Внеурочная деятельность "Этика Азбука добра"
рабочая программа (2 класс)

Кускова Марина

Внеурочная деятельность "Этика Азбука добра с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_azbuka_dobra.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Касплянская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

 

Рассмотрено

       На заседании педсовета

Протокол №___1____

от «29_» 08.2020 г

Согласовано

   Заместитель

директора по ВР

 

_________/_Сидорова А.Е. /

                            ФИО

 

 «__29_» 08.2020 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/Кривцов И.М. /

                            ФИО

 Приказ № 55

от «30» 08.2020 г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

__по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  2_КЛАССА

 

НА 2020/2021УЧЕБНЫЙ ГОД

Кускова Марина Владимировна (1 категория)

(Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)

2020 год

                       

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Пояснительная  записка.

            Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Сборника  программ внеурочной деятельности:1-4классы/под. Ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана -  Граф, 2011. – 192с. – (Начальная школа  XXI века). ISBN 978-5-360-02890-1

внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» введён в часть учебного плана, формируемым образовательным учреждением в рамках

духовно-нравственного направления.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель внеурочной деятельности- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                         

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                           4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

      Общая характеристика внеурочной деятельности

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Основные принципы реализации программы

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  2. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся  суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов.
  3. Принцип деятельностного подхода, предполагающий обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
  4. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие - нравственное сознание;

-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане. Внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 35 часов в 4 классе: 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 35  ч. Распределение часов по темам и урокам осуществляет  учитель.        

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы внеурочной деятельности раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива «Этика: азбуки добра».

В процессе освоения материалов внеурочной деятельности ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочной деятельности содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

        Формы контроля и оценки планируемых результатов.

        В основу данного факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

        Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

        Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной про – социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются  следующие формы контроля:

        *Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

        *Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, то есть контроль за правильностью,  полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

        *Итоговый контроль в формах:

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках диалогах;

-сочинение стихов, загадок, сказок, рассказов и т. д.

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

* Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

        Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в дневнике наблюдений учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

                                       Содержание курса

       Тема 1. Школьный этикет

Мы пришли на урок.

Зачем нужны перемены?

Мы – в школьной столовой.

Мы – в школьной библиотеке.

Мы – в школьном музее.

Мы на общешкольном мероприятии.

       Тема 2. Правила общения

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).

Слова приветствия.

Слова прощания.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Мой учитель.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Моя семья.

Пути выхода из конфликтной ситуации.

Общение со взрослыми.

Общение с незнакомыми людьми.

Разговор по телефону.

Тема 3. О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность).

Как мы трудимся в школе.

Благоустройство территории.

Как мы трудимся дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Путешествие в мир профессий.

Тема 4. Культура внешнего вида

Режим дня.

Основные правила Мойдодыра.

Каждой вещи свое место.

Одежда на разные случаи жизни.

Уход за одеждой и обувью.

Тема 5. Внешкольный этикет

Правила поведения в магазине.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в клубе.

Правила поведения на улице, в транспорте.

«Спасибо» и «пожалуйста».

Тематический план

Тема раздела

Количество

часов

Школьный этикет

6 ч.

Правила общения

8 ч.

О трудолюбии

8ч.

Культура внешнего вида

6ч.

Внешкольный этикет

резерв

5 ч.

Всего часов

35

Календарно- тематическое планирование

2 класс

Тема раздела

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

Школьный этикет 6 ч.

1

Отношения со взрослыми и сверстниками

Круглый стол

2

Забота о младших

Дискуссия, презентация

3

Как принять правильное решение

Практикум

4

Будь нетерпимым к грубости и чёрствости, не будь равнодушным

Беседа-диалог

5

Познай себя

Практикум

6

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

Круглый стол

Правила общения 8ч.

7

Игра «Город вежливости»

Игровая программа

8

Поговорим о вежливости

Беседа - диалог

9

Что легче – ссориться или мириться

Беседа с игровыми ситуациями

10

Вежливый ли я дома?

Дискуссия

11

Умеем ли мы обижаться

Беседа-диалог

12

Правила, обязательные для всех

Беседа-диалог

13

Как учиться  «вежеству»

Дискуссия

14

Жизнь дана на добрые дела

Сочиняем  рассказы

О трудолю-бии 8ч.

15

Честен тот, кто работает на совесть

Круглый стол

16

Культура физического и умственного труда

Презентация

17

У кого руки золотые

Дискуссия

18-19

Герои труда Алтайского края

Исследовательская работа

20

Волшебство народных промыслов

Презентация, практикум

21

Образ русской женщины

Экскурсия в краеведческий музей

22

Результаты моего труда

Выставка творческих работ

Культура внешнего вида 6ч.

23

О культуре внешнего вида

Практикум

24

История одежды мальчиков и девочек

Исследовательская работа

25

Манеры поведения

Беседа- диалог

26

Что может носовой платок

Беседа-диалог с игровыми ситуациями

27

Движения при общении

Беседа-диалог с игровыми ситуациями

28

Ежели вы вежливы

Круглый стол

Внешкольный этикет 5ч.

29

Умей сказать нет

Круглый стол

30

Осваиваем правило «Так нельзя»

Беседа-диалог

31

Воспитание здоровых привычек

Дискуссия,

презентация

32

О бережном отношении к природе

Практикум

33

34

35

Готовимся к празднику

Резерв

резерв

практикум

Литература

  1. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы во 2-3-х классах/ Изд. 5-е –

     Ростов  н/Д: Феникс, 2008.-331с.

  1. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах/Изд. 7-е –

Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 312 с.

  1. Дерклеева Н.И. Справочник  классного руководителя: 1-4 классы/

          Под ред. И.С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2007. - 272 с.

   

  1. Дробинина Н.Н. Классные часы: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008-224 с.

  1. Козлова М.А. Внеклассная работа: 1 – 1 классы – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 317 с.

       6. Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс/

Изд. 2-е перераб. и доп.-М.:ВАКО, 2010.-240 с.

  1. Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. – М.: ВАКО, 2010.-

240 с.

  1. Яровая Л.И.,Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс.- М.: ВАКО, 2005. -  208с.

       

  1. Яровая Л.И.,Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 4 класс.- М.: ВАКО, 2005. -  192с.

           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса

Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»...