Презентация на тему "Зимующие птицы нашего края" по курсу Окружающий мир в начальных классах
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марценовская Мария Ивановна

Данная презентация в яркой, наглядной форме познакомит учащихся с  зимующими птицами нашего края, условиями их обитания, жизни.О роли человекак в сохранении и пополнении  птиц.

Главная цель - сформировать  желание  у детей  помогать  птицам зимой от голода и холода, систематически  подкармливать, оберегать  их.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы нашего края МБОУ «СОШ№1».г Красноперекопск, Республика Крым Марценовская М.И. учитель начальных классов, тьютор

Слайд 2

Зимующие птицы

Слайд 4

ВОРОБЕЙ П рыгнет раз, прыгнет два, Почирикает слегка, Крошки подбирает, Сразу улетает. Ответ: Воробей

Слайд 5

СНЕГИРЬ Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)

Слайд 6

СИНИЦА Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! Всем известны эти птицы, Называются …(С иницы )

Слайд 7

ДЯТЕЛ Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: ТУК, ТУК, ТУК! (Дятел)

Слайд 8

ВОРОНА Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая ... (Ворона)

Слайд 9

Народные приметы о зимующих птицах. Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель. В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер. Вороны прячут клюв под крыло – к холодам. Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло. Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Слайд 10

СОВА Ух, ух, ух, какая ночь! Разбегайтесь мыши прочь! Вижу, слышу в темноте – Пища бегает везде!» Крутит птица головой, Видит даже за спиной, Словно блюдца, глаза два. Эта хищница – (Сова).

Слайд 11

СОРОКА Одета скромно эта птица. Она как будто ученица Бело-чёрный весь наряд, Воровка-люди говорят. Всё блестящее хватает, Не спросив и улетает. Вижу я её с порога, Сидит на дереве… (Сорока.)

Слайд 12

КАК ЖИВУТ ПТИЦЫ ЗИМОЙ .

Слайд 13

ОТГАДАЙ ! КТО СПРЯТАЛСЯ ?

Слайд 14

ОТГАДАЙ! КТО ПРИТАИЛСЯ ОТ НАС?

Слайд 15

ОТГАДАЙ! КТО ТАМ ЗА ВЕТКОЙ?

Слайд 16

ПОМОГИТЕ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ!

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ ПТИЦАМ!



Предварительный просмотр:

Сценарий  внеклассного  занятия для учащихся 1-2 классов

«Зимующие птицы нашего края»

Автор - учитель начальных классов, тьютор Марценовская Мария Ивановна

МБОУ «СОШ№1» г. Красноперекопска Республики Крым.

Цель: Обобщить  и систематизировать знания о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и закрепить  знания о зимующих птицах, условиях их обитания;
  • о роли человека в  сохранении зимующих птиц.

           Воспитательные:

                        воспитывать бережное отношение к живой природе;

способствовать формированию  доброты, милосердия, отзывчивости.

Оборудование:

  • демонстрационный материал: «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»;
  • Презентация «Зимующие птицы нашего края»
  • рисунки   зимующих птиц и образцы кормушек;
  • веточки с плодами и семенами;
  • книги и произведения  по данной теме;
  • раздаточный материал (корм для птиц):

Подготовительная работа:

  • рисунки о зимующих птицах и образцы кормушек.

- Здравствуйте, ребята! Начнем мы наше мероприятие с загадки.

- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины?
(зима)

-Давайте поговорим об этом времени года.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

1.  Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось.  (Снег)

    2. Без досок, без топоров

        Через речку мост готов.

        Мост – как синее стекло:

        Скользко, весело, светло. (Лёд)

    3. Какой это мастер на стёкла нанёс

        И листья, и травы, и заросли роз?  (Мороз)

- Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (есть, но очень мало).- Можно ли увидеть зимой насекомых? (нет)

- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов, ягод на деревьях, кустарниках  мало и нашим друзьям стало голодно и холодно.

Поговорим подробно о птицах, которые проводят вместе  с нами зиму.

-Как их называют?   (зимующими) Слайд 2

-Какие зимующие птицы вы знаете? Какие живут в нашем школьном дворе?

 (воробьи, дятел, совы, голуби)  Слайд 3

      Слайд 4                                Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой..

        Слайд 5                            Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

          Слайд 6                                Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

         Слайд 7  Дятел – санитар деревьев. Почему его так называют?

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.  Слайд 8

-Ребята есть народные приметы, по поведению птиц  предсказывают состояние погоды.

-Давайте познакомимся с  ними. Слайд 9 

Совы всем нам очень знакомы, мы их видим у нас в школьном дворе и наблюдаем за ними. -Что вы знаете о совах?  Слайд 10

Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.    Слайд 11

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку 

Как живут птицы зимой?

-Как же птицы переносят зимой морозы?

Оказывается, они готовятся к зиме как и люди!

-Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).

-А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки)

 И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, вы  часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.

 Они распушатся, приумолкнут.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Слайд 12

Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

-Ребята, давайте поиграем.  - Отгадайте, кто спрятался за снежной еловой веткой?

Слайды: 13, 14, 15.     Игра на внимание

( педагог называет птиц-ребята хлопают в ладоши, животных- топают ногами)

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там!

-Где предпочитают жить птицы в зимние холода?

 Они прячутся с дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.

-Каким? Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они  очень рано и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет!

Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

-Давайте зачитаем призыв - обращение  «Помогите зимующим птицам!»  Слайд16

-Чем подкармливают птиц зимой?

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола.

Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба остатки любой пищи

-Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

-А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

-Где развешивают кормушки?

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках, во дворах  на деревьях.

-Какие кормушки вы  делали сами  и развесили в наше школьном дворе?

Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок.

Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Слайд 17 «Спасибо за помощь птицам!»

Подведение итогов.

-Чему было посвящено наше мероприятие?

-Какая главная идея нашего мероприятия?

-Ребята, вы принесли   корм для птиц.

Сейчас мы с вами выйдем во двор школы и заполним кормушки кормом.

  •  овладение учащимися методиками определения, наблюдения и учета зимующих птиц;
  • развитие гуманного отношения к птицам, мотивация к их охране.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56744105b3c48/vghostiakhuzimnuiushchikhptitsmieropriiatiie_8.jpeg