творческий проект для 1 класса "Весёлый алфавит"
проект (1 класс) на тему

ЕленаФёдорова
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veselyy_alfavit_1_v_fyodorova_e.v.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя  школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва»

муниципального образования «Островский район»

                                       181350, г. Остров, ул. Пригородная, 18                                тел./факс: 8(81152) 3-24-26

                                                                                                             E-mail: org115@pskovedu.ru

   

ОБСУЖДЕНО

на заседании педагогического совета

(Протокол № 1 от 25 августа 2015  года)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Средняя школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва»

_____________________ Л.А. Панчук

     (Приказ №    от            2015  года)

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ТИП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Название программы        Весёлый алфавит

Направленность      художественно-эстетическая

Для детей 7-8 лет

Срок реализации — 1 год

Количество часов за год:  33 ч.,      в неделю 1 час.

Разработчик (автор/составитель):
Фёдорова Елена Владимировна

учитель начальных классов

Руководитель объединения:

                                                                                                                     

                                                                                               г. Остров

 2015 г.

                                                                                 

                                                                                   Пояснительная записка

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации  является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

    Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

   Программа разработана для занятий с учащимися 1 класса  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы педагога  Фёдоровой Е.В.  Данная  программа  поможет учителю начальных классов  в обучении детей звукам и буквам в 1 классе, так как она основана на применении разных форм работы при ознакомлении и закреплении материала урока. Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета письмо и развитие речи.

     В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию, уважительного отношения к своему труду и труду сверстников.

Цель программы:

  1.    закрепление знания букв русского алфавита;
  2.    осознание необходимости знания алфавитного порядка;
  3.    развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся;   
  4.    развитие творческих способностей.

Задачи:

       1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  1.   Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией  (сбор, систематизация, хранение, использование).
  3. Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.
  4. Развивать умение распознавать звук и букву.
  5. Формировать первоначальные  представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.
  6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования  включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

          В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 - непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 - развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 - системность организации учебно-воспитательного процесса;

 - раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

        Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое ведущее место в подростковом возрасте. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Особенности    возрастной    группы   учащихся начальных классов:

        Дети 7-8 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Срок реализации образовательной программы: 1 год, в неделю – 1 час, за год – 33 часа, продолжительность занятия – 40 мин.

      Этапы реализации проекта:

1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.

2.  Работа   по поиску материалов к проекту.

3. Выполнение дидактических заданий к проекту

4. Защита ученических работ,   формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

5. Оформление результатов  работы:

создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»

создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»

- подготовка презентации «Алфавит - прописи»,

- создание серии презентаций «33 родных сестрицы»

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

7. Подведение итогов, награждение участников.

Организация деятельности:  групповая, индивидуальная.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать;
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

      Уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых и дополнительных  знаний, опыта решения проектных задач.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Ожидаемые результаты исследования:

1.Изучить тему «Алфавит».

2.Подготовить  дидактический материал для изучения этой темы.

3.Развить  умения:

   -вести дискуссию;

   -оценивать работы своих товарищей.

 4. Развитие творческих способностей учащихся.

     Личностные результаты : формирование  у детей мотивации к обучению, помощь  им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Средства формирования: организация на уроке парно-групповой работы.

     Регулятивные результаты:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Средства формирования: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

     Познавательные результаты:  умение учиться;  навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;  умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.  Средства формирования: расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

    Коммуникативные результаты: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

   Форма подведения итогов реализации образовательной программы: 

      1.Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит».

      2. Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука».

      3. Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы».

                                                          Учебно - тематический  план

Тема

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с проектом.

3.09

2

«Как появился современный алфавит?» Занятие – беседа.

10.09

3  

Почему алфавит назвали алфавитом? Урок – сообщение.

17.09

4

Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Урок-экскурсия.

24.09

5

Смогу ли я обойтись без знания алфавита? Урок-рассуждение.

01.10

6

Как быстрее выучить алфавит?

8.10

7

Распределение заданий по подбору стихов, скороговорок на изученные буквы, их разучивание.

15.10

8

Распределение заданий по подбору стихов, загадок на изученные буквы, их разучивание.

22.10

9

Распределение заданий по подбору стихов, загадок, скороговорок  на изученные буквы, их разучивание.

29.10

10 - 30

Практическая работа: создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»; создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука».

12.11- 28.04

31

Защита проекта «Книжка– малышка со стихами «Веселый алфавит»

5.05

32

Защита проекта « Книжка- малышка с рисунками детей «Необычная азбука».

12.05

33

Заключительное занятие: подведение итогов, награждение участников.

19.05

Содержание курса:

1.Знакомство с проектом. Формулирование вопросов, которые будут решаться в проекте.

2. Работа по поиску материалов к проекту.

3.Выполнение дидактических заданий к проекту.

4.Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

5.Оформление результатов работы:

   Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»

   Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука»

   Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы»

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

7. Подведение итогов,  награждение участников.

1 этап 
Знакомство с проектом.

1. Как нам понять друг друга?

2. Как появился современный алфавит?

                                                                                                2 этап

Работа по поиску материалов

1.Экскурсия в библиотеку.

2.Беседа с библиотекарем « Порядок книг в библиотеке»

3. Подбор стихов «Веселый алфавит».

                                                                                              3 этап

 Выполнение дидактических заданий к проекту

  1. Изучение алфавита.
  2. Работа с раскрасками «Алфавит»
  3. Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»
  4. Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука»
  5. Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы»

                                                                                           

                                                                                             4 этап

Защита ученических работ.

Изготовление букв из разного материала.

                                                                                            5 этап

Оформление результатов работы

1. Книжка – малышка со стихами

2. Книжка - малышка с рисунками детей «Необычная азбука»

3. Серия презентаций « 33 родных сестрицы»

                                                                                            6 этап

                                                                                  Подведение итогов,

                                                                           награждение участников.

Использованная литература:

1.Волина В. «Праздник букваря» -  М., Просвещение, 1996 г

2.Журналы «Начальная школа»

3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.

4. М. Брокгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3

5. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.

6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»

Представление  творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...

Паспорт к проекту 1 класс алфавит

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Буквы алфавита»....

Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...