Свобода и моральный долг
презентация к уроку (4 класс) на тему

Кедрова Евгения Анатольевна

Конспект урока "Свобода и моральный долг"

ОРКСЭ "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_i_moralnyy_dolg.docx18.13 КБ
Файл svoboda_i_moralnyy_dolg.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Основы светской этики.

Тема урока: Свобода и моральный долг.

Цель урока: Сформировать знания по теме «Свобода и моральный долг».

Задачи: Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Планируемые достижения учащихся:

Личностные: Раскрыть сущность понятий: “свобода”, “моральный долг”, “моральный выбор”.

Метапредметные: Развивать коммуникативные навыки. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные: Создать условия для осознания учащимися, в каких ситуациях надо проявлять моральный долг. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Вид деятельности: Беседа, дискуссия, творческие работы.

Основные термины и понятия: Свобода. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Что значит быть моральный долг. Моральные нормы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, аудио и видеозаписи, мультимедийная установка, …

Этапы

Содержание урока

Примечание

Орг. момент

Актуализация

знаний

Введение новой темы.

Работа по рабочей тетради

Физминутка

Работа по учебнику

Групповая работа.

Итоги работы в группе

Итоги урока.

Рефлексия

Здравствуйте, ребята!

Ответить хочешь – поспеши!

И добродетель прояви,

Умей вести себя прилично,

И получи скорей отлично.

 - Что же такое добродетель?

Ответы детей.

- Приведите примеры своей добродетели.

Ответы детей.

- Что является антонимом к слову добродетель?

Ответы детей: порок.

- Как вы понимаете слово порок?

Ответы детей.

- Замечательно, спасибо вам за ваши ответы. Вы были правы в своих рассуждениях. Поэтому хочу вам предложить проверить свои рассуждения на простой задаче.

Ваше вниманию представлен ряд слов, прошу распределить из в два столбика.

(Работа в парах).

Все ли слова вы смогли распределить в группы? Какое слово заставило вас сомневаться в своем выборе?

Ответ детей.

- Верно. Посмотрите на слайд. Вашему вниманию предложен ребус.

Ответы детей.

- Итак, что же такое свобода? Как вы понимаете?

Ответы детей.

- В ответах часто встречается формулировка «делать все, что за хочу». А могу ли я делать все что хочу?

Ответы детей.

- Посмотрите на следующий слайд. Нужно ли ограничить понятие свобода? Как сделать его более конкретным? Что помешало свободе в представленном вам слайде?

Ответы детей.

- Обобщая ваши ответы, получается, что свобода – это возможность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Будучи свободным человеком, каждую минуту перед ним встает вопрос о том, как нужно себя вести и как поступить. Что же помогает сделать человеку свой выбор в пользу того, или иного поступка?

Ответы детей: Внутренние мотивы, воспитание.

-Действительно, воспитание, которое помогает принять необходимое решение. Есть ли какие-то правила в обществе, согласно, которым можно проанализировать поступок человека?

Ответы детей.

- Существует Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Существует такое понятие как моральный выбор.

- Откройте, рабочую тетрадь по основам светской этике страница 20. Прочитаем фрагмент из сказки «Королевство кривых зеркал».

- Напишите о ситуации морального выбора еѐ героев Оли, Яло, и Гурда.

- Скажите, существуют ли такие ситуации, в которых отказать человек не имеет право?

Ответы детей.

- Такие ситуации действительно существуют. Что позволяет человеку в них активно участвовать?

Ответы детей.

- Правильно, в таких ситуациях человеку позволяет участвовать мораль и долг. Т.е. обязанность в которой необходимо исполнение моральных норм.

Физминутка

- Откройте учебники на странице 26-27, познакомимся с понятием морального долга. (Ребята знакомятся содержанием текста учебника).

- Вспомните книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?

Ответы детей.

- Приведите примеры морального долга?

Ответы детей.

- Задание для обсуждения в группе. Помни, как надо вести себя при групповой работе. Вести тихую беседу, слушать мнение каждого из участников групповой работы, делать общий вывод.

Задание 1. Из предложенного списка поступков выпиши те, которые можно

считать моральными обязанностями: критиковать товарища за пристрастие к

компьютерным играм; помочь бабушке перейти дорогу; помогать маме

выполнять домашнюю работу; дать товарищу списать домашнюю работу;

осуждать людей за их физические недостатки; заступаться за младших;

содержать в порядке одежду и личные вещи; делиться с товарищем игрушками

и книгами. Добавь ещѐ…

Задание 2. Отметь словом «верно» правильное суждение и словом «неверно» -

ошибочное.

Верно / неверно Суждение

Долг – это закон, принятый Государственной Думой

Моральные обязанности есть не только у людей, но и у

животных

Люди добровольно принимают и выполняют моральные

обязанности

Можно заставить человека помогать другим людям

Нужно помочь человеку в беде, даже если он когда-то не

помог в беде тебе

Не стоит помогать человеку, если он тебя не отблагодарит

Люди выполняют свои моральные обязанности потому, что

боятся наказания.

Защита своей групповой работы от каждой команды.

- С какими новыми понятиями вы познакомились на занятии?

- Что значит мораль?

- Как вы понимаете моральный выбор?

- Что такое моральный долг?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что вызвало трудность?

- Давайте, поаплодируем друг другу за отличное занятие и за вашу работу на нем.

Настрой на работу.

Проверка усвоения материала.

Слова: добрый, злой, мудрый, глупый, грубый, ласковый, щедрый, жадный, свободный, лживый, честный.

 Проблемный вопрос.

Слайд. Свобода это …

Слайд 2. Свобода и мораль.

Слайд 3. Мораль и моральный выбор.

Слайд 4. Королевство кривых зеркал

Взаимопроверка

учащихся.

Метапредметная связь с литературным чтением и анализ поведения героев произведения.

Слайд 5-6.

Тимур и его команда. Примеры других литературных произведений.

Правила поведения в группе.

Слайд 7. Итоги урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай ребус 1 = Б

Слайд 2

Свобода – это … с пособность человека определять с воё поведение с учётом законов п рироды и общества.

Слайд 4

Мораль и моральный выбор Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Моральный выбор – это ответственность.

Слайд 5

Какой моральный выбор делают герои сказки «Королевство кривых зеркал»?

Слайд 6

Результаты сравнения поступков героев. Оля В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе. Оля убегает из замка, прыгнув через окно в море Яло Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность, боязливость. Яло обнаруживает, что Ключ пропал у башни. Гурд Смелый и бесстрашный. Не смотря на страх смертной казни , он отказывается выполнять приказ вельмож.

Слайд 7

Тимур и его команда Дядя Стёпа - милиционер Честное слово

Слайд 8

Примеры морального долга литературных героев. Сказка «Снежная Королева» Герда отправилась на поиски и спасение кая. «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасов в повести моряк Лом всегда был рядом во всех трудных жизненных ситуациях и не занудствовал, верно служил капитану Врунгелю. «Оловянный солдатик» Х.К. Андерсен о любви и силе воле. Солдатик стоял на одной ножке ради любви. «Два капитана» В.А. Кавекрина в романе есть примеры патриотизма, морального долга, отваги и чести.

Слайд 9

Рефлексия. Продолжи предложение сегодня на уроке мне… Что понравилось на занятии? Что вызвало трудность? Давайте, похвалим друг друга за работу бурными аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

«Свобода и моральная ответственность личности».

План-конспект занятия по нравственному воспитанию...

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Презентация к уроку по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Презентация используется на уроке светской этики....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Свобода и моральный выбор человека.

Методическая разработка урока по светской этике и презентация к нему....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...