«Несказанное, синее, нежное...» Сергей Есенин. Клубный час.
классный час на тему

Пашина Елена Васильевна

Внеклассное мероприятие по творчеству Сергея Есенина для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

В. А.Халилуллина г. Шуя, Ивановская обл.

«Несказанное, синее, нежное...»

Занятие,

посвящённое творчеству Сергея Есенина

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз.

С. Есенин

Ведущая. «Несказанное, синее, нежное...» - тема нашего сегодняшнего занятия. Эти слова принадлежат Сергею Есенину - мастеру художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом-художником. Как художник мазками создает свое живописное полотно, так и Есенин словами рисует красочную, объемную, наглядную картину.

1 -й ученик.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой - в лебедей,

Светлый месяц - в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса С чистым голосом поэта.

(Н. Кутов)

  1. й ученик.

Мимо склонившихся старых берез Лугом ромашковым женщина пела,

Вышла к реке на высокий откос,

Вдаль загляделась и тихо запела.

Женщина пела... Как хорошо Здесь на откосе дышалось и пелось, Словно душа говорила с душой,

Словно Россию обнять ей хотелось.

(В. Полторацкий)

Звучит фонограмма песни «Сыпь, тальянка» (музыка Г. Пономаренко, стихи С. Есенина). После первого куплета громкость уменьшается, ведущая произносит свои слова на фоне музыки.

Ведущая. На необъятной карте России затерялась едва приметная точка - старинное приокское село Константиново, где родился Сережа Есенин. Здесь впервые он увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озер оплаканная русским певцом Россия. Шапки долой, Россия! Есенина поют!

Из любви к родным местам, к своей «малой родине» выросло его беззаветное чувство к «большой родине» - Руси, России. «Моя лирика, - говорил сам Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь, и красота родного края с его садами - все это слилось в стихи, полные любви к русской земле.

Ученики по очереди читают отрывки из стихов Сергея Есенина.

  1. й ученик.

Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать.

  1. й ученик.

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

  1. й ученик.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много Всякий русский человек.

  1. й ученик.

Здравствуй, злотое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

  1. й ученик.

Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда.

  1. й ученик.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.

Ведущая. Он принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песни. Природа в стихах Есенина всегда живет своей простой, целомудренной жизнью, сходной с жизнью простого человека.

Ученики читают отрывки из стихов С. Есенина.

  1. й ученик.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

  1. й ученик.

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

  1. й ученик.

Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Ведущая. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило сердцу Сережи: у него в душе «звенит тальянка», а сердцем он учится «цвет черемух в глазах беречь».

  1. й ученик.

Идет рассвет из-под Рязани,

И тает месяц запятой...

«Ах, мальчик с синими глазами,

Ах, золотистый, золотой».

  1. й ученик.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет».

(С. Есенин)

Ведущая. От матери Сережа унаследовал живой, самобытный, впечатлительный ум, песенный склад души.

Село Константиново привольно раскинулось на берегу реки Оки. «...Местность на Оке очень живописная. Здесь река огибает возвышенное плоскогорье, выступающее по направлению к востоку крутым обрывистым мысом над заречной низменностью, состоящей из обширных и превосходных поемных лугов». Особенно поэт любил бывать в лугах во время сенокоса.

  1. й ученик.

Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

(С. Есенин)

Звучит фонограмма песни «Заиграй, сыграй, тальяночка» (музыка А. Федякина, стихи С. Есенина).

Ведущая. Не сосчитать, сколько зим, сколько лет В вечность ушло с той поры, как отсюда Также глядел синеглазый поэт - Родины нашей светлое чудо...

(В. Полторацкий)

Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России. Но где бы Есенин ни жил, везде и всегда вспоминал родные места, часто наведывался в отчий дом. «Хорошо в Питере, - писал он друзьям, - а здесь в миллион раз лучше». Навсегда сохранил Есенин светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.

Ученики читают отрывки из стихов С. Есенина.

  1. й ученик.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, - Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.

  1. й ученик.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

  1. й ученик.

Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю - багряной метелью Нам листвы на крыльцо намело.

Звучит фонограмма песни «Письмо матери» (музыка

В. Липатова, стихи С. Есенина).

Ведущая. Сергей Есенин любил своих родных. Много стихов он посвятил своей маме, сестре, деду, бабушке. Дом Есенина - это воплощение тепла, уюта, святой материнской любви.

Есенин вспоминал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

Дом - это историческая память, духовная колыбель, олицетворение Родины, семейного очага. Позже Есенин напишет:

Я знаю мир...

Люблю мою семью...

Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

Или:

...Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

Звучит фонограмма романса «Не жалею, не зову, не плачу» (музыка Г. Пономаренко, стихи С. Есенина).

Ведущая. Борис Пастернак писал: «Самое драгоценное в Сергее Есенине - образ родной природы, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В поэзии Есенина все деревья очеловечены, природа поет, звенит, переливается.

Ученики читают отрывки из стихов С. Есенина.

  1. й ученик.

Хвойной позолотой Взвенивает лес...

  1. й ученик.

В роще по березкам Белый перезвон...

  1. й ученик.

И мне в окошко постучал сентябрь Багряной веткой ивы...

21 -й ученик.

Тучи - как озера,

Месяц - рыжий гусь.

Пляшет перед взором Буйственная Русь.

  1. й ученик.

Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник...

  1. й ученик.

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра.

  1. й ученик.

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Ведущая. Поэт как бы растворяется в природе, сливается с ней.

Звучит фонограмма романса «Белая береза».

  1. й ученик.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный Твой предосенний шум.

Ведущая. А помните эти слова?

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Звучит фонограмма романса «Отговорила роща золотая» (музыка Г. Пономаренко, стихи С. Есенина).

Ведущая. «...Меня поразила одна черта Сережи, которая потом проходила сквозь все воспоминания, - вспоминал Андрей Белый. - Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность».

Был знаком с Есениным и Владислав Ходасевич. «Он как-то физически был приятен... Смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем».

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство.

(С. Есенин)

Эти слова сказаны около ста лет назад. Большое расстояние! Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси в стихах Есенина, сколько человеколюбия и милосердия!

  1. й ученик.

Я думаю:

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

И чувствую в скулах упрямых Жестокую судорогу щек.

(С. Есенин)

Ведущая. Эти строки актуальны и сегодня. Стоит вспомнить войны, терроризм на нашей планете. В погоне за материальным мы начинаем все больше терять человечность, милосердие.

  1. й ученик.

Шел господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, - Знать, от голода качается, болезный». Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь».

(С. Есенин)

Ведущая. Если бы каждый человек сызмальства запомнил эти строки, может, меньше было б зла на свете - больше любви!

Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Искренним было его желание «стать певцом и гражданином... в великих штатах СССР». Патриотизм от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность. Это мать, родственники, родная земля. В 1914 году юный поэт писал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Есенин остался верен этой юношеской клятве: до последних дней своей недолгой жизни он не мыслил себя, своей жизни без России.

  1. й ученик.

Но и тогда,

Когда во всей планете Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

(С. Есенин)

Ведущая. После смерти Есенина в село Константиново часто наведывались любители поэзии. Встречались с матерью поэта Татьяной Федоровной. Она почти до самой кончины (в 1955 году) жила в доме, в котором потом в 1965 году был открыт музей С. А. Есенина. А в 1985 году музей получил статус Государственного музея-заповедника - это один из самых популярных литературных музеев в нашей стране.

Стихи Есенина любит весь российский народ: они звучат на концертах, по радио и телевидению, много песен написано на стихи Есенина. В Москве, Рязани и других городах есть памятники Сергею Есенину, учебные заведения имени Есенина, улицы и бульвары носят его имя. Так люди чтят память великого русского поэта.

Библиотекарь!

Воспитатель!

Организатор!

Педагог!

Знакомьтесь - умная газета,

«Последний (школьный наш) звонок»!

Она - помощница в работе,

Советчик мудрый, сценарист.

Она вам добрым другом станет.

Сходи на почту - подпишись!

В. В. Овчинникова, Детская библиотека-филиал № 6, г. Кирово-Чепецк Кировской обл.

* * *

Всем педагогам!

Внимание!

Подумайте о работе заранее!

На любимые наши газеты Началась подписная кампания!

Подпишись на «ПедСовет» - ПроЖивешь ты год без бед!

«Последний звонок». Цена просто смех - Эта газета доступна для всех!

А для начального звена

Газета «ПедТворчество» очень ну>кна!

Е. В. Барабанова, с. Александровское Свердловской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несказанное, синее,нежное...

внеклассное мероприятие, посвящённое Сергею Есенину...

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Сергей Есенин. Презентация.

       «Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы захотите укоренить что-либо в его уме. Мы часто говорим: «Я помню это потому, что это поразило меня в детс...

Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".

Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....

Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"

Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...