Доклад: "Воспитание культуры поведения у воспитанников с ОВЗ начального звена"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Воспитание культур поведения у воспитанников с ОВЗ рассматривается как составная часть нравственного воспитания и опирается на конкретные требования: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуаиях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельноси, воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться при ознакомлении с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на методическом объединении воспитателей

  «Воспитание культуры поведения у воспитанников с ОВЗ в начальном звене».

Подготовила

Черноусова Ольга Петровна

/воспитатель 2 класса/

                                             Алексеевка, 2017

                                         

Тема:  «Воспитание культуры поведения у воспитанников с ОВЗ в начальном звене».

          Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы?

В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенку, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. В добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и красоте, порядке, благоустройстве. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в школе и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения.

Формирование умений, навыков и привычек, связанных с культурой поведения и общения, культурно-гигиеническими нормами, культурой труда является важнейшим аспектом коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество мы начинать с начальных классов. В школе-интернате для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, я уделяют большое внимание формированию их поведения во всех режимных моментах на занятиях, на самоподготовке, в играх, труде и   повседневной бытовой деятельности.  На протяжении всего учебного года, имеется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек.

Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Все проявления культуры поведения объясняются на конкретных примерах. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Воспитанники учатся одеваться, застилать свою кровать, поддерживать вокруг себя порядок, чистоту, помогать в уборке классной комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С первого класса воспитываются у детей любовь и привычка к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработке у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д., любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей, прежде всего, происходит в семье. Но зачастую наши дети имеют отрицательный, антисоциальный опыт в общении.  

У ребенка, поступившего в школу-интернат, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками учреждения. Задача педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

 Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца». Деликатность-сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, и высокая требовательность к самому себе.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям.

Общительный ребенок быстрее находит место в школе.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, необходимо поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность.   Жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия, делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.  Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. В этом возрасте ребёнок в состоянии оценивать поведение своё и окружающих.

 Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.  Поэтому включены темы этических занятий: «Твой внешний вид», «Ленивые не бывают аккуратными», «Беседы о тактичном и бестактном поведении», «Правила поведения в столовой, на прогулке, в  школе, в библиотеке», «Ты и твои друзья», «Чтение стихов о дружбе», «Чтобы дружно жить, дружбой надо дорожить», «Всё о вежливости», «О поступках плохих и хороших» и т.д. Содержание этих занятий направлено на формирование дружеских взаимоотношений, привычку играть  и заниматься сообща, умение подчиняться взрослым и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей.

Воспитание культуры поведения в начальной школе направленно на побуждение воспитанника к максимальной самостоятельности  в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и умения личной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность,  чтобы чистоплотность стала свойством личности. Мною всегда подчёркивается социальное значение правил аккуратности, а их выполнение – это признак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.  

Системная работа по привитию культуры поведения способствует повышению уровня общего развития и культуры школьников, регуляции эмоционально-волевой сферы, коррекции межличностного общения, развитию коммуникативных навыков, формированию навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Преемственность начального звена со средним звеном

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Доклад "Воспитание навыков культурного поведения"

Задача школы и семьи - воспитание детей всесторонне развитыми,сознательными, активными и культурными членами общества....

Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

           При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...

Доклад "Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Доклад на МО классных руководителей по культуре поведения учащихся начальной школы....

Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию ок...

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...