Программа по воспитательной работе "Юные экологи"
рабочая программа на тему

Саая Чойгана Викторовна

 

Программа "Юные экологи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_do_2018_g.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Найыралская начальная общеобразовательная школа с.Дружба Администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

 

МБОУ Найыралская НОШ

на период с 2014   по  2018   годы.

Составитель: Саая Ч.В.

Учитель начальных классов

«Экология – это наш большой дом»

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать  через экскурсии, экологические акции, решение задач с  экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

     Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;
  • школьное экологическое воспитание и образование;
  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Цели программы:

  • Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  • Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;
  • Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания;
  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности Отечеству.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
  • Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
  • В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
  • Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

\

Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.

  • предметная – на уроках окружающего  мира;
  • межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках русского языка, тувинского языка, математики  и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 

Сроки реализации – 4 года:( период с 2014   по  2018   годы.).

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.


начальная школа (I-IV классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

 Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Учебные курсы и направления внеурочной деятельности

Классы

1

2

3

4

Экология

Окружающий мир

2 часа.

Экология Республики Тыва

География Республики Тыва

Социальное

«Моя первая экология»

1

«Моя первая экология»

1

«Моя первая экология»

1

«Моя первая экология»

1

Основные программные мероприятия:

Этап

Мероприятие по программе

сроки

1-й этап стартовый

1 класс

  • Осенний карнавал «Золотая осень» 
  • Классный час «Моя малая Родина»
  • Классный час «Осенние мотивы»
  • Классный час «Кошка и собака- друг человека»
  • Туристический слет
  • Посадка рассад
  • Работа на пришкольном участке школы
  • Акция 1 апреля – День птиц  классный час «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» «Куштар бистин оннуктеривис»
  • 7 апреля – День здоровья
  • Экологический десант «Природа – это наше богатство», классный час «Экология окружающей среды
  • Классный час «Курение опасно для жизни»

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Март

Май

В теч года

Апрель

Октябрь

Декабрь

2-й этап активный

2,3 классы

  • Акция 1 апреля - постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц  - «Птичья столовая»
  • Проведение мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье»
  • Выставление методических находок по экологии на школьный сайт
  • Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).
  • День отказа от курения: «Вред курения»
  • День борьбы с наркоманией
  • День борьбы со СПИДом: Мы живем в мире, где есть СПИД.
  •  Оформление фотовыставки «Природа Родины моей» Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях»
  • Экологический всеобуч:

«Как воспитать любовь к природе» Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво» Акции:

  • 22 апреля – День Земли (Линейка, посвященная Дню Земли, «Кедр» -сибирская красавица)
  • 4 октября – День защиты животных,
  • 20 ноября – Международный день отказа от курения,
  • 1 декабря – день борьбы со СПИДом;
  • 22 марта – Всемирный день воды (конференция «Вода – удивительное вещество!»)
  • Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»
  • Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

Октябрь

Апрель

В течение года

В теч года

В теч года

Декабрь

Декабрь

Апрель

В теч года

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Апрель

Март

3-й этап итоговый

4 класс

  • КВН - «Птичьи разговоры»
  • Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени»
  • Выпуск экологических сказок
  •  Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»
  • Выпуск буклетов по ЗОЖ
  • Анализ работы, определение перспективы её внедрение  в школе и районе.
  • Участие в экологической конференции школьников
  • Подведение итогов «Самый здоровый класс»

Апрель

Октябрь

Апрель

Декабрь

Ноябрь

Январь

май

Работа с родителями

1

Родительский всеобуч

  • «Как сохранить здоровье ребенка»,
  • «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,
  • «Домашняя экология».

1класс

2 класс

3 класс

Кл. рук-ль

2

Экологические акции:

  • «Мой класс»,
  • «Мой экодом»,
  • «Школьный двор»,
  • «Посади дерево»,
  • «Школьный день вместе».

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кл. рук-ль

Ожидаемые конечные результаты

  • Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
  • Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Повышение общей экологической культуры учащихся и родителей.
  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в  селе.

Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания  и образования проводится диагностика уровня качества образования через   анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Под уровнем воспитанности подразумевается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой.

Все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии, что позволяет облегчить работу классного руководителя при составлении плана воспитательной работы классного руководителя.

Если какое-то качество затрудняются оценить родители или учитель, то оценка по критерию не ставится

Цели

Критерии оценки

1.Развитие любознательности

1. Любознательность

2.Развитие целеустремленности

2. Целеустремленность

3. Трудолюбие

3.Трудолюбие, прилежание

4.Развитие культурного уровня

4. Культурный уровень

5. Гуманность

5. Гуманность

6. Я – человек

6.Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию

Приложение 1

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)

критерии

Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Меня оценивают учителя

Итоговые оценки

1.Любознательность:

-мне интересно учиться;

-я люблю мечтать:

-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

-мне нравится выполнять домашние задания;

-я стремлюсь получить хорошие отметки

2.Трудолюбие:

-я стараюсь в учебе;

-я внимателен;

-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;

-мне нравится дежурство в школе.

3.Бережное отношение к природе:

-к земле;

-к растениям;

-к животным;

-к природе.

4.Мое отношение к школе:

-я выполняю правила для учащихся;

-я добр в отношениях с людьми;

-я участвую в делах класса и школы.

5.Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах;

-я опрятен в одежде;

-мне нравится все красивое вокруг меня;

-я вежлив в отношениях с людьми.

6.Как я отношусь к себе:

-я самоуправляю собой;

-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

-у меня нет вредных привычек.

Оценивание проводится в 5-балльной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является  условным определением  уровня  воспитанности.

Средний балл:

5  - 4,5   - высокий  уровень

4,4    -  4  - хороший уровень

3,9    -  2,9 - средний уровень

2,8   -    2  -  низкий  уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся 3- 4 классов

(методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Приложение 2

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ___ класса

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение

 к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Средний балл

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

 В классе _________ учеников

______ имеют высокий уровень воспитанности (в)

______ имеют хороший уровень воспитанности (х)

______ имеют средний уровень воспитанности (с)

_______ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата                                                

                                             Классный руководитель


Литература

1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008

2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005

7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

8. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

10. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

11. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

12. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

13. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

14. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

15. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004

16. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

17. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004

18. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999

19. Никишов А.И., Кузнецов В.Н.,  Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000

10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

20. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998

21. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003

22. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

  1. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000

24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

  1. Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29
  2. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Презентация дополнительной образовательной программы "Цветоводство с основами экологии"

Образовательная программа "Цветоводство с основами экологии"  рассчитана на школьников 2-5 классов, реализуется в системе дополнительного образования....

Программа для 2 класса «Экология моего дома»

В этой программе дети знакомятся с двумя разделами: "Растительный мир Волгоградской области", "Животный мир Волгоградской области!...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...