Введение проектной деятельности в первом классе
статья (1 класс) на тему

Казакова Татьяна Григорьевна

Введение проектной деятельности в начальной школе ученикам 1 класса очень актуально в наши дни.  Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний. В словосочетании «проектная деятельность» главным является слово деятельность. Поэтому более важен с точки зрения не конечный результат, а процесс. Статья поможет понять что же такое проект и как его выполнять маленьким ученикам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_proektnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.docx42.74 КБ

Предварительный просмотр:

Введение проектной деятельности

в начальной школе

« Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и, может быть, я запомню,

Но вовлеки меня, и я пойму».

Китайская пословица

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Необходимым условием успешной социализации современного человека выступает творчество. Это подтверждают последние исследования в области социальной и педагогической психологии. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать. Но если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволили бы сформировать у ребёнка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Поэтому метод проектов получает всё большее распространение.

Что же такое «проект»? Существуют определения понятия «проект».

Толковый словарь Вебстера: ПРОЕКТ (от лат. projectus - букв. - брошенный вперёд),

  1. совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  2. Предварительный текст какого-либо документа.
  3. Замысел, план.

Википедия: Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

А что же такое «проект» в начальной школе? Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности. Проект – это «5 П».

  • Проблема (значимая задача);
  • Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации);
  • Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление);
  • Продукт (результат работы, изделие: плакат, реферат, модель, альманах, мультимедийная презентация и т.д.);
  • Презентация (представление продукта, результата) и рефлексия собственной

деятельности.

Задачи учителя в этом направлении:

– выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

– апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

В основе организации работы над проектом лежат следующие психолого-педагогические принципы:

– интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей;

– проектная деятельность возможна и эффективна только на добровольной основе;

– для успешной её реализации необходимо сотрудничество и согласованность действий детей и учителя, их общение и взаимопонимание.

Для формирования и развития исследовательской деятельности необходимо определить следующие условия:

– содержание материала и формы работы;

– учебные и вспомогательные материалы;

– виды деятельности;

– доля самостоятельности;

– критерии;

– форма отчётности.

Учителю – организатору проектной деятельности, нужно ставить следующие цели, обусловленные общими принципами образования: создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции.

Проектной деятельностью нужно заниматься, чтобы решать следующие задачи:

  1. Узкопрактические: получение информации по определённой теме.
  2. Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика.
  3. Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.

Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний. В словосочетании «проектная деятельность» главным является слово деятельность. Поэтому более важен с точки зрения не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, выделять главное, усваивать в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем.

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже и шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;

во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения;

в-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо. 

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации со специалистами, родительский клуб, информационные стенды и совместное оформление класса и т.п.) ведётся постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников.

Мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

Организационная поддержка – одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.

Также ребёнку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребёнок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, обязательно отметить достижения ребёнка. В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультировать;

• отслеживать выполнение плана;

• решать оперативные вопросы;

• помогать в предварительной оценке проекта;

• участвовать в подготовке презентации.

В учебном процессе учитель начальных классов использует различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Кроме того, важно вместе с младшими школьниками определить учебные цели: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом их можно приобрести?» Тема проекта должна быть интересна в первую очередь самим учащимся. Нередко такая тема рождается после познавательной экскурсии или поездки. Обучение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе целесообразно начинать с занятий – тренингов.

Приведу примеры занятий в начальных классах, предназначенных для подготовки к проектной деятельности.

Развитие умения видеть проблемы

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве…

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

«…Так я и не выполнил домашнее задание».

«…Моя одноклассница не обратила на это никакого внимания».

Развитие умения выдвигать гипотезы

Задание «Давайте вместе подумаем».

«Почему у зайца глаза косые?»

Упражнения на обстоятельства

У тебя имеется: соль, сахар, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

Задания типа «Найди возможную причину события».

«Мальчик громко заплакал».

«Молоко прокисло».

Развитие умения задавать вопросы

Игра «Угадай, о чём спросили».

Ученик, не читая вопроса вслух, громко на него отвечает. Например, на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребёнок отвечает: «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.


Приведу примеры тем проектов в 1 классе, предназначенных для проектной деятельности по УМК «Школа России» (ФГОС).

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

I триместр

«Моя малая родина».

Коллективный мини-проект

 «Осенний урожай».

II триместр

 «Математика вокруг нас.

Числа в пословицах, поговорках и загадках». (Коллективный.)

«Живая азбука».

«Моя семья».

«Мой класс. Моя школа». (Коллективный.)

«Украшаем класс к Новому году».

«Дикие животные».

III триместр

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

Мини-проект

«Скороговорки».

Создаём музей

«Город букв».

Составляем сборник загадок.

Создание летописи

«Наш класс – дружная семья».

(Коллективные.)

«Мои домашние питомцы».

Коллективные

мини-проекты

«Чайный сервиз»

и

«Речной флот».


Работа над проектом объёмная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объём информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

Чтобы не допустить возникновения подобных проблем, я предлагаю следующее:

1. Чётко определить объём и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в оформлении работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего товарища.

5. Привлечь для работы над проектом родителей.

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Я на практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания и умения, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков младших школьников (ОУУН) и компетенций. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдывает себя, позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя. Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ученик ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Использование метода проекта в начальной школе позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Итоги реализации проектной деятельности во внеурочной деятельности могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и выставках. Основные виды творческих работ – поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей. В результате создания и защиты проектов учащиеся могут научиться:

  • основам информационных технологий;
  • основам исследовательской деятельности;
  • основам оформления работ;
  • аналитически мыслить;
  • вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;

Литература:

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
  2. Газета «Начальная школа. Первое сентября» , №4, 2010.
  3. Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, №5, 2004.
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
  6. Китайские пословицы и поговорки.
  7. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – № 1.
  8. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. – 2002.
  9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  10. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  11. Савенков, А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности / А.И. Савенков //Директор школы. – 2004. – № 1. – С. 46–50.
  12. Савенков, А.И. Исследования на дому : метод. рекомендации / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 34–45 ; № 2. – С. 73–78.
  13. Толковый словарь Вебстера.
  14. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектной деятельности "Мои первые проекты"

Программа проектной деятельности для 1-4 классов школы в рамках ФГОС НОО...

«Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»

В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...

Условия для введение ФГОС НОО в первых классах

Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...

конспекты занятий по проектной деятельности "Моя первая клумба"

В разработках занятий по проектной деятельности "Моя первая клумба"предложены варианты работы над проектом....

Сизикова С.Д. Введение проектной деятельности в начальной школе. Статья.

Введение проектной деятельности в начальной школе ученикам 1 класса очень актуально в наши дни.  Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получе...

Программа по внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность. Мои первые проекты»

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...


 

Комментарии

Татьяна Григорьевна, спасибо за то, что поделились своим опытом работы. Проекты, да ещё в 1 классе - проблема сложная. Каждый педагог решает её по-своему, исходя из многих факторов. Поэтому любой опыт по этой теме важен. Спасибо.