Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Иисус и дети"
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Ефимова Ирина Валентиновна

    Методическая разработка предназначена для работы в начальной школе. Была апробирована и получила высокую оценку администрации лицея и родителей учащихся. Проводилось занятие в рамках  Муниципальной акции "Пасхальная капель". Для проведения мероприятия была проведена предварительная работа по подготовке поделочных  материалов, подбор стихов и песен духовной направленности. Занятие бинарное, интегрированное - работали два учителя: учитель начальных классов и педагог дополнительного образования. Рекомендуется пригласить родителей учащихся и представителей духовенства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное  внеурочное занятие.

    «Основы православной культуры»

    и

    «Декоративно – прикладное искусство»

    2 –б класс

    Тема  занятия: «Иисус и дети»

    2016 учебный год

    Предмет:  Внеурочная деятельность (2-Б класс)

    Темы занятия:  по ОПК - «Иисус и дети.  Радость православной веры»

                                 по  ДПИ - «Иисус и дети. Радость творчества»

    Тип урока: бинарный

    Деятельностная  цель: активизация познавательной и трудовой  активности  и  систематизации изучаемого материала по Основам православной культуры и декоративно – прикладному искусству.           

    Содержательная цель:

    по ОПК  - осмыслить  нравственную христианскую позицию о том, что творить добро –  духовная радость;

    по ДПИ - соединение игры, труда и обучения в единое целое, обеспечение  единого  решения  познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

    Цели деятельности педагогов:        

    создать условия для развития  познавательной  и поисковой деятельности  обучающихся, формировать навык работы в паре и группе, способствовать развитию внимания, основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение), формировать интерес к изучению православной культуры  и основ бумажной пластики.

    Задачи  занятия по ОПК:

    • объяснять смысл  понятия  христианского смирения  как проявление  глубокой веры в Бога;
    • научить объяснять первоначальное значение христианского послушания;
    • приводить примеры отражения  христианской  нормы  в окружающем мире и жизни;
    • понимать  отличие доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;

    Задачи занятия по  ДПИ:

     совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

     добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

     пробуждать любознательность в области народного и  декоративно - прикладного искусства;

     способствовать формированию  творческих способностей, духовной культуры  и эмоционального  отношения  к действительности.

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические,  стимулирования  учебной деятельности, самоконтроля.

    Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в парах.

    Приемы обучения: беседа, самоконтроль, практическая деятельность, рефлексия.

    Педагогические технологии (элементы): игра, диалоговое общение, творческая мастерская.

    Оборудование урока: мультимедийное  оборудование, презентации к уроку, заготовки для изготовления картины, клей, ножницы, кисти для клея, влажные салфетки (для рук).

    Ресурсы:        

    • музыкальная  презентация к уроку,   слайды по теме занятия,  рисунки детей по теме  занятия;
    • интерактивная доска, компьютер в сборке.  

    Подготовительная работа:

    Подготовка презентаций, разработка сценария занятия, заучивание текста стихотворений и песни, рисунки по теме занятия.

    Изготовление жгутиков из цветных бумажных салфеток, изготовление общего эскиза  картины, изготовление  фрагментов  композиции, фотографирование обучающихся для фрагментов композиции.

    Приглашение  родителей обучающихся, служителей церкви, учителей и администрации лицея.

    Адресация  работы:   учителя начальных классов,  воспитатели ГПД,  учителя технологии и ОПК.

    Длительность проведения открытого занятия: 50- 60 минут.

    Аннотация  к занятию:

       Одним из направлений реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности обучающихся. На  внеурочных занятиях   происходит творческое и  целенаправленное взаимодействие  ученика и  учителя   в  разнообразных видах деятельности,  решаются  задачи личностного  развития,  воспитания  и  успешной социализации младшего школьника.

       Данное занятие проводилось  во 2 - Б классе накануне Светлого Праздника Пасхи,  являлось  итоговым  в разделе «Радость православной веры». Это занятие помогло школьникам  сделать  свой  нравственный выбор в пользу бескорыстных добрых дел;  усвоить  основы    общечеловеческих  и  нравственных  ценностей,   православных  традиций  своего  народа,  тот   непосредственно  духовно-нравственный опыт,  который  влияет на весь  процесс становления и  развития личности ребенка.  

        Интеграция  предметного содержания курса ОПК и декоративно-прикладного искусства   на данном занятии  способствовала  обогащению  опыта  практической  деятельности ребенка,   формированию  устойчивых  взаимосвязей  этических и эстетических понятий.

    Любая  работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

        Интересным моментом организации  этого занятия является интрига – дети не знали,  для чего их  фотографируют.  Ребята,  выполняя последовательно  фрагменты будущей композиции,  постепенно узнавали, как и где использовать разноцветные жгутики из салфеток, и, лишь, на итоговом занятии увидели результат своего труда полностью.

    Занятие  проводилось  в игровой форме, в его  основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальной  творческой  работы,  так же  получился  своеобразный  концерт для присутствующих зрителей (приглашенные родители детей, служители церкви, учителя и администрация лицея).

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  КОНСТРУИРОВАНИЯ  УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

     Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний (5 мин)

    Основные задачи учителя: сближение детей для дальнейшей работы.

    Личностные УДД: адекватное оценивание других и самооценка.

    Регулятивные УУД:  целеполагание,  самоорганизация учебного труда.

    Познавательные УДД:  общеучебные,  логические, знаково-символические.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.

    Деятельность учителей

    Учитель начальных классов (организует эмоциональный настрой на урок):

    - Я держу в ладошках солнце,

    - Я дарю его друзьям! (идет по кругу).

    Представление гостей, присутствующих на занятии.

    Обращение  к  ребятам: Какие лучики у солнышка? Посмотрите на свои ручки, они такие же добрые, ласковые и будут дарить свет и тепло всем нам  на уроке.

    Педагог дополнительного образования:

    Предлагает детям сесть по группам  так,  как  работали на предыдущих занятиях (на столах  разложены необходимые материалы).

    Деятельность  учащихся

    • Дети стоят по  кругу.

    Нужно просто улыбнуться,

    Лучик солнца  - это вам!

    - Дети имитируют движение броска лучика солнца и приветствуют улыбками гостей;

    - проговаривают качества и признаки  лучиков солнышка.

    - Дети  занимают свои места за партами.

    Актуализация знаний и фиксирование  затруднения (10мин)

    Задачи учителя: формирование навыка воспринимать визуально основную информацию  из видео - слайдов, формулировка цели занятия.

    Регулятивные УУД: контроль эмоциональных проявлений.
    Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
    Познавательные УУД: анализ информации, сравнение.

    Личностные УУД: познавательная мотивация, знакомство с историей православной культуры.

    Деятельность учителей

    Проблемный диалог.

    Учитель начальных классов:

    -  Мы уже очень многое знаем об  земной жизни  Спасителя.  Давайте проверим наши знания.

    - На одном из занятий я рассказывала вам о том, что Иисуса всегда окружал народ. Все хотели послушать Его, многие просили у Него помощи в различных бедах  и страданиях.  Иисус Христос стал учить людей тому, как им жить, чтобы победить зло.  Говорил  Он просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, приводил  для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель  о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном.

    - Как вы думаете,  почему  помогал Иисус людям?

    - Давайте вспомним,  какую оказывал помощь, как  исцелял людей от болезней, какие «чудеса» совершал  Спаситель?

     (Демонстрация  слайдов презентации «Чудеса Иисуса»).

    Педагог дополнительного образования:

    - Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, добрую сказку или  притчу.  С одной из них познакомимся поближе.  Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея, называется она: «Раздача талантов»

    - А кто из вас знает, что такое «талант»?

    - Правильно, молодцы! Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас. Талант – в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем мире. Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

    -Теперь послушайте,  о чем же эта притча.

    По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

    Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Распоряжение талантами Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

    - С тех пор о людях, которые не хотят учиться, развивать свои способности, данные Богом, дальше, говорят так: - «Он зарыл свой талант в землю»

    - А как можно  сегодня  показать нашим гостям, что мы не зарываем свои таланты?

    - Молодцы! Вы самостоятельно определили практическую цель нашего занятия!

    Деятельность учащихся

    •   Рассматривают слайды и объясняют, какое  из чудес Иисуса  изображено на  слайде.

    • Дети выдвигают свои предположения….

    умение рисовать, танцевать и т.д.

    • Дети выдвигают свои предложения (ставят цель практической части занятия):

    спеть песню, прочитать стихи, сделать декоративное панно.

    Постановка учебной задачи: выявление места и причины затруднения. (5 мин.)
    Задачи учителя: Мотивировать учащихся на изучение темы.
    Личностные УУД: познавательная мотивация,  смыслообразование.

    Познавательные УУД: хранение информации, классификация.

    Деятельность учителей

    Учитель начальных классов:  

    Формулирование проблемы:

    - Что надо делать для того, чтобы не «зарывать свой талант»?

    Каждый человек талантлив,  и он должен развивать свой дар в течение всей жизни. Но можно не только хорошо научиться рисовать, петь или танцевать – можно стать просто хорошим человеком, а  достичь этой цели можно через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни ДОБРО. Развивать свой талант с самого детства, а для этого надо – трудиться, трудиться и  ещё раз трудиться!

    - А кто из вас знает, почему  у  Иисуса Христа было особое отношение к детям?

    (учитель поощряет и хвалит  ребят за ответы).

    - Сейчас я  расскажу вам  Библейскую историю, из которой мы об этом и узнаем:

    «Иисус и дети»

    Однажды пришли к Нему женщины и привели своих детей, но ученики  Иисуса не пускали к  Нему этих женщин с детьми, так как, по их мнению, слишком много людей приходило к Нему,  и это утомляло Иисуса Христа.  Тогда, Сам Иисус Христос вышел  и  велел ученикам всегда пускать к Нему деток, потому что именно дети очень близко стоят к Богу, и Христос благословил этих детей, возложил на их головы руки.  

    «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их»  (Мк. 10. 13–16).

    Деятельность учащихся

    • Ответы детей на уровне детского развития:

    …потому   что мы  маленькие и беззащитные…. красивые…и пр.

    Построение проекта выхода из затруднения. (10-15 мин.)

    Задачи учителя: Организовать построение проекта выхода из затруднения

    Регулятивные УУД: целеполагание  как постановка  учебной задачи, планирование, прогнозирование.

    Познавательные УУД: выполнение действий по предложенному условию.

    Общеучебные УУД: поиск информации, выдвижение гипотезы

    Деятельность учителей

    Учитель начальных классов:  

    -  Как Иисус показал, что Он любит детей?

    - А как сейчас мы можем приходить к Иисусу?

     - Как вы считаете, всегда ли можно увидеть Бога?

     - А можно услышать его душой?!  

    - Что нам нужно для этого  делать?

    - Ответы на эти вопросы вам  могут подсказать  эти духовные стихотворения:

     (приглашает детей выйти к доске).

     

    • Ответы детей на уровне детского развития:

    ….Мы можем посещать храмы,  любить своих  близких,  помогать им,  беречь природу,  заботиться о слабых,  т.е.  совершать добрые дела…

    •  Предварительно  подготовленные  ребята на музыкальном  фоне читают  наизусть стихотворения:  

    1-й ученик

    Молись.

    Молись в день радужного счастья,

    Пред трудным подвигом молись!

    Молись, когда грозит несчастье,

    Когда смущаешься, молись!

    Молись, когда обиду сносишь,

    Когда в опасности, молись!

    Молись, когда за милых просишь,

    За злого недруга молись!

    Молись, когда слабеют силы,

    Когда возносишься, молись!

    Молись у дорогой могилы,

    За жизнь рожденную молись!

    Молись в минуту искушенья,

    Коль победил себя – молись!

    Молись в печальное мгновенье,

    Чтоб Бог простил тебя – молись!

                                         (Любовь Васенина)

    2-й ученик

    Детская молитва.

    Гляжу на деток в храме, у икон,

    Смотрю на светлых, радуясь при этом,

    Ведь им открыто то, что до времен,

    Совсем  недавних,  было под запретом.

    Молитесь, милые, за тех, кто есть и был,

    Молитесь, чистые, за прадедов родимых,

    Кто в вере устоял и отступил,

    Кто был гоним, - и тех, кто гнал гонимых.

    Молитва ваша юная чиста.

    Чем, как не ей, разжалобить Мессию?

    И потому прошу, ради Христа:

    Молитесь, детки, крепко за Россию!

                                     ( Неизвестный  автор)

    «Открытие» новых знаний  (Реализация построенного проекта.) (15 мин)

    Основные задачи учителя: научить  использовать   практические  навыки,  умения.

    Познавательные УУД: получение  новой  информации, формирование понятия.
    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.

    Регулятивные УУД: оценивание уровня владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

    Деятельность учителей

    Педагог дополнительного образования:

    - Мы прослушали замечательные стихи и нарисовали рисунки. Предлагаем нашим гостям посетить нашу картинную галерею, а пока они будут рассматривать ваши рисунки,  мы  «соберём» элементы нашей картины, которые подготовили на предыдущих занятиях.

    - Необходимое  условие красоты картины – это гармония цвета и элементов композиции в ней, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов и расположении деталей. Каждая группа имеет у себя на столе несколько фотографических элементов, которые необходимо разместить на вашей детали общей  картины, когда вы выполните это задание, мы соберем ваши элементы в одно изображение.

    - Для получения  изображения в 3Д формате (полуобъемное), необходимо наложить заготовленные детали картины в определенной последовательности.  Я помогу вам соблюдать поочередность, называя группы, которые будут выходить, и прикреплять  свои  элементы. 

    Пока вы будете выполнять работу по сборке  всей картины,  девочки споют нам песню «Ангелы», а вы можете подпевать.

    (демонстрируется презентация: «Ангелы»)

    Деятельность учащихся

    • Дети -   авторы работ поясняют свои рисунки на тему: «Мои уроки  доброты» (выставка детских рисунков приготовлена  заранее).

    • Работа  в группах с деталями картины  самостоятельно,  осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

    • Работа с педагогом, сборка  картины.

    • Исполнение  песню «Ангелы» вместе с подготовленными детьми (в костюмах ангелов).

    Рефлексия (итог урока).(5-10 мин.)

    Основные задачи учителя: организовать обсуждение, учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности. 

    Личностные УУД:  адекватное оценивание других, адекватная самооценка.

    Коммуникативные  УУД: слушание и понимание других, принятие  точки зрения партнера.
    Регулятивные  УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

    Деятельность учителей

    Учитель начальных классов:

    - Наше занятие подошло к завершению. Я предлагаю вам посмотреть презентацию и сделать свой выбор, отвечая на вопросы: 

    - Каким   истинным  ценностям  мы должны следовать   в своей жизни?

    (демонстрация  презентации «Твой выбор»).

    - Согласны ли вы с тем, что говорят  эти  пословицы?

    1. Любящих  и Бог любит.  
    2. Кто любит Бога, добра получит много.                                                                                                                                        
    3. Кто добро творит, тому бог отплатит.
    4. Доброму   Бог помогает.

    Педагог дополнительного образования:

    -Какую цель ставили в начале занятия?

    -Справились ли мы с поставленной целью?

    -Что  больше всего понравилось на занятии?

    • Активная  работа  по презентации

    • высказывают оценочные суждения

    • определяют степень соответствия поставленной цели
    • отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды
    • отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

    В конце занятия предоставляется слово гостям. Проводится фотосессия.

    Используемые  Интернет ресурсы:

    http://fb.ru/article/165693/pritcha-o-talantah-dlya-detey-pritcha-o-talantah-tolkovanie

    http://biblepravda.com/page.php?id=1370

    http://go.mail.ru/search_images?rf=1514499&fm=1&gp=amigo&q=%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8#urlhash=3183081338614537054

    http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/iisus-blagoslovlyaet-detey

    http://go.mail.ru/search_images?rf=1514499&fm=1&gp=amigo&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B5

    http://nauchforum.ru/node/8844

    http://www.liveinternet.ru/users/5157327/rubric/3906686/

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А. Н. Знаменского

    п. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область

    Составители:

    Ефимова И.В.   – педагог дополнительного образования, категория  высшая

    педагогический стаж –19 лет

    Околелова О.И. -  учитель начальных классов,  категория  высшая

    педагогический стаж – 31 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

    Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

    методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

    Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

    Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

    Методическая разработка внеклассного занятия «Весенние явления в неживой природе» для детей 3-4 класса с ОВЗ.

    Методическая разработка внеклассного занятия для детей с ОВЗ 3-4 класса по теме "Весенние явления в неживой природе". Занятие входит  в комплекс внеурочных занятий по теме "Времена года. Изменени...

    АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"

    Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Безопасность детей на водных объектах"

    Познакомить  с  правилами  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим на льду....