Воспитательная программа
методическая разработка на тему

Сударикова Ольга Викторовна

Воспитательная программа школьного летнего дагеря с дневным пребыванием детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya.docx88.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 53"

города Курска

Программа воспитательной работы

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (школьный лагерь)

«Цветик-семицветик»

http://homa.kz/uploads/posts/2012-08/1346107515_images-1.jpg

г.Курск ,   2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………
  2. Цели и задачи программы …………………...........................                                          
  3.  Методическое сопровождение программы……
  4. Механизм реализации программы............................                
  5. Условия реализации программы
  6. Материально-техническое  обеспечение
  7. Этапы реализации программы…………...
  8. Кадровое обеспечение ……………………….                            
  9.  Основное содержание программы
  10. ………………………………………..
  11. Финансовое обеспечение программы……………………….                              
  12. Ожидаемые результаты ……………………………………...
  13. Формы подведения итогов реализации программы………..    
  14. Учебно-методическое обеспечение программы…………….                                      
  15.  Приложения…………………………………………………..

1.Пояснительная записка.

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей.

Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем “извлечения” из книг или чужого опыта.

Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. На основе этих подходов и разработана данная программа работы лагеря дневного пребывания для детей 6-12 лет. Основная цель - пробудить духовность, пробудить в ребенке внутреннюю творческую активность к осознанию себя, смысла своей жизни, к цели духовного развития своей личности.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

 

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.

 Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая  деятельность, отличная от типовой образовательной  школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компетенции в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Количество смен – 1 смена (июнь)  Место проведения –

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 53"города Курска

 Продолжительность смены – 21 дней.

Общее число участников за смену  - 80 человек.

Основной состав лагеря – это учащиеся  в возрасте от 7 до 14 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ДОЛ «Цветик - семицветик»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

2. Цели и задачи программы

Цель:

 развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

       Основными в организации воспитательной деятельности  ЛДП «Цветик-семицветик» являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных  пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
- личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением    социальных норм и правил лагеря;
- гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
- конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Сроки реализации программы: лето 2014 года: лагерная смена,

21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;
             - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
             - расширение социального опыта;
              - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
              - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
              - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене «Цветик-семицветик» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

 

3. Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

·        Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

·        Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

·        Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

·        Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 -Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

·            Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

·            Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

 

4. Механизм реализации программы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

5  Условия реализации программы.

1.Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  • Устав МБОУ «СОШ №53»г.Курска»
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.

6. Материально-технические условия предусматривают:

 Кабинеты

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Классные кабинеты начальной школы

Материальная база школы.

Начальник лагеря

Воспитатели

Технический персонал

Спортивный зал

Занятия спортом, состязания, линейки (в случае плохой погоды)

Материальная база школы

Воспитатели

Спортивная площадка

Спортивные состязания, обще лагерные игры, игры на воздухе, праздники

Материальная база школы

Воспитатели

Школьный двор

Отрядные дела, линейки, игры, игры-путешествия

Материальная база школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый зал

Праздничные мероприятия, концерты, постановки спектаклей

Материальная база школы

Воспитатели

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед

Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующая пищеблоком

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Медицинский работник ФАП

Раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

                                     

7. Этапы реализации программы

   1. Подготовительный этап. 

За  2 месяца до открытия школьного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе об организации деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;
  • разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря «Цветик - семицветик»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в школьном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные обязанности, инструкции, план воспитательной работы, график работы кружков и т. д.) 
  • прохождение медицинской комиссии сотрудниками
  1. Организационный этап смены.

Этот период составляет  всего лишь 2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • общий сбор детей, проведение планового медицинского осмотра;
  • запуск программы «Цветик - семицветик»;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3.  Основной этап смены.

Деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

- работа творческих мастерских;

-экскурсии,

- посещение центров досуга

4.Заключительный этап смены. 

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- анализ результативности программы;

- анализ предложений детей, родителей, педагогов по  внесению корректив  в деятельность летнего оздоровительного лагеря в будущем

8.  Кадровое обеспечение.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

1. Организационно-управленческие ресурсы.

№ п\п

Ф. И. О.

Должность

Вид деятельности

1

Заместитель директора по воспитательной работе

Ответственный за организацию летнего отдыха детей МБОУ «СОШ №53»

2

Заместитель директора по УВР

Начальник  летнего оздоровительного школьного лагеря с дневным пребыванием детей «Цветик - семицветик»

  1. Воспитатели

№ п\п

Ф. И. О.

Должность

Вид деятельности

1

.

 Учитель

Воспитатель ГПД

Учитель

Учитель

Воспитатель 1 отряда

2

1

.

 Учитель – логопед

Учитель

Учитель

Учитель

Воспитатель 2 отряда

3

1

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Воспитатель 3 отряда

4

1

Воспитатель ГПД

Учитель

учитель

Воспитатель 4 отряда

3.Руководители творческих мастерских.

№ п\п

Ф. И. О.

Должность

Вид деятельности

1

учитель

Кружок «Веселый мяч»

2

вожатая

Кружок «Сделай сам»

Медицинский работник: 1 человек;

Работник кухни: 2 человек;

Технический персонал: 2 человек.

9. Основное содержание программы.

Законы лагеря.

  1. Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
  2. Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
  3. Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
  4. Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
  5. Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
  6. Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
  7. Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
  8. Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
  9. Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
  10. Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
    Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
  11. Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, находиться на территории в тихий час)
  12. Закон «Мотор». Долой скуку!
  13. Закон «Выносливость». Будь вынослив.
  14. Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! а друзей стой горой!
  15. Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Формы работы:

  • утренняя зарядка;
  • встречи с медицинским работником;
  • беседы о вредных привычках;
  • спортивные праздники;
  • экскурсии;
  • подвижные игры;
  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в городских мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • работа творческих мастерских;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные викторины;
  • тестирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • анкетирование.

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

Спортивно - оздоровительное

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1. Создание условий для укрепления здоровья воспитанников.

2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

3. Пропаганда ЗОЖ.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объема двигательных упражнений, обеспечение правильного питания детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в школьном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • спортивные игры;
  • эстафеты и соревнования;
  • осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
  • организация здорового питания детей;

                                  Гражданско-патриотическое.

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины; формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Формирование системы знаний о прошлом совей Родины.
  2. Воспитание чувства гордости за родной край, страну.

Формы работы:

  • экскурсия по городу;
  • беседа «Символика Российской Федерации»;
  • конкурс стихотворений «Память священна»;
  • посещение краеведческого музея;
  • конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»

Туристско-краеведческое.

Цель: воспитание любви к Родине через знакомство с историей, традициями, культурой своего народа; формирование навыков экологосообразного поведения.

Формы:

  • экскурсии;
  • беседа «Символика Российской Федерации»;
  • дискуссия «Природа моего края»;
  • посещение краеведческого, археологического музея;
  • экологический КВН.

Духовно-нравственное.

Цель: создание условий для становления и развития нравственной личности, обладающей системой общепринятых норм и правил поведения.

Задачи:

1. Реализация творческого потенциала воспитанника.

2. Развитие способности формулировать нравственные обязательства и осуществлять самоконтроль.

3. Формирование толерантности.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного и нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Формы работы:

  • библиотечный час;
  • посещение музея, театра;
  • просмотр фильма;
  • тренинг по толерантности;
  • игра «Правила этикета».

Эстетическое.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей для развития эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1.Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

2. Организовать деятельность творческих мастерских.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуальном и физическом развития ребенка, формировании его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

  • игра;
  • праздник;
  • поход;
  • трудовой десант;
  • занятия в кружках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...