Программа взаимодействия семьи и начальной школы
учебно-методический материал по теме

Пивкина Эльмира Мкртичевна

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmarabotyisroditelyami.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития взаимодействия семьи и начальной школы

Программу разработала классный руководитель 2 класса

ПивкинаЭльмира Мкртичевна

2015 г.

Семья и школа - это берег и море.

На берегу ребёнок делает первые шаги, получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега:

Л.А.Кассиль

     Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

     Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит  от  взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. 

     Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

 Актуальность создания программы

В Российском обществе в настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.  В   различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Во многих семьях просматриваются характерные проблемы: 

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.

Основная идея программы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-образовательной среды школы,   где ребенок выступает в роли члена коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения  в вопросах воспитания ребенка,  его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и   образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Цели и задачи реализации программы

Цель: Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на воспитание и развитие личности ребёнка.

Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:

  • формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
  • развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.

Основные направления

В нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

просвещение по вопросам психологии и педагогики (информирование, диагностирование, коррекционная работа).

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

  • Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.

  1. Экскурсия - знакомство со школой и школьными службами.
  2. Праздники класса.
  3. Встреча с администрацией учебного заведения и социально - психологической службой.
  4. "Дни открытых дверей в классе".
  5. Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы, в месячник пожилого человека. На этих встречах рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть, что вспомнить, другим есть, что узнать от старшего поколения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через:

  • формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.)
  • формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.)
  • формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.)

Прогнозируемые результаты

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:

  • сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
  • создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
  • укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
  • добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах

Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:

  1. наличие организационной структуры в работе с родителями;
  2. конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
  3. наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
  4. обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
  5. позитивный уровень сохранности здоровья детей;
  6. высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

                           

img1

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат.

План мероприятий по реализации программы

Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.

1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.

2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.

3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.

4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть - привлечение родителей к проведению праздников - привлечение родителей к организации экскурсий - привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете

5. Организация работы классного родительского комитета

6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.

7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

 

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Вы должны относиться к своему ребёнку как к обычному ребёнку. В мире нет абсолютно самодостаточных людей. Если вашему ребёнку нужна физическая помощь, то это не значит, что он сам не может быть полезен людям в каких-то других областях.

2. Откройте таланты своего ребёнка. Приложите все старания, чтобы развить то, что получается у вашего ребёнка лучше всего.

3. Поощряйте его общительность. Не надо бояться общения вашего ребёнка со здоровыми сверстниками. Объясните ребёнку, что ему предстоит общаться с разными людьми — общительными и необщительными, культурными и некультурными и ему надо учиться общаться со всеми.

4. Развивайте оптимизм ребёнка. Учите ребёнка ждать от жизни не худшего, а лучшего. Только с позитивным настроем он сможет в будущем найти своё место в обществе.

5. Если ребёнок в состоянии овладеть компьютером, то обеспечьте ему эту возможность. Часто через компьютер ребёнок находит себе знакомыхс такими же проблемами, как и у него.

6. Ищите и читайте с ребёнком истории о том, как разные люди преодолевают в жизни различные трудности,  чтобы ребёнок понимал, что он не первый и не последний человек, который сталкивается с подобными проблемами.

7. Старайтесь, чтобы у ребёнка были все условия для социальной адаптации: приобретение необходимого вспомогательного оборудования (слухового аппарата, удобного средства передвижения), общение и работа со специалистами.

8. Позаботьтесь, чтобы ваше жилое помещение было максимально удобно для ребёнка, чтобы ребёнок мог делать сам как можно больше вещей, которые касаются личной гигиены, одежды, еды.

9. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними.

10. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

10. Поддерживайте общение с родителями детей, которые имеют такие же проблемы, что и вы. Познакомьтесь с родителями одноклассников вашего ребёнка. Среди них обязательно будут активные родители, которые будут способствовать тому, чтобы вашему ребёнку было комфортно как психологически, так и физически рядом с обычными детьми. Поддерживайте тесный контакт с педагогами, чтоб вовремя оказать необходимую помощь или избежать возможных проблем. Контактируйте с психологом, так как у него есть возможность наблюдать за ребёнком в тех условиях, которые недоступны вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы"

Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы" разработана для работы с родителями  учащихся начальной школы С(К)ОУ 8 вида...

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы...

Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»

Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...

Программа воспитательной работы в начальной школе классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»

Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа расс...

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...

Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в начальной школе

         Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя л...