Конспект к занятию "Детство, опаленное войной"
план-конспект

Бернштейн Елена Вадимовна

Детство, опаленное войной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Детство, опаленное войной

Цели:

    расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

заинтересовать воспитанников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитание уважения к защитникам Родины;

развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиапроектор.

Воспитатель: Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов  примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. А хотя бы одно имя такого же “гавроша” времен Великой отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время.

(Презентация - слайд 1-2)

Воспитанник: С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т. е. все для фронта.  В те  дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из  московских школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках. ( Презентация - слайд 3)

Воспитатель: Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко- фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Но детским чутьём они понимали, что пришла беда большая беда. (Презентация - слайд 4-6)

Воспитанник: Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Таня Савичева начала вести свой дневник очень рано. Писала она об одном — об ужасе фашизма.

Воспитатель: …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий

«ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два

брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения,  в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало

«задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».

Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». (Презентация- слайд 7)

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.  Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя

— как набат».

Воспитанник: Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт- Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. (Презентация – слайд 8)

Воспитанник:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают. Они к Неве

По улице идут, Как все живые. Только не поют:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые Молчат

Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые

Всегда среди живых Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет? (Презентация - слайд 9)

Сколько детей нашли свою смерть в Ленинграде, Москве, Сталинграде. Страшно смотреть на эти кадры, но это и есть реалии войны, которая не разбирает, молод человек или стар, русский он или немец, мужчина или женщина.

Воспитанник: 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И ли шь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети . Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших: «Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового карто феля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из- под овощей, прорезав дыры для рук и головы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров». (Презентация - слайд 10-13)

Воспитатель: Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Кубани в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей. (Презентация - слайды 14,15,16,17)

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и другие.  (Презентация - слад 18) Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали

фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.

Воспитанник: Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи - однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена "врага народа", прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Воспитанник: Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". В  августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков  легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. В декабре 1942 года партизанский отряд,  в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в  нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пул емета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу… В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. (Презентация - слайд19)

Воспитанник: Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Валентин Котик - Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами. (Презентация – слайд 20)

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами. (Презентация – слайд 21)

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами. (Презентация – слайд 22)

Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда. (Презентация – слайд 23)

Галина Комлева - Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

(Презентация – слайд 24)

Виктор Хоменко и Александр Кобер - Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами. (Презентация – слайд 25)

Лариса Михеенко - ленинградская школьница. Взорвала железнодорожный мост  через реку Дрисса. Расстреляна немцами. (Презентация – слайд 26)

Воспитатель:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились, Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили И чью- то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли. Навечно!

Навсегда!

А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой!”

  • Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не до любил, не завел семьи, не родил детей. В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести объявляется минута молчания.
  • Я надеюсь, что наше занятие все- же оставит в ваших сердцах какой- то след; след памяти, уважения к защитникам Родины. И закончить наше занятие я хочу такими словами: «Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий» (Презентация – слайд 27,28)

Список литературы

  1. Дети военной поры/ Сост. Э. Максимова,М,: Политиздат, 1988г..
  2. Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны., Краснодар: Традиция, 2008.

  3. Начальная школа. // Материалы журналов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Песни, опаленные войной"

Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)

Презентация посвящается детям войны...

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Внеклассное мероприятие на тему: "Годы опаленные войной"

Цели и задачи:1. расширить знания учащихся о событиях ВО войны2. познакомить с городами-героями3. познакомить с песнями, написанными в годы войны4. воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, ува...

Конспект мероприятия "Детство, опаленное войной"

Конспект внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной"  рекомендован для учащихся 4-5 классов. Знакомит учащихся с пионерами-героями....