Преемственность начальных классов и среднего звена школы
консультация (4 класс) по теме

Казакова Татьяна Григорьевна

Поступление в школу и переход из начального звена в среднее – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со сверстниками, взрослыми и учителями. В статье есть памятка для классного руководителя 5 класса,  различные диагностики, описания типов познавательной активности, возрастные особенности учащихся 5 - 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_nachalnyh_klassov_i_srednego_zvena.docx64.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проведения контроля преемственности начального

и среднего звена школы в обучении и воспитании учащихся

Поступление в школу и переход из начального звена в среднее – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со сверстниками, взрослыми и учителями.

Адаптация пятиклассников – это одна из болевых точек учебного процесса в школе, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

  • повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся;
  • кабинетная система (много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены); много учителей предметников;
  • возрастающая сложность предметного содержания обучения;
  • непривычное расписание;
  • новый классный руководитель;
  • новые дети в классе;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • увеличивается количество изучаемых предметов, появляются новые виды домашних заданий;
  • приёмы работы на уроке, отличные от начальной школы;
  • сложность адаптации к учителям.

Одной из главных проблем при переходе является снижение успеваемости, так как пятиклассники не справляются с возросшим, по сравнению с начальной школой, объёмом работы, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания; не могут с первых дней адаптироваться к разным требованиям учителей-предметников (возросший темп, непривычные требования к оформлению работ, необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней и многое другое). Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Избежать некоторых проблем помогают:

  • изучение классного коллектива 4-го класса будущим классным руководителем;
  • посещение уроков в начальной школе будущих учителей-предметников;
  • составление сенсорных карт восприятия окружающего мира учащихся и использование их при проведении уроков;
  • выявление типов познавательной активности учащихся с целью активизации познавательной деятельности “слабых” учащихся;
  • знание психологических особенностей подросткового возраста.

Контроль по преемственности обучения в 5-ых классах может проводиться в школе со второй половины октября.


Цели контроля:

  • итоги адаптации в среднем звене обучения;
  • уровень базовых знаний 1 ступени обучения;
  • стабильность результатов обучения;
  • работа учителя по повышению уровня познавательной активности обучения.

Документация, сопровождающая контроль:

  • приказ о проведении контроля по преемственности в 5-х классах;
  • рекомендации по проведению контроля;
  • памятка классному руководителю 5-го класса (приложение 1);
  • характеристика классного коллектива (в помощь учителю 5-го класса) (приложение 2);
  • рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками (приложение 3);
  • аудиалы, визуалы и кинестеты: учёт особенностей каждого типа (приложение 4);
  • типы познавательной активности: рекомендуемые методы, средства и формы обучения (приложение 5);
  • памятка проверяющему (приложение 6);
  • возрастная психология, социально-психологический статус учащегося 5-го класса (приложение 7);
  • возрастные особенности учащихся, 5–11 классы (приложение 8);
  • приказ по итогам контроля по преемственности в 5-х классах.

По данным психологов адаптационный период не заканчивается с окончанием 1 четверти, а длится до конца пятого класса. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, как учителям, так и родителям; объяснять пятиклассникам, почему они необходимы. И результат порадует всех! Г. Гёте писал: «Мы учимся только у тех, кого любим». Хотелось бы добавить от себя: « … и у тех, кто хочет нам помочь передать свою любовь и знания к преподаваемому предмету».

Приведу комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень Уфимцевой Л.П., доктора психологических наук г. Красноярска. Она отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения:
- произвольности;
- саморегуляции;
- теоретического (понятийного) мышления;
- учебно - познавательной мотивации.

Диагностика сформированности саморегуляции.

Фронтально для всего класса на 10 минут даётся задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1- и т.д.), делать в каждой строке перенос, не «заезжать « на поля, писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценка результатов:

высокий уровень - ученик принимает все правила и удерживает их в полном объёме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное;

средний уровень - ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить ограничивается беглым просмотром;

низкий уровень - ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.

Диагностика сформированности произвольного внимания.

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определённое время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над нами расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
На стоу лежала карта нашего города.
Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
В лесной чаще было тихо и прохладно.

Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок:

высокий – не заметили 1-2 ошибки;

средний - не заметили 3-4 ошибки;

низкий - не заметили 5 и более ошибок.

Диагностика речевого развития.

Цель методики: выявить особенности речевого развития детей. Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнем речевого развития.

Материал: короткие рассказы.

Ход работы. Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать.

Анализ результатов.

Обратить внимание на следующее:

Особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребёнок при чтении текста; степень его заинтересованности, вовлечённости в работу, просит ли он повторить текст).

Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после прочтения, после повторного прочтения, сколько раз пришлось повторить текст); пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь; задаёт ли ребёнок уточняющие вопросы; с чего начинает пересказ, насколько он подробен, имеются ли отклонения от темы, наличие комментариев. Нужно отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет; имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ «своими словами», насколько богат словарный запас ребёнка или же пересказ ведётся близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выявить, воспринимает ли он метафору, как он её понимает, владеет ли ею сам.

Особенности отношения к смысловому содержанию текста, степень адекватности понимания смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нём.

Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: «О чём этот рассказ?», «О ком говорится в нём?», «Что удалось запомнить из данного рассказа?» После называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как персонаж сделал, что у него из этого получилось.

Если ученику удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.

К высокому уровню необходимо отнести детей. Успешно справившимися с пересказом текста пересказ осуществляется без повторного прочтения; обошёлся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчётливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

К среднему уровню можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью взрослого. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.

К низкому уровню относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью. Можно наблюдать невнятное бормотание, отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получится»).

Диагностика сформированности понятийного мышления.

Определение существенных признаков понятий. Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова.

Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки).
Сад (растение, садовник, земля, вода, забор).
Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф).
Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона).

Сравнение понятий. Определить, что между словами общего (очень коротко, из 3-4 слов.)

Дождь - град, нос - глаза, сумма - произведение, водохранилище - канал,

предательство - трусость.

Исключение понятий. Какое лишнее? Подчеркни его.

Дуб, дерево, ольха, ясень.
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Смысловое соотнесение понятий.

Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найди и запиши это 4 слово.

Волк:  пасть  =  птица: ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
Птица:  гнездо  =  человек: ? (люди, рабочий, птенец, дом, разумный)
Холодно:  горячо  = движение: ? (взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти)
Война:  смерть = тепло: ? (дыхание, жизнедеятельность, вещество, температура, гибель)
Роза:  цветок = газ: ? (кислород, дыхание, горение, состояние вещества, прозрачный)

Оценка результатов.

За каждый правильный ответ - 1балл.

Высокий – 20 - 16 баллов, средний – 15 - 11, низкий - меньше 10 баллов.

Диагностика мотивационной сферы.

Отношение к учению.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос».

Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?
Какой день недели ты больше всего любишь? Почему?
Что в школе для тебя самое интересное?
Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?
Что в школе для тебя самое неинтересное?
А что самое неприятное? Почему?


Высокий - общее положительное отношение к школе, доминирование познавательных интересов, отсутствие отрицательных переживаний;

средний - при общем положительном отношении к школе, доминировании познавательных интересов всё же выявлены области отрицательных переживаний;

низкий - общее отрицательное отношение к школе, доминирование внеучебных интересов, отрицательные переживания.

Мотивы учебной деятельности.

Инструкция: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».

1. Учусь потому, что на уроках интересно.
2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.
3. Учусь потому, что хочу больше знать.
4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.
5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.
7. Учусь потому, что нравится учиться.
8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.
9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.
10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.
11. Учусь потому, что узнаю много нового.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:
Познавательные (1, 7, 11 вопросы).
Социальные:
- широкие социальные (3, 4)
- узкие социальные (6, 10)
- избегание неприятностей (2, 9)
- ориентация на одобрение (5, 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов. Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов.

Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения.

Среднему уровню - средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения.

Низкому уровню - низкий уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения ( в основном преобладает мотив «избегание неприятностей».


Общий вывод по результатам диагностики.

На основании анализа сформированности всех психологических новообразований делается общее заключение о готовности 10 -11- летнего ребёнка к переходу на 2 ступень школьного обучения.

Высокая готовность - ученик выполнил все предложенные задания на высоком уровне;

Средняя - ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо Низкий уровень сформированности одного-двух новообразований при высокой сформированности остальных;

Низкая - ученик выявил низкий уровень сформированности всех новообразований возраста.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Литература: 

  1. Е. Коротаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия”. Ж. Директор школы № 9, 2000 г.
  2. В. С. Демиховский “О преемственности начальной и средней школы”. Ж. Завуч № 5 1999 г.
  3. Н. В. Рагозинская “Преемственность между начальным и основным общим образованием”. Ж. Завуч № 4 2000 г.
  4. Г. А. Баева, И. Н. Сбитнева, А. А. Колмогорова “Подготовка и проведение педагогического консилиума по проблемам преемственности”. Ж. Завуч № 1 2006 г.
  5. Линда Лойд “Школьная магия”. Москва 1982 г.
  6. Р. С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”, 1995 г.
  7. Материалы, взятые из интернета.

Приложение 1

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса

  1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
  2. С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.
  3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
  4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
  5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
  6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Приложение 2

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

(в помощь учителю 5-го класса)

  1. Класс_____ Ф. И. О. учителя начальной школы ______________.
  2. Количество учащихся в классе: мальчиков ____, девочек ______.
  3. Возрастной состав: 9 лет - _____ человек, 10 лет - ______ человек, 11 лет - _____
  4. Физическое и психическое здоровье детей (по медицинским картам, по количеству пропусков в учебном году).
  5. Социальный статус класса:
  • образование родителей __________________;
  • материально-бытовые условия семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);
  • её состав _______человек;
  • полные, неполные, многодетные семьи ___________________.
  1. Уровень ЗУН учащихся на протяжении 4-х лет обучения (динамика):
  • “5” _____человек (Ф. И. учеников);
  • “4” _____ человек (Ф. И. учеников);
  • на “2” и “3” ______ человек (Ф. И. учеников).
  1. Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельных учащихся.
  2. Особенности организации воспитательной работы с учащимися, уровень культуры классного коллектива и отдельных учащихся.
  3. Работа с родителями:
  • формы организации;
  • актив (Ф. И. О.);
  • неблагополучные семьи.
  1. Прогнозируемые результаты в 5-ом классе, проблемы преемственности.


Приложение 3

ПАМЯТКА

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
  • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
  • правильность оформления тетради, различных видов работ;
  • требования к ведению дневника.
  1. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
  • начинать уроки со звонком;
  • готовиться к уроку на перемене;
  • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
  • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
  1. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
  2. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

  1. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
  2. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
  3. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
  4. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  5. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
  6. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребёнком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
  7. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
  8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
  9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Приложение 4

АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ И КИНЕСТЕТЫ:

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО ТИПА

Стиль деятельности

Аудиалы

Визуалы

Кинестеты

Способ восприятия информации

На слух

Зрительно

Деятельностно

Особенности познавательной деятельности

Этап целеполагания

Устная постановка целей.

Письменная.

Выделение цели из созданной проблемной ситуации.

Этап новых знаний

Традиционный план подачи материала: объяснение учителем, закрепление с помощью учебника или дополнительной литературы.

Первоначальное знакомство с материалом по учебнику или по рекомендованной литературе, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами.

Необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника, выяснить у учителя интересующие вопросы.

Способы концентрации внимания

Ключевые фразы:

  • «Возьмите на заметку».
  • «Запомните это».
  • «Это может встретиться в контрольной работе».

Написание на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту.

Наиболее продуктивны для них лабораторные работы.

Этап закрепления

У них быстрая реакция, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого учитель может выявить, предотвратить часто встречающиеся ошибки.

Этим учащимся требуется время для обдумывания полученной информации. Письменное решение задач.

Лабораторные и практические работы.


Приложение 5

ТПА (типы познавательной активности): «нулевой».

Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.

Практика учителя

Метод

Организация деятельности

Формы

Предупреждение методических ошибок

- нейтрализация негативных

впечатлений от прошлых неудач, создание «ситуации успеха»;

-предварительная подготовка к уроку (инд. д/з, консультация учителя);

- работа по ликвидации пробелов в знаниях (через задания по силам и небольшого объема);

- разноуровневые задания тренировочного характера;

- работа по готовому алгоритму;

- включение игровых элементов;

- «эмоциональные поглаживания»:

  обращение только имени, похвала, одобрение, ровная интонация, позитивное построение фраз.

Объяснительно-иллюстративный,

Обилие наглядности,  используемой и создаваемой во время объяснения модели  (иллюстрации, схемы, таблицы).

Индивидуальный подход в ЗБР:

- исключить фронтальный опрос.

- практиковать «Тихий» опрос, ориентировать на создание монологического ответа

Системно-репродуктивная;

Частично-поисковая (на основе изученного материала);

Уяснение главного направления, без «увязания» в деталях

-групповая работа на

 основе ТПА;

-разноуровневые

уроки;

-нестандартные  

 формы уроков.

Не следует:

-ждать от уч-ся данного типа немедленного  включения в  работу, т.к. их активность возрастает постепенно;

- предлагать им учебные задания большого объема, требующие для выполнения  системности знаний, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;

-требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;

- сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные  вопросы на уточнение;

- резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. переключение с интенсивной двигательной активности на умственную идёт медленно.


ТПА: «ситуативный».

Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.

Тактика учителя

Метод

Организация деятельности

Формы

Предупреждение методических ошибок

Поддержка эмоциональной активности:

-неожиданное начало урока; создание «ситуации открытий»;

-повторение с элементами новизны;

-дробление заданий, быстрая их смена;

-необычная формулировка заданий;

-включение игровых элементов;

-систематический контроль за деятельностью, ликвидация «пробелов в знаниях»;

ориентация на развитие интеллектуальной и волевой сферы;

-своевременная поддержка и оценка действий учащихся;

-создание «позиции вызова».

-проблемное обучение;

-система опорных сигналов В.Ф.Шаталова;

-комментируемое обучение

С.Н. Лысенковой;

-работа в ЗБР по методике

Л.С. Выгодского;

Организация системного обучения на основе отработки общеучебных навыков и контрольно-оценочной

деятельности учащихся

Работа в ЗБР:

-организация частично-поисковой, исследовательской деятельности.

-аналитическая деятельность(синтез, анализ);

-работа с текстом (составление планов, выделение гл. мыслей, аргументация их собственными примерами, пояснениями;

обобщение;

-совместное выведение алгоритмов;

-использование опорных сигналов;

-самостоятельное создание кроссвордов, схем, таблиц (при необходимости с помощью педагога);

рефлексия.

-групповая работа на основе ТПА;

-самостоятельная поисковая деятельность;

-разноуровневый урок;

-нестандартные формы урока.

Не следует:

-оставлять их без внимания и контроля;

-включать в монотонную однообразную деятельность, т.к. они легко теряют интерес;

-давать задания большого объема, основанные на систематизации знаний, т.к., имея «пробелы» в знаниях, при первых трудностях испытывают разочарование, бросают работу или отдают предпочтение репродуктивным видам работы – т.е. идут по пути наименьшего сопротивления;

-давать самостоятельные задания, превышающие возможности ученика;

-ориентироваться на использование готовых таблиц, схем, алгоритмов – они воспринимают легче то, что создают сами или совместно с учителем;

-подсказывать решение, давать готовый алгоритм - лучше использовать наводящие вопросы.

ТПА: «исполнительский».

Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.

Тактика учителя

Метод

Организация деятельности

Формы

Предупреждение методических ошибок

 Системное целенаправленное развитие познавательной активности;

Побуждение к самовыражению:

-создание «эвристических» ситуаций;

-ориентация на решение «трудных» задач;

-задания, требующие переноса значений из учебной ситуации в реальную;

-вовлечение в ролевые ситуации;

-создание условий выбора и замены заданий;

-нестандартность, проблемность заданий;

-организация дискуссий, дебатов, мозговых штурмов и т.д.;

-нестандартные формы оценки и контроля.

-технология развития критического мышления;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-интерактивное обучение;

-методика проектирования;

-интегрированное обучение и др.

методики и технологии развивающего обучения;

-создание условий для реализации потенциальных способностей учащихся.

Самостоятельно-поисковая:

-исследовательская;

-творческая деятельность;

 

-создание проектов,

рефератов, докладов

 научно-исследовательского характера;

эксперты, консультанты, организаторы работы групп на основе ТПА.

(при наличии организаторских навыков).

-групповая работа на основе ТПА («риторы»);

-разноуровневые уроки;

-нестандартные формы уроков;

-уроки-проекты;

-олимпиады научно-практические конференции, конкурсы и т.д.

Не следует:

-забывать о целенаправленной работе по стимулированию и развитию их познавательной активности, т.к., «застаиваясь», они начинают скучать, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения;

- не давать готовых знаний, простых заданий;

- не превращать их в «палочку-выручалочку» на  уроке, чтобы не растерять накопленный запас знаний, умений и желания учиться.


ТПА: «творческий».

Рекомендуемые методы, средства и формы обучения.

Тактика учителя

Метод

Организация деятельности

Формы

Предупреждение методических ошибок

Обеспечение условий для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи;

Учителю самому следует быть готовым к непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и новым способам их решения.

Основной принцип: не навреди!

Любой (по ситуации),

-не ограничивающий инициативу;

-предоставляющий возможность выбора;

-обеспечивающий самостоятельность действий.

Творческая:

-самостоятельная постановка задачи;

Исследовательская:

-новые, нестандартные способы ее решения.

Любые

Т.к. большинство учащихся данного типа мыслят «инсайдами» (озарениями), когда решение на уровне подсознания приходит в готовом виде;

не следует:

-требовать воспроизведения алгоритма действий, т.к. этот процесс происходит у учащихся «творческого типа познавательной активности» на подсознательном уровне и порой они не могут его воспроизвести.


Приложение 6

Памятка проверяющему

(контроль по преемственности в 5-х классах)

І. Учитель:

а) Ведётся ли преподавание на основе:

- соблюдения единых требований к учащимися;

- знания и учёта особенностей психологического развития детей 10-12 лет;

- знания и учёта уровня познавательной активности учащихся (в начальной школе), их психофизических особенностей;

- знания целей, программы, результатов обучения начальной школы;

б) Соблюдается ли преемственность:

- в формах;

- методах;

- контрольно-оценочной деятельности;

- в области взаимоотношения с учащимися.

в) Соответствуют ли требования учителя возможностям ученика.

ІІ. Как проявляется развивающая деятельность учителя в 5 классе:

- работа по развитию познавательной активности,

- работа в «ближайшей зоне развития»,

- в развитии учебной самостоятельности учащихся,

- в разнообразии форм уроков;

- в групповой работе на основе ТПА;

- в развитии рефлексивной и контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя.

Ученик:

а) Общеучебные умения и навыки (результат начального образования по стандарту):

Познавательная деятельность

Учащийся должен уметь:

- описывать объект наблюдения;

- классифицировать по общему признаку;

- сравнивать, обобщать, выделять главное, высказывать суждение по результатам сравнения;

- проводить простейшие измерения разными способами;

- работать с простейшими моделями;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизации:

  • самостоятельно составлять план действий (замысел);
  • проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
  • создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая и информативная деятельность

Должны быть сформированы навыки:

- работы с учебными, художественными, научно-популярными текстами, соответствующими возрасту;

- осмысленного, чёткого и правильного чтения вслух и «про себя»;

- определения темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении;

- построения монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу);

- участия в диалоге (постановка вопроса, построение ответа);

- элементарного обоснования высказанного суждения;

- навыки владения всеми видами пересказа (краткого, подробного, выборочного);

- первоначальные умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации,

- использования компьютера;

- поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки,

- представление материала в табличном виде,

- упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (по возрастанию и убыванию).

Организационная деятельность

Учащиеся должны:

-выполнять инструкции;

- точно следовать образцу и простейшему алгоритму;

- самостоятельно выводить алгоритм для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»);

- определять способы контроля своей и чужой деятельности;

- находить ошибки;

- корректировать деятельность;

- предвидеть трудности в работе;

- объективно оценивать свою и чужую деятельность;

- владеть навыками учебного сотрудничества: ставить задачу, определять пути ее решения, распределять работу, координировать разные точки зрения, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.


Приложение 7

Возрастная психология

Социально-психологический статус учащегося 5 класса

10 лет – конец детства, период предшествующий подростковому возрасту.

Непосредственность, открытость, доверчивость отличают детей этого возраста. В основном, уравновешены и спокойны, признают авторитет взрослого, ждут от взрослых помощи и поддержки.

Переход в среднее звено – накладывает осложнения в отношении «учитель-ученик», так как появляются учителя – предметники и кабинетная система. Это шанс начать новую жизнь. Происходит рост самостоятельности, начало сознательного отношения к себе, сравнения себя с другими.

Высокий уровень активности, самостоятельности. На первое место – кодекс товарищества, важно быть такими же, как все, проявляется желание выделиться, стремление заслужить авторитет, дружбу, уважение сверстников.

Расширение школьных знаний и умений, ощущение себя не малолеткой, формирование интересов (спад в учебе, но интерес к внеучебным делам), развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Идёт овладение приёмами понятийного мышления.

Устанавливают причинно-следственные связи между изучаемыми учебными понятиями.

Навыки логических операций: обобщения, классификации, аналогии, переноса и систематизации знаний более совершенны.

Начинается освоение методов теоретического мышления, творческого мышления. Склонность к фантазированию, собственный авторский замысел – самая яркая черта характеристики учащихся 10 – 12 лет.

Следует развивать творческие способности и переводить на более высокий уровень: создание собственных творческих работ, проектов, произведения.

Развивается исследовательская жилка, формируется способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.

Речь связная, грамотная со словарным богатым запасом.

Аккуратность оформления письменных работ. Сохраняют работоспособность и учебную активность в течение всего урока, предпочитают насыщенность и высокий темп проведения урока. Способны длительно подчинять поведение намеченной цели, умения сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения.

Появляется способность принимать ответственные решения. Начинает развиваться мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами.

Устойчивое эмоциональное отношение, если нет противоречий между требованиями семьи и группы сверстников, между возможностями и желаниями.

Взрослые часто «овзросляют » пятиклассников и в то же время подчеркивают их «детскость». Это создает двойственность, противоречивость к выполнению требований. Дети учатся манипулировать другими людьми.

Период изучения детей, их индивидуальных психофизических особенностей. Важно обсуждать с детьми данные особенности. Объяснять, почему медлительность или импульсивность мешают усвоению знаний, робость и чрезмерная чувствительность отталкивают сверстников.

Самостоятельность в управлении классным коллективом (выборность старосты, редколлегии, членов спортивного сектора и других), работа над юмором, воспитание доброго отношения к окружающим, на основе позитивного отношения к себе.


Приложение 8

Возрастные особенности учащихся

(5-11 классы)

Психические процессы

5-6 классы

7-8 классы

10-11 классы

Внимание

Произвольное.

( в этом возрасте достаточно развито)

Произвольное.

(зависит от темперамента и др.)

Произвольное.

(умеют управлять своими эмоциями и волевыми процессами.)

Память

Обнаруживает высокую

корреляцию с мышлением и развивается в непосредственной зависимости от неё.

Происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Память увеличивается в объёме. Развивается механическая память.

Открытие внутреннего мира.

Воспринимают окружающий мир и запоминают через призму внутренних установок.

Память сформирована,

увеличивается в объёме.

Мышление

Рассудочно-эмпирическое мышление.

Продуктивное мышление

характеризуется высокой новизной продукта,

самостоятельное

решение новых проблем, глубокое усвоение знаний.

Теоретически мыслящий ребёнок может провести анализ, который вскрывает внутреннюю связь и

отношения, лежащие в основе многочисленных частных проявлений.

Появляется самостоятельность и творчество в решениях

проблемных задач, выход за пределы стандартных решений.

Мыслят логически, занимаются теоретическими

рассуждениями и самоанализом.

Отличительная способность; делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к

частным умозаключениям.

Возникает способность к индукции и дедукции.

Речь

Решая задачу, осуществляют анализ условий, вырабатывают план, реализуют его.

Рассуждения логические, используют понятия, но если учить только рассуждать, может возникнуть отставание

в практическом мышлении.

Продолжают развиваться от умения пересказывать отрывки текста до

способности

самостоятельно готовить

устное выступление,

рассуждать, высказывать мысль, аргументировать.

Письменная речь улучшается до

самостоятельного сочинения. Умения составлять план.

Умеют оперировать гипотезами. Контролируют деятельность.

Независимы в способе выбора поведения.

Отличаются интеллектуальной активностью

(рефераты, проекты,

защита гипотез и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

ОТЧЕТ о работе м/о учителей начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы № 26 за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ о работе м/о учителей начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы № 26 за 2013-2014 учебный год ...

Преемственность начальных классов и среднего звена школы.

Поступление в школу и переход из начального звена в среднее – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому полож...

ЭССЕ учителя начальных классов МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРАЯ ПОРУБЁЖКА ПУГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И.ЛОБОДИНА» Фирсовой А.С.

Чем  больше я работаю, тем больше люблю свою профессию. Но постоянно  спрашиваю себя: «Как любить ребёнка?» [Познала ли я себя, воспитала ли я себя, чтобы взять  ответственность воспита...

Индивидуальный план развития учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Хайруллиной Гульшат Муллажановны на 2012-2017 год

Аннотация на индивидуальный план развития учителя начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 " Хайруллиной Гульшат Муллажановны. на 2012-2017 год. Методическая тема: "Создание развив...