Программа внеурочной деятельности "Цветовод"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Тимошенко Анна Александровна

Программа внеурочной деятельности экологической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Методическое объединение учителей начальных классов

Протокол от  ______ 2016г.№ ___

Руководитель МО

______Шушкевич О.К.

«Согласовано»                                      

Заместитель директора по УВР

__________Яковлева Н.В.

«_____» __________ 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

_______О.К. Ишматова

Приказ от 26.08.2016 г. №83

   

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

экологической направленности

«Цветовод» 

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

                                               Автор-составитель:

                                                                       Тимошенко Анна Александровна,

                                                              учитель начальных классов

с. Крестовоздвиженка, 2016 г.

Пояснительная записка

Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  •   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  • Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность обучающихся. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
  • Учебного плана МОУ Крестовоздвиженской СОШ на 2016-2017 учебный год

Данная программа предназначена для дополнительного образования обучающихся  9-10 лет общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.  

Срок реализации программы 1 года. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 34 часа в год.

Программа кружка «Цветовод» разработана в связи с растущим интересом детей и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Человеку всегда было свойственно желание иметь рядом с собой растения, украшающие жилые помещения и улучшающие настроение.  С ростом промышленного и жилищного строительства в Сибири потребность в интерьерных (комнатных) растений увеличивается. Для Сибири, где восемь месяцев в году человек лишен общения с растениями, это тем более необходимо, ведь комнатные растения доставляют человеку не только эстетическое наслаждение. Но и играют большую роль в оздоровлении окружающей среды.

Кружок   «Цветовод» - внеурочная работа практической направленности по комнатному цветоводству с элементами творчества (изготовление цветов и композиций цветов из различных материалов и в различных техниках), является добровольной. В кружке занимаются дети, проявляющие интерес к разведению комнатных цветов. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет немаловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Кружковая работа с комнатными растениями у младших школьников вызывает живой интерес, помогает расширить их биологические знания. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие  приемы и трудовые навыки по уходу за  ними, по их размножению и пересадке. Существенный интерес для детей и их родителей  представляет информация о влиянии комнатных растений на воздух в помещении, на состояние человека.

Комнатные растения  являются частицей живой природы,  которую человек стремится переместить в свое жилище. Если школьник начинает увлекаться выращиванием  комнатных растений, то у него обязательно  проявляется стремление узнать о них  как можно больше. Дети задают вопросы: «Откуда происходят эти растения?  Какие условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создавать  для лучшего произрастания их в помещении? Как размножаются эти растения? Почему растение болеет? Как бороться с вредителями растений? Чем полезно это растение?» Задача руководителя кружка  -  поддержать любознательность ученика, научить искать ответы на вопросы в справочной литературе и интернете. Это будет способствовать формированию у учеников потребности в приобретении новых знаний и умения получать их путем самообразования.

Цель: формирование мотивов,  ориентирующих действия и поступки  человека на гуманистические  отношения с природой и с самим собой.

Задачи:

  1. Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства.
  2. Прививать практические навыки по уходу за растениями.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.
  4. Развивать познавательный интерес детей.
  5. Повышать экологическую грамотность учащихся.

Принципы работы при реализации программы:

  • научность;
  • опора на интерес;
  • от простого к сложному;
  • связь с жизнью;
  • связь теории с практикой;
  • чередование разнообразных видов деятельности;
  • системность;
  • доступность;
  • обратная связь;
  • инициативность и творчество.

Методы работы при реализации программы:

  • словесный;
  • исследовательский;
  • поисковый;
  • наглядный;
  • практический;
  • метод коллективного творчества.

Формы работы:

  • Работа с определителями и справочной литературой.
  • Паспортизация растений.
  • Профилактический осмотр комнатных растений.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Размещение растений в помещении.
  • Проектирование фитоуголка.
  • Создание фитоуголка.
  • Проектирование и создание коллекций в кабинетах.
  • Озеленение коридоров и столовой школы.
  • Экскурсии.
  • Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека.
  • Практические занятия по пересадке растений.
  • Практические занятия по размножению комнатных растений.
  • Выращивание молодых растений.
  • Лекции, беседы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • озеленение школы;
  • создание коллекций комнатных растений;
  • оформление стенда «Советы тетушки Герани»
  • создание фотоальбома «Растения нашей школы».

Содержание  разделов

 «Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений»

«Комнатные растения в интерьере»

Изучение информации о растениях, очищающих воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов. Знакомство с информацией о влиянии кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека.

Содержание и выращивание комнатных растений

Размещение растений в помещении, составление цветочных композиций в интерьере. Уход за растениями. Изучение требований по содержанию растений, правил их пересадки, сопровождается практикой. Теоретические сведения о размножении комнатных растений с практическими занятиями. Теория и практика по формированию кроны растения. Практические занятия по профилактическому осмотру растений. Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани». Он должен содержать фото цветов с их названиями, советы по цветоводству.

  Связь природных особенностей растений и условий их содержания.  Растения светолюбивые и теневыносливые. Растения увлажнённых мест, сухих, умеренной влажности. Температурный режим и отношение к сквознякам. Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств: папоротников, суккулентов, пальм, бромелиевых, марантовых, бегониевых, геснериевых, цитрусовых, гераниевых.  

Тематический план

Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений» (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Значение зелёных насаждений в жизни человека

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

2

Влияние комнатных растений  на состояние человека.

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

3

Влияние комнатных растений  на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха).

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

4

Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях.

1

0,5

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

5

Происхождение комнатных растений.

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

6

Растения, используемые для озеленения помещений.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

7

Экскурсия  в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений».

1

0,5

экскурсия

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

8

Многолетники, используемые для озеленения помещений.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

9

Зелёные друзья наших комнат.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

10

Правила размещения растений в комнате.

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

11

Растения для зоны отдыха и коридора.

1

0,5

беседа

Посадка хлорофитумов для коридоров

0,5

Пр. работа

12

Условия для комнатного растения. Акклиматизация.

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

13

Требование к содержанию комнатных растений.

1

0,5

беседа

Профилактический осмотр растений школы

0,5

Пр. работа

14

Режим освещения (естественное, искусственное)

1

0,5

беседа

Распределение растений школы по режиму освещения

0,5

Пр. работа

15

Комнатные растения для северного окна (теневыносливые)

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

16

Комнатные растения для южного окна (светолюбивые)

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

17

Температурный режим.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

18

Теплолюбивые комнатные растения.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

19

Холодоустойчивые комнатные растения.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

20

Режим полива комнатных растений.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

21

Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений.

1

0,5

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

22

Влажность воздуха

1

0,5

Наблюдение за ростом и развитием растений

0,5

наблюдение

23-24

Тропические растения. Пустынные растения.

2

1

беседа

Наблюдение за ростом и развитием растений

1

наблюдение

25

Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками).

1

0,5

беседа

Посадка цветов для столовой

0,5

Пр. работа

26

Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища).

1

0,5

беседа

Посадка растений для зоны отдыха

0,5

Пр. работа

27

Вегетативное размножение (листовыми пластинками)

1

0,5

беседа

Посадка фиалок для фитоуголка.

0,5

Пр. работа

28

Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи)

1

0,5

беседа

Уход за рассадой

0,5

Пр. работа

29-30

Создание коллекций цветов в кабинетах.

2

1

беседа

Создание паспортов коллекций

1

беседа

31

Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани»

1

0,5

стенд

Уход за растениями

0,5

Пр. работа

32

Оформление композиции фитоуголка.

1

0,5

композиция

Уход за растениями.

0,5

Пр. работа

33-34

Бонсай.

2

1

беседа

Уход за растениями.

1

Пр. работа

Требования к обучающимся по окончании курса

Учащиеся должны знать:

- значение растений в природе и жизни человека;

- многообразие комнатных растений, названия наиболее распространенных комнатных растений, которые выращиваются в школе;

- основные правила ухода за комнатными растениями;

- условия содержания растений в помещении;

- способы размножения растений.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- осуществлять действие по уходу за комнатными растениями, по их пересадке, размножению, размножению в помещении;

- осуществлять действия по озеленению;

- распознавать комнатные растения;

- оформлять результаты работы;

- подготавливать сообщения и выступать с ними.

Методическое обеспечение.

1. Справочники-определители комнатных растений

2. В. Грюнвальд. Комнатные растения: особенности роста в домашних условиях и в природе. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2009.

3. Ван дер Неер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2010.

4. Ресурсы сети Интернет

5. Презентации по темам занятий.

Список используемой литературы

1.Новый энциклопедический справочник «Комнатные растения  в вашем доме».Москва Олма-пресе 2010 г.

2.Справочник «Комнатные растения» АСТ. Асперель. Москва 2009 г.

3.М. Миллер «Лучшие комнатные растения» Ростов-на-Дону. «Феникс» Москва «Цитадель» 2012 г.

4.Атлас растений «Комнатные цветы: уход и лечение» А.Лимаренко, Т.Палеева. Москва, Санкт-Петербург изд. «Сова» 2009 г.

Календарно – тематическое планирование 4 класс

 «Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Форма занятия

Кол–во часов

Форма контроля

план

факт

1

Значение зелёных насаждений в жизни человека

06.09

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

2

Влияние комнатных растений  на состояние человека.

13.09

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

3

Влияние комнатных растений  на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха).

20.09

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

4

Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях.

27.09

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

5

Происхождение комнатных растений.

04.10

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

6

Растения, используемые для озеленения помещений.

11.10

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

7

Экскурсия  в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений».

18.10

экскурсия

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

8

Многолетники, используемые для озеленения помещений.

25.10

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

9

Зелёные друзья наших комнат.

01.11

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

10

Правила размещения растений в комнате.

15.11

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

11

Растения для зоны отдыха и коридора.

22.11

беседа

1

Озеленение школы

Посадка хлорофитумов для коридоров

Пр. работа

12

Условия для комнатного растения. Акклиматизация.

29.11

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

13

Требование к содержанию комнатных растений.

06.12

беседа

1

Озеленение школы

Профилактический осмотр растений школы

Пр. работа

14

Режим освещения (естественное, искусственное)

13.12

беседа

1

Озеленение школы

Распределение растений школы по режиму освещения

Пр. работа

15

Комнатные растения для северного окна (теневыносливые)

20.12

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

16

Комнатные растения для южного окна (светолюбивые)

27.12

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

17

Температурный режим.

17.01

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

18

Теплолюбивые комнатные растения.

24.01

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

19

Холодоустойчивые комнатные растения.

31.01

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

20

Режим полива комнатных растений.

07.02

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

21

Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений.

14.02

беседа

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

22

Влажность воздуха

21.02

1

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

23-24

Тропические растения. Пустынные растения.

28.02

07.03

беседа

2

Озеленение школы

Наблюдение за ростом и развитием растений

наблюдение

25

Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками).

14.03

беседа

1

Озеленение школы

Посадка цветов для столовой

Пр. работа

26

Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища).

21.03

беседа

1

Озеленение школы

Посадка растений для зоны отдыха

Пр. работа

27

Вегетативное размножение (листовыми пластинками)

04.04

беседа

1

Озеленение школы

Посадка фиалок для фитоуголка.

Пр. работа

28

Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи)

11.04

беседа

1

Озеленение школы

Уход за рассадой

Пр. работа

29-30

Создание коллекций цветов в кабинетах.

18.04

25.04

беседа

2

Озеленение школы

Создание паспортов коллекций

беседа

31

Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани»

02.05

стенд

1

Озеленение школы

Уход за растениями

Пр. работа

32

Оформление композиции фитоуголка.

10.05

композиция

1

Озеленение школы

Уход за растениями.

Пр. работа

33-34

Бонсай.

16.05

23.05

беседа

2

Озеленение школы

Уход за растениями.

Пр. работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...