КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.
классный час по теме

Поршина Ольга Ивановна

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво».

Учитель:

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

 

        Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

 Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

СЦЕНКА №1.

Сценарий зачитывает учитель.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу  дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим  . А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В  3  -ым

Доктор: В пятом «ым»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно  перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто  ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Учитель:

        Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?

        Какой рецепт дал доктор?

        Учитель:

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:

АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.

 Учитель: (медленно):

        Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.

 Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.

Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.

Обсудим ситуацию.        Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.

Учитель  Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…

 

Учитель:Что же ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

Учитель:Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?

  Учитель:Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»

                                   Спасибо, здравствуйте, простите

                        Произносить он не привык.

                        Простого слова извините

                        Не одолел его язык.

                        Не скажет он друзьям по школе:

                        Алеша, Петя, Ваня, Толя.

                        Своих друзей зовет он только:

                        Алешка, Петька, Ванька, Толька.

 Учитель:Вы не встречали таких ребят?

Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).

 Учитель:Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».

 «Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

                                   Язык свободный, мудрый и простой

                        Нам поколения в наследство подарили.

                        Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

                        Его в своих твореньях сохранили.

                        Язык писателей нам служит образцом.

                        Он мудростью народною отмечен.

                        Овладевайте литературным языком,

                        Боритесь за культуру речи!

МБОУ «Пичпандинская СОШ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

по культуре речи

« Говори по-русски грамотно и красиво».

в 1,3 классах

Учитель: Поршина Ольга Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка

Опыт работы показывает, что всё-таки многие выпускники школы по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это показывают и результаты тестирования по русскому языку. Из трех...

Формирование культуры речи на уроках русского языка в начальной школе

Формирование культуры речи на уроках русского языка в начальной школе...

Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе

Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе....

Классный час "Культура речи"

формирование культуры поведения уча­щихся; закрепление правила культурного общения...

Классный час «Культура речи».

Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».Цели: углубление и  закрепление  знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;формировани...

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....