Классный час «Культура речи».
классный час (2 класс) на тему

Меньшенина Светлана Александровна

Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».

Цели: углубление и  закрепление  знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;

формирование  через культуру человеческого общения внутренней культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».

Цели: углубление и  закрепление  знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;

формирование  через культуру человеческого общения внутренней культуры личности.

Задачи: 

  • закреплять правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях;
  • развивать языковое чутьё, память, внимание;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, веру в собственные силы, умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал

Форма проведения – игра-путешествие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

- Ребята, любите ли вы путешествовать? А почему? (Ответы детей.)

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Попробуйте определить, куда и зачем. Для начала, отгадайте загадку:

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.  (Человек)

Какое главное  отличие человека от животного? Сможет ли человек, живущий в одиночестве и никогда не видевший людей, научиться говорить? Что необходимо, чтобы человек стал «разумным»? (Ответы детей.)

Человеку необходимо общение, а для общения нужна речь. Общаясь, мы говорим друг другу разные слова.

Всему название дано – и зверю, и предмету. 
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – 
В огромном море – море слов – 
Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно рассмешить, поддержать, утешить в трудную минуту. Если вы хорошо  владеете словом, то можете стать интересным собеседником. Задумывался  ли кто-нибудь из вас, что и как нужно говорить, чтобы ваша речь была понятной и  приятной?

Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Слов, попытаемся разобраться с некоторыми ошибками, встречающимися  в нашей речи, вспомним, какие слова могут её украсить.

В ходе нашего путешествия мы начнем составлять памятку «Культура речи».

(В ходе занятия, в зависимости от темпа работы класса,  дети могут  выбирать из предложенных табличек нужные  и прикреплять на доску или самостоятельно записывать маркером правила.)

II. Основная часть.

1). Касса

Чтобы отправиться в путешествие,  нам нужен билет. Этот билет  не простой, а такой же, как в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова». Послушайте. (Читают подготовленные дети).

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой...

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА!

Так какие же слова нам понадобятся, чтобы приобрести билет и  продолжить путешествие? (Ответы детей.)

Молодцы, верно. Их называют по-разному: вежливые, «волшебные», этикетные слова. А зачем они нужны в нашей жизни? (Ответы детей.)

Чем чаще, к месту, искренне вы будете употреблять «волшебные»  слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться.

Итак, что мы можем записать в нашу памятку «Культура речи», начиная  наше путешествие? (Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.)

-Давайте назовём такие слова, дополнив  стихотворные строчки,  и отправимся в путь.

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте).

Если словом или делом Вам помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (спасибо)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).

Молодцы, вы получаете  свои билеты, и мы отправляемся в путь.

2). Остров Жаргонизмов.

На нашем пути в море Слов повстречался остров. Давайте сделаем остановку и познакомимся с его жителями. (Просмотр сюжета «Ералаша»)

 «Классный Днепр при клёвой погоде» Лион Измайлов.
Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.Вот, например, я вчера встретил во дворе соседского мальчишку Ваню Сидорова.
- Здравствуй, Ваня.
- Здравствуйте.
- Hу, расскажи, Ваня, как дела?
- У, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Покатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Hу, которая ржала. Или я не понял ничего.
- Hу, ничего вы не поняли?
- Hу-ка, давай всё сначала.
- Hу, давайте. Значит, один фитиль...
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Hу парень один, длинный, подкатил к шкету...
- Он на чём подкатил, на велосипеде?
- Да не, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Hу, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Hу вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Hу и как, распилил?
- Что распилил?
- Hу велик?
- Чем?
- Hу, этим самым, шнобелем?
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать.
- Hу да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Hо самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так, накрылся. Hа мелкие кусочки. Теперь поняли?
- Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
- Как это не знаю!
- Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?
- Что?
- Помнишь, у Гоголя. "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина".
И дальше:
"Редкая птица долетит до середины Днепра".
- Помню.
- А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит". Hу как, нравится?
- Hравится, - сказал он и побежал, выкрикивая: "Классный Днепр при клёвой погоде".

-Давайте обсудим этот сюжет. Всё  ли было вам понятно? Почему?  (Мы услышали много непонятных слов.)

О какой «болезни» нашего языка рассказывает эта история?

В этом сюжете было очень много жаргонизмов или молодежного сленга.

 Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Т. е. слова эти понятны лишь узкому кругу людей, определённого возраста или профессии.  Например, моряки называют качку -  качели, лодку, судно – посудина.

Сейчас  русская речь перегружена жаргонизмами. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Для них жаргон - это «свой» язык. Но только представьте, как школьник, привыкший разговаривать на сленге, будет разговаривать с мамой, бабушкой, продавцом в магазине, учителем в школе.

Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно помочь жителям этого острова избавиться от этой болезни – от жаргонизмов и перевести слова  «с русского на русский». Перед вами на экране будут появляться  жаргонные или сленговые слова, а вам нужно будет объяснять значение данных слов.

Телик - телевизор.

Велик – велосипед.

Физра – физкультура.

Клевый - хороший, веселый

Домашка – домашнее задание.

Днюха – день рождения.

Комп, компик – компьютер.

- К какому сленгу относятся эти слова? (К детскому и   молодежному)

- Скажите, пожалуйста, можно обойтись без этих слов?

Да, не только можно, но и нужно. Какое правило мы можем записать в нашу памятку, покидая этот остров? (Стараться избегать в своей речи жаргонизмов.)

- Молодцы, спасибо, помогли жителям этого острова  и можем продолжать путешествие.

3). Остров «Слова-сорняки»

На нашем пути в море Слов следующий остров. Его жители приглашают нас в гости. Давайте сделаем очередную остановку и познакомимся с ними.

Послушайте, что они нам расскажут.  (Рассказывают дети)

«Жил-был этот, как его…» Э. Мошковская

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

«Говорите короче»  А. Шибаев


Вы...
это самое...
того...
Когда
вы говорите,
то,
значит, это...
как его.
Ну,
в общем, не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,
что мне хотелось вам сказать.

 

Какие ненужные слова вы услышали в стихах? Какую ошибку совершают их герои? (Ответы детей.)

Правильно в этих стихах много лишних слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и просто засоряют речь говорящего. Их называют слова-сорняки, слова-паразиты. Конечно, в языке слов-паразитов нет, такими они становятся в нашей речи из-за частого и  неуместного их употребления.

Например, рассмотрим  обычное слово «короче». Его значение - менее продолжительный, небольшой. Короче становился день. Зимние дни короче летних. Здесь употребление слова короче уместно. Вечером, короче, собираемся у меня. На уроке вчера мы, короче, писали сочинение.

А в этих примерах слово «короче» лишнее.  Без него смысл предложений не изменится. Здесь слово «короче» стало словом - сорняком.

- Как вы думаете ,а почему  же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? (Ответы детей)

Всё верно. Это и волнение во время говорения, и неумение подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и бедность словарного запаса говорящего, и  своего рода «мода» на некоторые слова.

Давайте поможем жителям этого острова, освободим их от слов-сорняков. Посмотрите на слайд, найдите лишние слова и прочитайте текст без них.

Ну, вот, короче говоря, жили-были дед да баба. Так вот, и была у них Курочка Ряба. Ну, вот, значит, снесла курочка яичко, да, как бы,  не простое - золотое. Короче, дед бил - не разбил.Значит, баба била - не разбила.

Между прочим, мышка бежала, хвостиком махнула, раз, яичко упало и разбилось.Так сказать, дед плачет, баба плачет,  а Курочка Ряба, как его,  кудахчет:

- Не плачь, значит,  дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое! Ну, вот!

(Дети получают листочки с текстом и зачеркивают лишние слова, читают исправленный текст.)

- Молодцы, и с этим заданием вы легко справились.

Что мы добавим в нашу памятку «Культура речи»?

(Не использовать в своей речи слова-паразиты.)

4). Рифы Ошибок.

Продолжаем наше путешествие. Кажется, начинается шторм. А нам предстоит проплыть мимо рифов Ошибок и не сесть на мель. Для этого мы должны найти ошибки и исправить их. Посмотрите на слайд и послушайте.

(Дети обсуждают ошибки и исправляют их.)

Игорь купил в буфете пирожок с повидлой. (с повидлом)

Мама вымыла голову новой шампунью. (новым шампунем)  

Я  победю в эстафете. (одержу победу)

 У Тани нет зимних сапогов. (сапог)

На моё (мой) День рождения пришли все друзья.

Учебники ложи  в портфель. (клади)

Оля  одела (надела) новую шапку.

Молодцы. Всё верно. А что мы добавим в нашу памятку.

(Слова в предложениях нужно изменять  правильно, не  нарушать языковые нормы.)

Молодцы, вы исправили все ошибки и смогли преодолеть рифы Ошибок. Плывём дальше.

5).  Мель  Ударение.

А что это виднеется впереди? Это какой-то корабль. Пассажиры этого корабля машут и что-то кричат  нам. Давайте подплывём поближе и узнаем, что случилось. Оказывается, их корабль сел на мель. Давайте поможем этим путешественникам. Чтобы корабль мог плыть дальше, нам нужно правильно прочитать стихи на слайдах.

Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует
запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сбоку сделала
запах.

На ветку дуба сели белки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта взбили бы
белки!"

Из теста сделали кружки,
Из них слепили пирожки,
Компот налили в
кружки:
- Отведайте, подружки!

Что интересного  вы заметили в этих стихах? (Ответы детей)

 Правильно, в четверостишиях есть  слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, с разным ударением,  имеют разное значение. Мы с вами иногда встречаемся с такими словами в жизни.

Большинство слов в нашей речи имеют  только один  вариант ударения. Но некоторые  люди произносят эти слова неверно.

Проверим, знаете ли вы, как правильно произносить следующие слова. Посмотрите на экран и прочитайте их.                                   

каталог                    позвала            убрала                    красивее

жалюзи                     звонит            торты                       каталог

- Молодцы, и с этим заданием справились и помогли пассажирам корабля продолжить плавание.  А  какое правило добавим в нашу памятку?

( Слова нужно произносить с правильным ударением.)

Для того чтобы узнать, как произносить слово правильно, есть специальные словари ударений и орфоэпические словари.

Послушайте стихи, которые помогут запомнить правильное ударение.

Посадила тётя Фёкла

В огороде столько свЁклы!

Осенью всех позвалА,

За день свЁклу убралА.

Мне купите сладкий торт,

Ну а лучше тОрты.

Самолёты прилетят днём

В аэропОрты.

Подарок выбрать мне помог

Один хороший каталОг.

КрасИвее я буду всех,

И ждёт меня во всём успех.

Поставьте жалюзИ на окна,

Ведь это, вам скажу, удобно.

Он звонИт,

Они звонЯт.

Очень встретиться хотят.

ШАрфами горло своё закрывайте,и  не болейте,

И не чихайте.

6). Наше путешествие подходит к концу. Справиться со всеми трудностями нам помогли умение быть внимательными, дружными, трудолюбивыми. Сегодня мы работали над чужими ошибками в речи. Увидели, что эти ошибки бывают разными. И это лишь малая часть большой работы над грамотной речью. Надеюсь, вы запомнили некоторые правила, о которых мы говорили в нашем путешествии. Недаром поговорка гласит: «На ошибках учатся».

Нам нужно возвращаться на берег. Чтобы причалить к берегу, давайте вспомним пословицы о речи, словах, языке.

(Ответы детей)

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

Слово - серебро, молчание - золото.

Где много слов, там мало дел.

Доброе слово и кошке приятно.

Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

Языком не торопись, а делом не ленись.

- Подумайте, чему учат эти пословицы. Какие правила добавим в нашу памятку? (Не высказывайте необдуманные мысли.  Не будьте многословны.)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Мы причалили к берегу. Давайте вспомним все правила, которые сегодня для себя вывели.

Памятка «Культура речи».

1. Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.

2. Стараться избегать в своей речи жаргонизмов.

3. Не использовать в своей речи слова-паразиты.

4. Слова в предложениях нужно изменять  правильно, не  нарушать языковые нормы.

5. Слова нужно произносить с правильным ударением.

6. Не высказывать необдуманные мысли. Не быть  многословными.

- Если вы  будете соблюдать эти простые правила, вы станете интересным собеседником. Не забывайте, что в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура.

А сейчас подумайте, как вы поработали на занятии, посмотрите на слайд  и оцените себя.

Не было ничего интересного для меня. – Потопайте.

Здорово, мне понравилось! – Похлопайте.

Спасибо всем  за работу.

Источники:

http://tolkslovar.ru/k14341.html

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/09/issledovatelskaya-rabota-slova-parazity-v-russkom-yazyke

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/linguistics/slova-parazity-v-russkom-jazyke.html

http://chisto-po-russki.ru/vyirazitelnost-rechi/slova-parazityi

http://www.rusinkg.ru/russkij-yazyk/article/43-velikij-i-moguchij/193-aforizmy-o-russkom-yazyke

http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_speech.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»...

Классный час на тему "Культура речи"

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего ур...

Классный час "Культура речи"

формирование культуры поведения уча­щихся; закрепление правила культурного общения...

Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"

Рекомендуется для учеников 3 класса.Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.Инстценирование,чтение стихотворений.Живое обсуждение актуальности темы культуры речи....

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...