Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Мещанкина Ольга Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._programma_azbuka_dobra.docx399.38 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Новая папка (2)\3. Программы\Color jpg_1.JPG

 

       Содержание                                                                                              Стр.

                                                                                                               

          1. Пояснительная записка                                                                    2

      2. Организация учебного процесса                                                    3 - 5

          3. Требования к освоению курса                                                         5 - 6                                                    

          4. Учебно – тематический план                                                           7 - 9                                                                    

         

          5. Календарно –тематическое планирование                                     10 - 28

          6. Учебно - методическая литература                                                   29

 

Пояснительная записка 

Рабочая программа курса  «Этика: азбука добра» составлена на основе нормативной  базы:

  • Закона  РФ «Об образовании»;
  • Устава школы;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
  • Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;

Актуальность выбора определена следующими факторами 

Курс «Азбука нравственности» реализует духовно-нравственное направление во внеклассной деятельности в 1-4 классах.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Цель программы:   формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

     Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме «Этика: азбука добра».

Особенности организации учебного процесса

Реализация программы рассчитана на 4года.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10лет.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;  на  формирование  умения  осуществлять  нравственный выбор.

 Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание;                                                                                   -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Формы внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его пере- живаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное  чтение», «Окружающий мир»,), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Азбука нравственности».Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Формы организации внеурочной деятельности:

        - Ролевые игры;

        - Беседы, викторины;

          - Коллективные творческие дела;

        - Смотры-конкурсы, выставки;

        - Тренинги общения;

        - Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

        - Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

        - Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и

Формы учета оценки планируемых результатов

1.  Опрос

2.  Наблюдение

3.  Диагностика:

-  нравственной самооценки;

-  этики поведения;

- отношения к жизненным ценностям;

- нравственной мотивации

 Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

- развивающие нравственное сознание;

- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. 

Ожидаемые результаты

- Первый уровень результатов – приобретение школьником духовно-нравственных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания духовно-нравственной реальности и повседневной жизни.

- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения  обучающиеся  будут сформированы:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и

оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


                                                                                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10часов)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)

«Ученье - Свет, а не ученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое  и чужое время.

Раздел №4  «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часов)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)

Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

2-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение   в гостях. Как дарить подарки.

.Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово - держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого(10 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

                                                                                                     3-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (6 часов)

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики

4 -й класс (34ч)

                       Раздел 1: Культура общения (6 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

                      Раздел 2: Самовоспитание (8  часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

 Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Учебно-тематическое планирование

1класс

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата провед.

по плану

Дата провед. по факту

теор.

практ.

Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч)

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры.

2

Правила поведения на уроке

1

Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы соблюдаем правила?  Какие правила для нас  самые трудные7

3

Правила поведения на перемене

1

Понятия «урок»  и «перемена». Правила  поведения на уроке и на перемене.

4

Правила поведения в общественных местах

1

Как вести себя в актовом зале школы?

5

Правила поведения в гардеробе (раздевалке)

1

 Как правильно вести себя в гардеробе?  

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?  

Кто и почему был обижен в раздевалке?

6

Правила поведения в столовой

1

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом? Главное  правило поведения за столом.

Правила пользования столовым прибором, 

7

Правила поведения в библиотеке. Урок-экскурсия

1

 Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека?

Для чего она предназначена?

8

Правила поведения в школьном двореУрок – экскурсия (игры  во дворе)

1

Знакомство с понятием  «школьный двор»?

Для чего он предназначен?

Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч)

9.

Что такое «добро»

1

Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»).

10.

Чтение рассказов В.Осеевой, Н.Носова, Е.Пермяка

1

Диспут  «Чей герой лучше»?

Роль смеха.

11.

Каким бывает зло?

1

Чтение и обсуждение рассказов  детских писателей, сказок о добре и зле.

12.

«Волшебные» (добрые) слова

1

Правила вежливости, их происхождение.и   изменение  в связи с развитием общества.

Объяснить, что мы понимаем под формой общения.

Составить словарь наиболее употребляемых слов.

13.

Человек и его поступки. Хорошие и плохие черты характера,

1

Объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества.

14.

Жадность и жадины

1

Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных пословиц о жадности.

15.

Добрые и недобрые дела Урок – беседа с элементами диспута и игры

1

Разбор конкретных ситуаций из жизни.

Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек.

16.

Помни о других - ты не один на свете.

1

Раскрытие смысла понятия «помнить о других»

Как твоё действие отразиться на других?

Почему надо беречь своих родителей?

Готовить детей к восприятию чужой точки зрения.

17.

Ты и твои друзья Урок-беседа о литературных героях

1

Раскрытие на примерах, доступных детскому воображению,  сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

18.

Учимся дружить

1

Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества. Научить различать привязанность и настоящую дружбу.

Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч)

19.

«Ученье -свет, а не ученье –тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

1

Какую роль играет образование в жизни людей?

«Век живи – век учись»

20.

«Играй, играй.а дело знай»

1

Пословицы и поговорки о грамоте, учении.

21.

Как быть прилежным и старательным

1

Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»?

Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека?

Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным?

22.

Наш труд в классе

1

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд  детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?

23.

О лени и лентяях

1

Обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать

24.

Кем быть?

1

Дать первоначальные знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности

25.

Профессия моих родителей

1

Расширение представления детей о труде родителей

Раздел №4  «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

26.

Культура внешнего вида

1

Что означает культура внешнего вида?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра –  защитника чистоты и гигиены.

27.

Гигиена тела. «Не только платье красит человека»

1

Правила личной гигиены; способы ухода за своим телом; привычка соблюдать правила личной гигиены ежедневно.

28

Каждой вещи – своё место Урок – беседа с элементами инсценировки

1

Инсценировка  рассказа Л. Воронковой «Маша -  растеряша»

Правила организованного  собранного  ученика.

Аккуратность – это нравственное качество.

Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа)

29.

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающее занятие)

1

Правила поведения на улице.

Правила поведения дома.

Твой подъезд, твой двор.

Ты идёшь гулять.

30.

Безопасное общение с незнакомцами. Практикум

1

Правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа)

31.

«Школа вежливых наук»

1

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Язык, мимика и жесты

1

Внешние правила знакомства и приветствия.  

Краткий справочник «Правила этикета»  (составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.

Навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия

33.

Игра-путешествие в страну Этикета

1

Разыгрывание житейских ситуаций.

Учебно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятий

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Дата провед.

по плану

Дата провед. по факту

теор.

практ.

Раздел 1.Культура общения (9 часов)

1.

Введение

1

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры.

2.

Что такое дисциплина в школе?

1

Правила поведения для учащихся

3.

Правила поведения в библиотеке

1

Как правильно вести себя в библиотеке?

4.

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

1

Выработка правил заботливого отношения к людям.

5.

Правило обязательности: дал слово -держи его

1

Игра «Цветик-семицветик»

6.

Доброжелательность в общении

1

Составление правил доброжелательного человека. Коллективное задание

7.

Ты и поступки окружающих

1

Инсценирование, обыгрывание ситуаций

8.

Правдивость

1

Командное проигрывание ситуаций, инсценировка

9.

Поведение в гостях

1

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

10.

Заповеди

11.

Земля – наш общий дом. Бережное отношение к природе

Игра – судебный процесс

12.

Дал слово - держи

1

Беседа (осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера), тренинг «Какой я человек?»

13.

Нравственные устои русского народа

1

Знакомство с баснями, былинами

Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов)

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1

Чтение и обсуждение произведений о дружбе

15.

Преданный друг

1

Практическая работа «Составление правил дружбы»

16.

О доброте и бессердечии

1

Беседа о добром отношении к людям, природе, животным

17.

Об уважительном отношении к старшим

1

Рассуждения овзаимоотношениях между членами семьи, уважении к старшим

18.

О зависти и скромности

1

Чтение и анализ басен И. Крылова, народных сказок.

19.

О доброте и жестокосердии

1

На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «доброта» и «жестокосердие».

20.

Хочешь иметь друга – будь им.

1

Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.Обсудить, чем дружба отличается от товариществаНаучить различать привязанность и настоящую дружбу.

21 - 22

Чтение произведений Н.Носова, В.Осеевой

2

23.

«Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки о дружбе

1

Игра «Слабое звено»

24.

В мире мудрых мыслей

1

Поговорки, пословицы разных народов, высказывания о нравственных качествах людей

Раздел 4. Понять другого (10 часов)

25.

Золотые правила

1

26.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

Обыгрывание жизненных ситуаций.

27.

О тактичности и бестактном поведении

1

Составление правил тактичного поведения

28.

Учимся находить хорошее в человеке

1

Игровой тренинг

29.

О чём говорят выразительные движения

1

Познакомить детей с выразительными движениями как вербальными средствами общения.

Дать возможность потренироваться в невербальном общении.

30.

На чём основано взаимопонимание

1

Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания.

31 - 32

Чтение художественных произведений о детях и для детей.

2

Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о дружбе

33.

«Да здравствует вежливость!»

1

Составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

34.

Итоговое занятие.

1

Конкурсная  программа

Учебно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятий

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Дата провед.

по плану

Дата провед. по факту

теор.

практ.

Раздел 1.     Культура общения(9 часов)

1

Этикет разговора

1

На примере  рассказов Е.Пермяка научить детей придерживаться нравственных правил общения.

2

Обращение к разным людям

1

Учить вежливому обращению к людям.

3

Вежливый отказ. Несогласие

1

Учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении

4

Этикетные ситуации.

1

Инсценирование, обыгрывание жизненных ситуаций

5

Афоризмы

1

Чтение, осмысление пословиц о воспитании, нравственных качествах человека

6

Разговор по телефону

1

Прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону.

7

Играем роль воспитанного человека

1

Отрабатывание формулы речевого этикета, привитие умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

8

Почему письмо – зеркало души?

1

Развивать навык письменной речи, умение высказывать свои мысли письменно.

9

Чтение книг о детях

Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)

10.

Что значит быть вежливым?

1

Учить детей придерживаться нравственных правил общения.

11

Мои достоинства и недостатки

Развивать навык самоконтроля, умение критично оценивать себя.

12

Большое значение маленьких радостей

1

В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина  мастерская.

13

О хороших и дурных привычках

1

Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа).

14

Афоризмы о самовоспитании

1

Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о самовоспитании.

15

Точность: береги свое время и время других.

1

Практическая работа в группах по составлению личного плана на день, неделю.

16

Твои друзья и ты

1

Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.

Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов)

17

Заповеди: как мы их выполняем

1

Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом.

18

О сострадании и жестокосердии

1

Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам.

19.

Лгать нельзя, но если...?

1

Учить детей честности, справедливости

20

Всегда ли богатство счастье?

1

Размышления о значении слова «счастье»

21

Спешите делать добро

1

Путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы нравственного этикета.

22

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1

Беседа о значении труда для развития и совершенствования людей

23.

Т руд кормит, а лень портит

1

Чтение стихов, пословиц о труде, работе

24.

Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему?

1

Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в  культуре.

25

Чьим трудом славен наш город?

1

Коллективная работа «Наши славные земляки»

26

Герои русских былин

1

Чтение былин, иллюстрирование.

Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому,  как понять тебя?(8 часов)

27.

Как сердцу высказать себя?

1

Учить детей умению делиться своими переживаниями.

28.

Пытаемся разобраться в трудной ситуации

1

1

Формирование у учащихся ценностных ориентаций, умений формулировать нравственные суждения

29.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»

1

Воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; Воспитание толерантности; развитие монологической и диалогической речи

30.

Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.

1

Расширить представление о человеческих отношениях в обществе, о нормах нравственности, правилах культуры; развивать память, речь.

31.

Слово лечит, слово ранит.

1

Учить детей сопереживанию, умению в трудную минуту поддержать друзей, близких.

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей.

33

Афоризмы

1

34.

Чему нас научили уроки нравственности?

              1

Игры, конкурсы

Учебно-тематическое планирование          4 класс

Тема занятий

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Дата провед.

по плану

Дата провед. по факту

теор.

практ.

Раздел 1.Культура общения (6 часов)

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение?

2.

Этикет разговора.

1

Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

3.

Обращение к разным людям.

2

Понятия «товарищ»,  «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе

4.

Этикетные ситуации

1

Понятия «тон голоса», «речь», «общение».Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.  Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

5.

О терпимости к ближним

2

Понятия «я», «мы», «они». Формирование осознания связи человека и окружающей  среды.

6.

Культура спора

1

Инсценирование, обыгрывание ситуаций по теме  занятия

Раздел 2. Самовоспитание (8 часов)

7.

Что значит быть вежливым?

1

Конкурс «Лучшее дерево вежливости»

8.

Мои достоинства и недостатки.

1

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека.

9.

О хороших и дурных привычках.

1

Добрые и злые поступки, их последствия.

10.

«Познай самого себя»

1

Диагностика нравственной самооценки уч-ся

11.

Самовоспитание

1

Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

Практическое занятие по составлению плана на день.

13.

Как я работаю над собой

1

Составление уч-ся рассказов о самовоспитании

14.

О терпении

1

Беседа-диалог «Умеем ли мы себя сдерживать?»

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов)

15.

Заповеди: как мы их исполняем

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.

16.

О сострадании и жестокосердии

1

Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

17.

Лгать нельзя, но если,..?

1

Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло.

18.

Всегда ли богатство счастье?

1

Чтение и обсуждение художественных произведений о жадности и жадинах.

19.

Спешите делать добро

1

Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.

20.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1

Труд умственный и физический имеют много общего, так как человек своими действиями преображает действительность. Труд всегда считался делом чести, за доблестный труд награждали орденами и медалями. Понятие «трудолюбие» тесно связано с понятием «патриотизм».  

21.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1

Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей.

22.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

Чтение и обсуждение рассказов В Осеевой

23.

Россияне о любви к Родине

1

Пословицы, поговорки, высказывания великих людей о любви к Родине

24

Твоя малая родина

1

Сочинения, презентации о малой родине

25.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

Рассказы детей о друзьях, составление правил дружбы.

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

 Рассуждение на тему «Слово лечит, слово ранит».   Отношения между друзьями основаны на вежливости, заботе, чуткости. Те требования, которые каждый предъявляет к другим, необходимо предъявлять и себе.

Раздел 4. Искусство и нравственность (8часов)

27.

Нравственное содержание древних мифов.  За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

2

Чтение и осмысливание содержания древних мифов.  Рассуждение о представлениях людей о добре и зле.

28.

Положительные герои в былинах и сказках

1

1

Чтение, устное составление характеристики  героев, иллюстрирование произведений

29.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

1

Чтение и обсуждение рассказов Б.Житкова, В. Осеевой, Е.Пермяка.

30.

Искусство и нравственность

1

1

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

31.

«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»

1

Обсуждение пословицы «Встречают по одежке, провожают по уму». Аккуратность и вкус в одежде свидетельствуют о  стремлении человека к опрятности, красоте.

32.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

33.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

Викторина «Спешите делать добро!»

34.

Обобщающий урок

1

Игра «Я на необитаемом острове»

Перечень информационно-методического обеспечения

        Литература для учителя:

  1. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  2. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  3. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1–2.-М.: Школа-Пресс, 1999.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  7. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство «АСТ», 1998.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.

        Для обучающихся:

  1. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  2. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  3. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  4. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред.шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
  5. Осеева В.А. Волшебное слово
  6. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  7. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  8. Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  9. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить - добро творить»

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга добра" для учащихся с ОВЗ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса

Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...