Конспект мероприятия "Детство, опаленное войной"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Каримова Ландыш Габбасовна

Конспект внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной"  рекомендован для учащихся 4-5 классов. Знакомит учащихся с пионерами-героями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

«Детство, опалённое войной»

Тема: «Детство, опалённое войной».

Цели:

- познакомить с художественными произведениями о жизни детей и подростков во время войны;

- способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;

- воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Оборудование: выставка книг, презентация, компьютер.

Ход урока:

I. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

II. Вводная беседа.

- Ребята, какое событие будет отмечаться в нашей стране в мае?

- Сколько лет продолжалась война?

- Когда началась и закончилась?

- С кем воевала наша страна?

Библиотекарь. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга. Долгой и трудной была дорога к Победе.

- Как советские люди приближали Победу?

Помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше. Подростки, не окончив школы, шли на завод, вставали к станкам. Дети участвовали в воскресниках по уборке урожая. Они также собирали металлолом, лекарства, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, выступали перед ранеными с концертами.

Среди защитников Родины были и дети. До войны это  были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришло время – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к врагам.

Тысячи ребят сражались в отрядах партизан. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Пионерами-героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо. Сегодня я вас познакомлю с этими героями.

  1. Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, в Ленинградской области, у реки, которая впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня побежал за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, победил(убил) его. В портфеле оказались очень важные документы. Партизаны немедленно переправили их в Москву. Немало было еще боев в его   недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб зимой 1943 года. Пионеру-партизану Лене Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Валя Котик

Когда в родной город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие которое потом отправили партизанам. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его… Когда в городе начались аресты, валя с мамой и братиком ушел к партизанам. Пионеру, которому только исполнилось четырнадцать лет, сражался с плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик был награжден орденом и медалью. Он погиб как герой и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

  1. Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю в деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму казнили. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

  1. Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы, - это в Витебской области. Там она стала членом подпольной организации. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В 1943 году Зина возвращалась с задания. Фашисты схватили юную партизанку, пытали, чтобы она выдала партизан. Ответом врагу было молчание Зины.  Зина пыталась бежать,  но фашисты настигли ее… Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.  И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского союза.

        Скоро наступит великий праздник всего нашего народа – 70-летие Великой Победы. Дорогие ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь вы сегодня узнал, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня – Дня Победы!

О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями, написано много рассказов, повестей и стихов. На выставке «Детство, опалённое войной» сегодня мы познакомимся с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны.

1. «Девочка из Марьиной рощи», Бринский А. П. В произведении автор рассказывает о радистке Наташе, девчонке из Марьиной роще, погибшей смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.

2. «Рассказ танкиста», Твардовский А. Т. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.

5. «Сын полка», Катаев В. П. В известной повести «Сын полка» писатель Катаев В.П. рассказывает о мальчике, который осиротел в годы войны и стал сыном полка.

6. «Девочка из города», Воронкова Л. Ф. В произведении рассказывается о судьбе девочки из блокадного Ленинграда. Главная героиня Валя потеряла во время войны родителей, а затем обрела новую семью.

7. «Посылка», Михалков С.В. В стихотворении говорится о том, как пионеры собирали посылки для солдат, воевавших на фронте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Песни, опаленные войной"

Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)

Презентация посвящается детям войны...

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Внеклассное мероприятие на тему: "Годы опаленные войной"

Цели и задачи:1. расширить знания учащихся о событиях ВО войны2. познакомить с городами-героями3. познакомить с песнями, написанными в годы войны4. воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, ува...