Классный час "Культура речи"
классный час на тему

Кеваева Анна Юрьевна

формирование культуры поведения уча­щихся; закрепление правила культурного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА   РЕЧИ

Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: памятки для учащихся.

ХОД   КЛАССНОГО    ЧАСА

Вступительное слово учителя

- Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И еще культура человека оченьярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока - культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

(Выслушиваются ответы детей.)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело -говорить ясно, четко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Немного истории

Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Наш язык

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда

На языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

Н. Бойко Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф. Тютчева,

Зарумянилась вишня и слива, Налилась золотая рожь. И как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдешь. Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес. Пахнет липа душистая медом, И шумит полный сумрака лес.

-        Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

-        Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима
тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио, телеви
дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот
к чему может привести неправильная расстановка ударения. Пос
лушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не
ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед -Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не коридор, а колидор. Дилектор входит в кабинет, Закрыт магазин на обед. Хозяйка моет стаканы, Секет свеклу, пекет блины. И до меня дошел черед: Портфель он портфелем зовет. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя. Пусть и его зовут Петя. - Петя! - несется со двора -Тебе домой идти пора! Не трогай малыша, Петя, Ведь ты большой, а не дитя! Петя обижен на ребят, Скажите, в чем я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня?

-        Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

-        Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Гово
рить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски,
вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее
отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются
в нашей речи слова-сорняки:
значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим {ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Пети градусник.)

Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт {он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

-        Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но
стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже
грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

-        Петрушка! Вечно ты с обновкой - с разодранным локтем.
-Ты, Филька, ты - прямой чурбан.

А вы, ребята, живете в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините» Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Витя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только Алешка, Витька, Ванька, Толька. - Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С. Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет: Пятеркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тропкин-Дармоед, Пупков и Перепупов. В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названия рыб и птиц, Зверей и насекомых. Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Пчелкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, бобров и Перепелкин. Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Тигров или Львов Умишко комариный. Бывает, Коршунов иной Синичкина боится. - Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Прочитаем девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

  1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
  2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».
  3. Не спеши высказать свои мысли.
  4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
  5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
  6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
  7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.

Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами

  1. Не давай кличек своим товарищам.

 ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Физкультминутка

Маленький кролик по имени Кролик

(Показать с помощью рук маленький размер кролика.)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(«Погладить» кролика.)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Прыжки на месте.)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Двумя пальцами руки «поднять» бокал.)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Руки поднять вверх и слегка развести в стороны - показать

«уши».)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(Хлопки в ладоши.)

Но, на опушке заметив лису,

(Одну руку поднести к глазам - «вглядеться» вдаль.)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Подмигнуть друг другу и присесть.)

- Культура речи - это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

-        Добрый день! - тебе сказали,

  • Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали -Теплоты и красоты.
  • Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
  • Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли, «Пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет! Пожалуй, без «пожалуйста» Нам становится неуютно.

За что мы говорим «Спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не могли бы -Кому сказали? Сколько раз?

Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать. И что обещал - забывать. Но если я все же забуду, -Простите, я больше не буду.

Будьте добры! - Это я говорю по секрету. Будьте добры! - И не ждите за это конфету Будьте добры! - Без игры и во время игры. Если сумеете, Будьте скорее добры.

Нам желают доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, «добрый путь» Тоже к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно, Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

-        Встретились два человека, поздоровались, один спросил

другого, как дела, тот ответил, что все хорошо. Можно заканчивать раз
говор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.

Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они
относились к тебе...» Если бы все следовали этому совету, насколько
легче было бы людям общаться друг с другом.

Подведение итогов

-        Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошен
ное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю
жизнь и причиняет много страданий. («Словом стреляй осмотритель
но в споре...»)

Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза - это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние... Побольше сочувствия к окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Хорошую речь хорошо и слушать"

Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается. Ещё сложнее это сделать детям с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индиви...

Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"

Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...

Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"

Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...

КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»...

Классный час на тему "Культура речи"

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего ур...

Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".

Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...