Классный час по теме "Моя семья. Мои истоки"
классный час (1 класс) на тему

Полугримова Галина Валентиновна

Методическая разработка мероприятия «Моя семья. Мои истоки» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она содержит творческие задания, стихи, речевые и дидактические игры, психологический тренинг, пальчиковую и психогимнастику, самостоятельную практическую работу и поможет педагогу ярко и весело провести классный час. Особенностью классных часов в начальной школе является необходимость постоянно менять форму деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час для 1 класса575.93 КБ

Предварительный просмотр:

Название мероприятия: «Моя семья»

Форма проведения мероприятия: классный час

Возраст учеников: 6 -7 лет

Цель мероприятия:

- создание условий для формирования у младших школьников чувства уважения к родителям, бабушкам и дедушкам; сплочение коллектива взрослых и детей.

Начиная с 1 класса, необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений с родными и близкими, раскрыть их нравственную сущность.

Задачи мероприятия:

- вовлечь всех детей в подготовку и проведение классного часа, раскрыть (по возможности) способности каждого ребенка;

- развивать организационные способности в каждом;

- развивать умение работать в команде;

- формировать уважительное отношение друг к другу;

Сценарий предполагает активное участие каждого ребенка в подготовке мероприятия и его проведении. Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями младших школьников, которым нравится проявлять самостоятельность в решении различных вопросов и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у обучающихся  личную ответственность за общее дело. Это даёт серьёзный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.

Семья занимает особое место в жизни младших школьников. Такие совместные мероприятия особенно охотно принимаются детьми. 

Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи и находки

Методическая разработка мероприятия «Моя семья. Мои истоки» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она содержит творческие задания, стихи, речевые и дидактические игры, психологический тренинг, пальчиковую и психогимнастику, самостоятельную практическую работу и поможет педагогу ярко и весело провести классный час. Особенностью классных часов в начальной школе является необходимость постоянно менять форму деятельности.

Ожидаемый результат.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение, необходимо проведение ряда мероприятий на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.
За время подготовки и проведения классного часа «Моя семья»  планируется повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Подготовительная работа:

  1. Подбор фонограмм мелодий.
  2. Подготовка необходимого оборудования .
  3. Разучивание пословиц.
  4.  Оформление классной комнаты.
  5. Совместно с родителями готовят фото для генеалогического древа.

Необходимый реквизит:

1.Чистые листы бумаги, цветные карандаши

2. Кувшин с чистой питьевой водой, одноразовые стаканчики

3. Шаблоны для оформления генеалогического древа семьи

Приложение

Конспект классного часа

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.  Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Учитель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Сообщение темы .

-А вот о чем мы с вами будем говорить , вы должны отгадать.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это?            СЕМЬЯ.

Сегодня мы поговорим о семье. (Слайд 2)

3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

- Что такое семья? (Слайд 2 )

- А есть ли  у вас  ещё родственники? Кто это? (Схема)

Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Семьи бывают разные.   А у вас какая семья?

 Расскажите  о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).

-Нарисуйте свою семью на листках.

(Проведение методики «Рисунок моей семьи»)

- Какие красивые рисунки у вас получились.

- Расскажите, кого вы на них изобразили.

- Молодцы, Как хорошо все рассказали. А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили разминку для рук.

Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».

Этот  пальчик – дедушка,

Этот  пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

 Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик – я,

Вместе – дружная  семья!

-Скажите, дети, какая семья называется дружной?

-О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

 « Как появилась дружная семья».

 Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Понимание   Любовь  Уважение   Доверие

Доброта   Забота    Помощь    Дружба

- Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы. (Слайды)

                                                           

-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?

-Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?

Психогимнастика.                                                                                                     - Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки, когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?
- А  если  они  хмурятся?

Физминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Учитель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети вспоминают, а потом по очереди  произносят пословицы и поговорки о семье:

Согласие да лад - в семье клад.        Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.   Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.     Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.      В семье и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.   В хорошей семье хорошие дети растут.

В своем доме и стены помогают.    Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Учитель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!»  У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких? (Ответы детей.)

Учитель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..

4. Составление генеалогического древа

Учитель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Учитель. Дети, посмотрите на дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?

Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Учитель. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?(Дети раскладывают фотографии).

Учитель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Полина покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.) Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Психогимнастика. (Включается музыка)

 Учитель. Ребята, встаньте удобно . Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками)  С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься) У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх) Растет стебелек (вытягивается туловище вверх) Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты) Наступает радостный момент — бутоны раскрываются (резко разжимаются кулачки) . Росток превращается в цветущее дерево.

Рассматривание работ. (Дети берут свои деревья и встают в круг).

Учитель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

  1. Игра «Кувшин доброты».

Учитель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. (Музыка останавливается.)

Учитель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. (Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.)

Учитель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой. (Педагог раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.)

6.Рефлексия

Учитель. Вы активно работали. Сейчас встанем в круг, и каждый из вас скажет, что на классном часе было для вас интересным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наша дружная семья"

Классный час для учащихся 2-4 классов, посвящённый семье....

Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)

Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....

Классный час "Наша дружная семья"

Формирование умений и навыков в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей  семьи....

Классный час "В кругу семьи"

Классный час "В кругу семьи" проводился в 3 классе. Присутствовали родители, гости. В моём сценарии много стихов, конкурсов, песен. Праздник прошёл в доброжелательной радостной обстановке....

Разработка классного часа по теме: "К родным истокам"

                                      Пояснительная  записка Классный  час...

"Моя семья - мои истоки"

Оказывается, что во многих семях трепетно хранят свои традиции и помнят свои истоки. Ребята поделились частичкой своего прошлого через акцию "Моя семья -мои истоки"...