Классный час "О добре и зле"
план-конспект на тему

Бухтеева Инна Михайловна

Разработка занятия по теме "О добре и зле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kruzhok.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О добре и зле»

Цель: уточнить представление учащихся о добре и зле; воспитывать стремление к самосовершенствованию; развивать внимание, мышление, память, воображение.

 Задачи:

1.      Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.

2.      Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.

3.      Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.

4.      Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Формирование УУД:

Личностные: самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения;

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии, делать выводы вместе с учителем;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, работать в паре, группе

Оборудование: плакаты,  у учащихся - цветные карандаши,

Ход занятия

1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.

 Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычное занятие. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма, посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма.

Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж?

Ответы детей: Приключения кота Леопольда.

Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?

Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.

Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.

Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.

А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Он, по-вашему, добрый кот?

Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.

А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?

Ответы детей: Это мыши.

Они, по-вашему, злые?        

Ответы детей.

Так, о чем мы с вами поговорим?

Ответы детей: О добре и зле.

Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.

Тема нашего занятия  так и называется: «Добро или зло?».

2. Психологическая разминка.

 Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

 Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.

Проведем такой эксперимент.

Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию

( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.

А почему, как вы думаете?

 Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.

Вы правы в этом. А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали?

Ответы детей.

Что же лучше? Делать добро или зло?

Ответы детей.

3. Работа по теме занятия.  Определение понятий «добро» и «зло».

А вы знаете, что называют добром, что злом?

Задание 1.

Прочитайте притчу.

 Когда – то давно старый индеец сказал своему внуку: «В каждом человеке борются два волка. Первый волк представляет зло: зависть ,ревность, эгоизм, ложь… Второй волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, верность».

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался,  а потом спросил: «А какой волк побеждает?»

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Ответь на вопросы.

  • Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это?  (Нет.  Притча утверждает, что в каждый человек может совершать и хорошие поступки, и плохие.)
  • Как вы понимаете выражение «кормить волка»? (Воспитывать в себе хорошее, полезное, нужное людям, стараться совершать больше добропорядочных поступков либо, наоборот, взращивать в себе всё плохое, вредное, гнусное и приносить огорчения окружающим.)
  • Добро - это то, что оценивается людьми положительно, рассматривается как важное и значительное, что позволяет человеку развиваться, становиться лучше, достигать успехов.
  • Зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло -это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, к гибели. Зло является противоположностью добра. Проще говоря, зло - это то, что мы не хотели бы испытать на себе.

Каждый из нас должен сам определить, какого волка кормить, каким волком он хочет жить.

Задание 2.

Расшифруйте слово.

Ответ. Выбор.

В жизни нам часто приходится делать выбор. Это не всегда бывает легко. Идти или не идти к стоматологу? Пойти - значит испытать боль. Не пойти - можно потерять зуб. Какой выбор сделать? Где добро, а где зло? Помочь прохожему собрать рассыпавшиеся яблоки или пройти мимо, сделав вид, что не заметил? Как поступить? Выбор нас преследует всегда.

Задание 3.

Отметьте то, что выбрали бы вы.

  1. Если рассыплю мусор под партой, то скажу, что это сделал сосед. Если рассыплю мусор под партой, то сам его и уберу.
  2. Если случайно толкну одноклассника, то извинюсь.

Если случайно толкну одноклассника, то попрошу его в следующий раз быть осторожнее.

3.        Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища дать
списать.

Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища объяснить мне её решение.

4.        Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то
скажу, что она такая и была.

Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то попрошу прощения и куплю ему новую.

5.        Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я вместе
с другими посмеюсь над ним.

Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я скажу: «Ничего страшного, бывает» и помогу удалить пятно с одежды.

Приведите свои примеры.

4.  Физминутка – игра  “Сотвори солнце в себе”.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)

- Ребята, а школа наша тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.

5. Первичное закрепление.

Задание 4.

 Соедините стрелкой понятие и прилагательные, ему соответствующие.

отзывчивый

грубый

жестокий

ласковый

злопамятный

вежливый

эгоистичный

мягкосердечный

чуткий

сострадающий

Ответ. Добрый - отзывчивый, ласковый, мягкосердечный, вежливый, чуткий, сострадающий. Злой - грубый, жестокий, злопамятный, эгоистичный.

Задание 5.

Расшифруйте известную фразу (афоризм) Выучите ее.

6, 5, 9, 8, 7, 10           11, 14, 13, 5, 18, 14, 17         16, 14            15, 5, 15,        

17, 15, 5          12, 1, 14, 14, 15          6, 14, 13, 4, 15, 2          6, 5, 9, 8, 5,     4          15, 5, 15,          17, 15, 5       16, 14         12, 1, 14, 14, 15         6, 14, 13, 4, 15, 2      3, 13, 4.

Код:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

мм

ь

з

а

о

д

ы

р

б

й

ч

у

л

е

т

н

к

в

 Ответ. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.»

(В. Ключевский)

6. Физминутка – игра «Добрые мысли, добрые чувства» (Психогимнастика)

- Нужно молча, только глазами выразить друг другу добрые пожелания. Играем в парах. Начали передавать добрые пожелания.

Вопросы:

- А какие пожелания вы передавали? (Добро, любовь, счастье)

- Это был поступок?

- Какие появились ощущения после поступка? (Стало очень хорошо и уютно)

- Передайте словами свои ощущения. (Радость, счастье)

- Понравилась игра?

Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.

7. Закрепление введенных понятий.

Задание 6.

 Соедините начало и конец пословиц о добре и зле.

Злой плачет от зависти,

на беду набредешь.

Добро творить -

на добро не надейся.

За недобрым пойдешь -

а добрый от радости.

Делая зло,

худое на ум не пойдет.

Учись доброму,

себя веселить.

Ответ. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Добро тес рить - себя веселить. За недобрым пойдёшь - на беду набредёшь. Де лая зло, на добро не надейся. Учись доброму, худое на ум не пойдёт,

Как научиться отличать добро от зла? С детства человек общается с людьми, наблюдает за их поведением и тем, как их поведение оценивают окружающие, берёт с них пример или, наоборот, избегает быть на них похожими.

Некоторые люди рискуют своей жизнью ради спасения жизни других. Например, обычный прохожий спрыгнул с высокого моста в реку, чтобы спасти тонущего человека. Это отзывчивый и сострадающий человек. А вот другие прыгают с моста головой вниз на резинке, завязанной на ногах. Что они хотят этим доказать? Что они смелые? Интересно, а думают ли они о том, что может случиться беда? Что своим бессмысленным риском они могут причинить своим родным и близким страдания? Если в результате такой глупости человек станет инвалидом, прикованным к коляске, кому он сделает лучше? Себе? Родителям, которые будут ухаживать за ним до конца своих дней?

Жизнь - это самая большая ценность, и она, к сожалению, одна. Нужно всегда помнить об этом.

Иногда человек ошибается и поступает неправильно, но прислушавшись к тому, что о нём говорят родители, товарищи, учителя, начинает понимать, что его поступки не приносят радости окружающим, а только причиняют боль, и тогда человек делает выводы и принимает верные решения.

Научиться быть добрым - это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание и другие. Кому-то может показаться, что проще жить, ни о чём не задумываясь, так, как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться от него, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве. А что может быть страшнее?

Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрёт. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро.

8. Рефлексия и итоги занятия.

Задание 7. Нарисуйте мини-плакат на тему «Спешите творить добро!»

Давайте теперь установим правила доброты.

Дети называют правила, а учитель записывает на доске.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

  1. Делай добрые дела.
  2. Не отвечай злом на зло.

Что же вы выбираете? Добро или зло?

Ответы учащихся

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».

В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Добро и зло"

Тема: Добро и злоЦель: развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, повышение самооценки....

Конспект классного часа «Добро или зло?», 2 класс.

Цель: формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках....

Конспект классного часа «Добро или зло?» 2 класс

Конспект классного часа«Добро или зло?»        Выполнила:Студентка 41 группыЛяхова А. М.Проведение:17.01.2019 г.Проверил:Ряжапова Ф. Р....

Конспект классного часа «Добро не лихо, ходит тихо!» 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЕДАГОГИКЕТема: «Добро не лихо, ходит тихо!»Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей; формирование ответственного отношения в соверше...

Конспект классного часа "Доброе сердце", 1 класс

Цель урока: формирование знаний о добре, добром человеке;Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «добро», «доброе сердце»;узнать о качествах, которые свойственны добро...

Конспект классного часа "Добро"

Классный час на тему "Добро". Формирует  доброжелательное отношение в классном коллективе....