только дети услышат в процессе пересказа педагогом сказки, написанное на ней слово.

4. Повторное прослушивание сказки.

5.  Проверка понимания содержания прослушанной сказки. Педагог проверяет понимание прослушанного текста. В данном случае можно задать вопросы: общие, специальные. Или же целесообразно использовать такой прием: педагог записывает ключевые предложения, раздает их детям и просит учеников выстроиться в том порядке, в каком развиваются события в истории.

6. Далее педагог просит отдельных учеников изобразить средствами    пантомимы содержание отдельных предложений. Остальные ребята должны угадать и произнести соответствующее предложение.

Эта же работа  проводится в парах.

7. Затем педагог в процессе пересказа текста умышленно делает ошибки содержательного характера. Школьники произносят правильные варианты.

8. Обыгрывание отдельных сценок из сказки (работа в группах).

9. Театрализация сказки.

К примеру, работка над сказкой "The House in the Wood" сначала включает в себя составление адаптированного сценария, игровых упражнений, репетицию отдельных сцен, подбор костюмов или театральных кукол и изготовление декораций.

Языковой материал данной сказки соответствует начальному этапу обучения иностранному языку и включает лексику по темам «Приветствие», «Знакомство», «Мое имя, возраст», «Я и моя семья», «Мой питомец». Лексико-грамматический материал был отработан в процессе игровых упражнений в специальных учебных ситуациях.

Презентация лексики происходит в процессе представления героев (Mouse, Frog, Duck, Hair, Pig, Cat, Dog, Fox,Wolf, Bear) и разыгрывания персонажами содержания сказки. Предъявление глаголов run, jump, go, fly, swim, climb, sleep сопровождается мимикой, жестами, движениями. Вводятся речевые выражения: Who lives in the house? Where do you live? I live in the forest (in the pond, in the house, on the farm). What can you do? May I live in your house? Come in, please.

При систематизации данной лексики задача учителя сводится к тому, чтобы как можно артистичнее и более доходчиво представить новый материал.

И, конечно, трудно переоценить значение театрализации во внеклассной работе. Ведь театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он способствует творческому становлению личности,  и театральная деятельность – самая точная модель общения, здесь переплетается речевое и неречевое поведение участников. С одной стороны,  работа над постановками дает детям возможность использовать имеющиеся знания и навыки общения, работа над каждой ролью расширяет словарный запас, но обучение – не основная сфера использования театральной деятельности в процессе обучения. Задача её – повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать иностранный язык. Для многих (и не только детей) выйти на сцену- серьёзное испытание. Ребенок психологически прячется за роль, он чувствует себя уверенней, даже говоря на иностранном языке. Снимается определенный психологический барьер. Участие в спектаклях помогает артистам повысить и стабилизировать свою самооценку. Воспитывать волю и характер.

В школе я занимаюсь театрализацией в рамках кружка « Фольклорное наследие Англии» с учениками 2-4 классов.  Постоянно мы проводим в год 4 праздника для детей и родителей. В 1и 2 четверти- «Hello, Halloween!» и «Christmas in England», в 3 четверти – постановка одной из сказок («Красная Шапочка», « Золушка», « Спящая принцесса», «Три поросенка»), в 4 четверти это обычно путешествие в мир английской детской поэзии. Из тех мероприятий, которые вызвали интерес, хотелось бы еще отметить занятие «Пословицы- кладезь народной мудрости» и «Мама и я в Лондоне», где дети играли роль переводчиков при маме, в различных ситуациях – в кафе, в отеле, в магазине и т.п.  

 Наши сценарии о традициях напечатаны в журнале «Английский язык. Всё для учителя» №№ 5 и 11. Сценарии постановок сказок есть в Приложении к моему выступлению, их при желании можно взять.  

В заключение хотелось бы еще раз  отметить, что использование театрализации на уроках английского языка в начальной школе является доступным, наглядным, творческим и содержательным педагогическим приемом, способствующим как мотивации учащихся к изучению иностранного языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса.

Также использование метода театрализации воспитывает в обучающихся чувство сопричастности иной культуре, толерантность, чувство товарищества, помогает развивать память, мышление, воображение, способствует более эффективному освоению социальных ролей.

Список литературы

  1. Белянко Е.А. Урок-драматизация // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1. - С. 71-74.
  2. Григорьевская, Е.В. Сущность характеристики «драматизации» // Учитель. - 2012. - № 4. - С. 68-70.
  3. Денисова Л.Г., Чалкова Е.Г. Прием драматизации как средство эстетического воспитания // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. С. 45-49.
  4. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. - 176 с.
  5. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. - 2010. - № 1. С. 34-38.
  6. Карпова Р.Н. Ролевая игра на уроке иностранного языка // Образование в современной школе. - 2009. - № 8. - С. 33-35.
  7. Чапурина Н.В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи. // Начальная школа. - 2011. - № 4. С. 18-20.
  8. Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке –М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Роль игры на уроках иностранного языка в начальной школе.

Материал составлен на основе имеющегося опыта работы с учащимися начальной школы....

Обучение аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе

 Тема данного исследования, «Аудирование на начальном этапе обучения», является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как б...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Роль метода проектов на уроках иностранного языка в начальных классах средней школы

Эта работа посвящена использованию методики проектов в обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Новые подходы в обучении иностранному языку в начальной школе

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

Роль игры в процессе обучения иностранному языку в начальной школе

Немаловажную роль в обучении иностранному языку играет мотивация. Одним из основных видов деятельности младших школьников является игра, поэтому ее можно применять как эффективное средство развития ин...