Модульный курс "ФАНТАЗЕР (развитие творчества и воображения у детей)".
методическая разработка по теме

Елена Владимировна Муравьёва

Разработка модульного курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГКУСО МО

«Зарайский СРЦН»

___________Тутаева Г.Х.

«___» __________2016г.

Модульный курс « ФАНТАЗЁР»

(по развитию творчества и воображения у детей).

Разработчик: воспитатель

отделения диагностики

 и социальной  реабилитации

Муравьёва Елена Владимировна

2014-2019гг.

Постановка проблемы.

За последнее время возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения и развития определяется изменениями произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам  личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески.

        Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество даёт возможность удовлетворять высшую человеческую потребность – потребность в самореализации.

        В педагогике и психологии проблема развития творческого мышления (креативности) остаётся малоизученной. Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создаёт базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.

        Воображение является основой человеческого творчества. Проблема развития воображения особенно актуальна сегодня. Когда взрослые стремятся скорее развить интеллектуальные способности ребенка с целью подготовки его к школе. По мнению некоторых психологов, информация, с которой сталкивается сегодня ребёнок, становится всё более дидактичной. В ней преобладают элементы обучения, а не игровые или побуждающие воображения, творчество. Из детской жизни всё более вытесняются такие специфические виды деятельности, как рисование, лепка, игра, конструирование. Всё это приводит к потере у большинства детей начальной школы интереса и мотивации учения, является причиной преждевременной психологической усталости ребёнка, надорванности его психики уже в дошкольном возрасте.

        Благоприятным возрастом для развития воображения является дошкольный возраст. Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным новообразованием дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте также имеются широкие возможности для развития и творческого воображения.

        Важно заботиться о приучении ребёнка отличать возможное от невозможного. Средство для этого, очевидно, общее умственное развитие, знакомство с природой, с жизнью и деятельностью людей. Таким образом, развитие воображения может совершаться правильно только в связи со всем умственным развитием человека. Умственное же развитие ребёнка приучит его обращать внимание на различия предметов и не увлекаться сходствами. А это опять будет содействовать правильному развитию воображения ребёнка, потому что тогда резкое несходство между фантастическою сказкой и действительностью, плохой картиной и соответствующим ей предметом, между одушевленным и неодушевленным будет ясно ребёнку.

        У детей замечается недостаток в творчестве, а между тем сущность воображения именно и заключается. Прежде всего, в творческой деятельности. Поэтому нужно стараться пробудить в детях эту потребность и приучить к ней. Средства для этого могут быть теоретическими и практическими.

        Теоретические – это художественные рассказы, детские повести, сказки, стихи, доступные детям, словом, все те произведения, в которых выразилось творчество с особенною силой. Читая и слушая такие произведения, ребёнок, естественно, вызывается на подобную деятельность. Существенным, главнейшим условием всех этих произведений нужно поставить простоту, незначительное количество действующих лиц и вполне рельефную, яркую их обрисовку. Нечего стремиться к тому, чтобы очертить лицо вполне подробно, охарактеризовать его множеством оттенков чувств, множеством мелких психических черт, мелких черт  ребёнок не заметит и не усвоит, тонкий психологический анализ ему не по плану, коллизия разных чувств и положений также. Детям нужно давать простое, короткое и рельефное. Поэтому, выбор художественных произведений, способных правильно воспитывать воображение, дело не особенно лёгкое.

        Практические средства воспитания творчества детей – игры. Игры детей обыкновенно суть подражания. Нужно стараться ввести в них творческий элемент. Для этого нужно иметь ввиду, чтобы игрушки, материал игры своею определенностью не стесняли деятельности детей. Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она даёт больше свободы детям, даёт возможность превращать её в различные вещи. Затем необходимо руководить детскими играми, конечно, не стесняя их, не навязывая им игр. Нужно показать детям, каким образом, комбинируя уже знакомые действия по-новому, разделяя одно и соединяя другое, мы создаём нечто до сих пор невиданное. При великой охоте детей к играм, творчество в играх, при правильной поддержке воспитателя, может возникнуть и окрепнуть быстро, и ребёнок, таким образом, рано может вкусить весьма важного плода – наслаждения собственною изобретательностью.

        Так как яркие, живые представления имеют большое значение в деятельности воображения, то нужно позаботиться о сохранении живости и яркости представлений детей. Постепенное интеллектуальное развитие будет непременно ослаблять яркость представлений. Чтобы отчасти вознаградить эту неизбежную потерю живости представлений вместе с развитием интеллекта, необходимо, чтобы наглядность проникала всю умственную жизнь ребенка, чтобы во всех знаниях он начинал с предметов. А для этого он должен всё сам видеть, слышать, осязать и т.д., должен подробнее и точнее запомнить свойства предметов, но полные и ясные их образы.

        Возникновение и развитие воображения социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения.

        Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребёнком в целях развития воображения. В младшем школьном возрасте целесообразно занять позиции незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребёнку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача сможет решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: « Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывал им сказки, показывал инсценировки, организуя игры.

        Дальнейшее развитие воображения идёт по нескольким направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. В-третьих, развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, например гиперболу, метафору, но и самостоятельно их применяет. В-четвёртых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребёнок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

         Любая деятельность дошкольников и младших школьников связана с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Оно позволяет ребёнку в более полной и свободной форме раскрыть личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эта функция обеспечивает ребёнку новый, необычный взгляд на мир.

        Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

- построение образа конечного результата его деятельности;

- создание программы поведения в ситуации неопределённости;

- создание образов, заменяющих деятельность;

- создание образов описываемых объектов.

        Воображение не только обеспечивает создание чего-то нового, демонстрирует оригинальные результаты, но и сопровождает нас определённой критической оценкой, умением объяснить свою логику. Воображение тесно связано с интересами, определяемыми как эмоциональное проявление познавательной способности. Для развития ребёнка важно формирование многих интересов. Воображение не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

        Воображение является фокусом, центром творческой деятельности ребёнка. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от результата. Оно способствует развитию высших психических функций ребёнка, а последнее, определяют успешность учёбы ребёнка. Воображение помогает осваивать нравственные нормы, отражает своё понимание жизненных ценностей, личные свойства ребёнка, по-новому осмысливать их, проникаться их значимостью и глубиной. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

        Творческие способности или «креативность» по определению американского психолога Фромма: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

        Основными показателями креативности являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

        По данным исследованиям творческие способности в значительной мере завися от наследственного потенциала, но превращение творческих импульсов в творческий характер зависит от влияния семьи и других взрослых, общающихся с ребёнком и способных развить или уничтожить его творческий потенциал.

        Для ребёнка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра, которая стимулирует развитие креативности. Поэтому использование различных игр развивающего характера является основой построения занятий.

Цель и задачи модульного курса для детей дошкольного возраста.

 

Цель: развитие творческого воображения у детей; воспитание у детей стремлений к творчеству.

Задачи:

  1. Развить детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности.
  2. Учить детей отличать возможное от невозможного.
  3. Воспитывать в детях желание изобретать,  выдумывать, фантазировать.
  4. Развивать у детей желание и умение придумывать рассказы, сказки, рисовать рисунки на разные темы.
  5. Стимулировать познавательную активность учащихся.
  6. Развивать творческое мышление, способности, дарования.
  7. Сформировать эстетические чувства и художественный вкус, эстетическую оценку и своё суждение по отношению к окружающему миру.
  8. Развивать речь и мелкую мускулатуру рук детей.
  9. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для самореализации каждого ребёнка.
  10. Сплотить коллектив.

Цели и задачи модульного курса для детей школьного возраста.

Цель: способствование психическому и личностному росту детей, развитие их творческих способностей, развитие воображения у детей; развитие творческих мыслительных способностей, преодолевание стереотипности шаблонности.

Задачи:

1. Обогатить знания и представления школьников об окружающем мире.

2. Раскрыть и развить творческие способности каждого ребёнка.

3. Создать атмосферу, благоприятную для продуцирования воображения и творчества детей.

4. Гармонизировать эмоциональное состояние в коллективе и каждого отдельно взятого ребёнка.

5. Сплотить коллектив.

6. Развивать память, внимание, мышление, двигательные навыки, речь.

7. Поощрять и стимулировать желание стремление детей к познанию и исследованию нового.

8. Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать возможности реализации и применения творческого воображения, креативных идей в жизни.

9. Научить детей творчески подходить к жизненным ситуациям и обстоятельствам.

10. Научить детей мыслить творчески и уметь разряжать свои переживания, эмоции через творчество и в действии воображения.

Этапы и сроки реализации модульного курса.

Модульный курс рассчитан на 5 лет (2014-2019 гг).

Возрастные категории воспитанников, на которых рассчитан модульный курс

- дошкольный возраст (3-7 лет);

- школьный возраст (7-18 лет).

Основные формы и методы реализации модульного курса.

Формы:

- групповые занятия;

- индивидуальная работа.

Методы:

  1. Словесные методы:

- рассказ,

- беседа,

- объяснение,

- указания,

- пояснение.

   2. Наглядные методы:

         - рассмотрение,

         - наблюдение,

         - показ.

   3. Практические методы:

         - упражнение,

         - чтение,

         - прослушивание,

         - рассказывание,

         - рисование,

         - конструирование,

         - игры.

   4. Методы  самостоятельной работы.

Результаты, ожидаемые от реализации модульного курса.

Креативное воображение является необходимым условием для любой деятельности ребёнка. Особое важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет требует эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно развивать творческое воображение.

        В процессе использования модульного курса с детьми ожидается положительная динамика в развитии творческого воображения у детей.

        Дети дошкольного возраста должны охотнее включаться в игровые ситуации. У них ожидается повышение интереса к рисованию, конструированию, придумыванию, фантазированию. Изобразительной деятельности. Стимулируется познавательная активность. Развиваются творческие способности, дарования. Формируются эстетические чувства и художественный вкус. Развивается речь и мелкая мускулатура рук. Развивается творческое мышление и воображение.

        У детей школьного возраста обогащаются знания об окружающем мире. Раскрываются и развиваются творческие способности каждого ребёнка. Развивается внимание, мышление, память, двигательные навыки, речь. Ожидается стремление детей к познанию и исследованию нового. Дети начнут творчески подходить к жизненным ситуациям и обстоятельствам. Научатся творчески мыслить и разряжать свои переживания, эмоции через творчество.

        При развитом воображении, ребёнку легче учиться и познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

✔"Перевирание" сказки[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3844539","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"470","width":"471"}}]]...

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии....

Игры на развитие творческого воображения у детей

Уважаемые коллеги и родители, представляю Вам подборку игр на развитие творческого воображения....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработанная корррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Курсовая работа "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки посредством музыкальной сказки"

Цель исследования: на основе теории и методики выявить и раскрыть особенности воображения у детей младшего школьного возраста и методы развития воображения через музыкальную сказку....

Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики

Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных ме...