Родительское собрание
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Четнева Надежда Владимировна

ЦЕЛЬ: формирование у родителей первоначального представления о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомления с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей. Повышение уровня духовно- нравственных устоев у родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.rod_.sobr_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: формирование у родителей первоначального представления о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомления с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей. Повышение уровня духовно- нравственных устоев у родителей.

«Всё человеческое в человеке должно быть воспитано»  

                                                                       А.С.Макаренко

Ход собрания;

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть Вас. Сегодня на собрании затронем несколько вопросов:

1.Доклад классного руководителя «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»

2. Предварительные итоги 1 четверти: анализ проверочных и контрольных работ

4. Индивидуальные консультации

5.Разное.

На собрании присутствуют дети нашего класса. Работу построим следующим образом: сначала мы поговорим с детьми, вы послушаете их рассуждения, ответы, выслушаем разные позиции детей. Если у вас будут в процессе этой работы какие-либо замечания или дополнения, мы будем рады их выслушать. Потом детей отпустим и продолжим работу в привычном для нас режиме.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько ценностей: любовь  и уважение родителей, патриотизм, трудолюбие, знание культуры своего народа, духовный мир человека, гражданственность и т.д.

Послушаем стихотворение в исполнении Кузиной Жени «Бинты»

Ребята, как по-вашему выглядит добро и как зло?(Ответы)

Какие цвета у добра и зла? (чистые, красивые, яркие, теплые

                                                темные, черные, грязные, холодные)

Давайте поиграем в ассоциации со словами добро и зло, а родители нам помогут.

Добро                                                                                Зло

Нежность                                                                Предательство

Забота                                                                      Зависть

Внимание                                                                Жадность

Ласка                                                                       Ложь

Верность                                                                 Месть

Дружба                                                                    Эгоизм

Свет

Любовь

Сочувствие

Чуткость

Отзывчивость

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.

- А вам приходилось когда-нибудь злиться?
- А из-за чего вам приходилось злиться?
- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
(Ударить, толкнуть, накричать)
- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.

- Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.

 Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого и скажите: Как можно назвать поступок старика?

Старик сажал яблони. Ему сказали:
- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

- Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).

- Ребята нам прочитают стихотворения, а мы попробуем отгадать плохо или хорошо поступали герои этих стихотворений.

- Скажите, ребята, а вы какие хорошие поступки совершаете?

- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?

- А бывало ли так, что вы поступали плохо?

- Как вы думаете мы с вами должны стараться больше хороших поступков совершать или плохих?

Доклад классного руководителя «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе» (сопровождается презентацией)

 (Слайд 1)

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. (Слайд 2)

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный общественный институт, так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям.

. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе, но реальная действительность диктует совсем другое. Наблюдая за событиями, происходящими в социуме, слушая и принимая установки собственной семьи, ребенок приучается врать, утаивать свою точку зрения, приспосабливается к ситуации.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей  стране есть немало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становятся главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать…

Родительский пример – великая сила в формировании  нравственности у детей

 Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях,о самом себе. Ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Воспитание нравственное, точно так же, как трудовое, эстетическое, требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного, Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, вырабатываются в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого Самый действенный и яркий пример для детей – родители. Любое малодушие родителей, малейшая фальшь в их отношениях с людьми, нечистоплотность в мыслях или поступках непременно находят отражение в поведении детей. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов.

. Дом для ребёнка — школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи».

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей? (Анализ ответов)

Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью.

 Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия.. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А что бы он не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это сочувствие, сострадание, сопереживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет ее и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребенок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать.

Еще одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребенка, является нравственная ценность.(Слайд 3)

 Ценностные установки - это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, на смешкам, цинизму.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).  (Слайд4)

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка

чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность.

Моральный долг -  ответственность и совесть роднит одно качество человека -  чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Первейшая задача родителей — воспитать в своих детях глубокое надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу. (Слайд 5 )

    Сегодня всего больше и больше людей понимает, что для духовного возрождения личности недостаточно только знаний, получаемых в результате традиционного образования. Нравственность нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний не в состоянии заменить Веру, Надежду, Любовь, Мудрость, Доброту, Сострадание. Для духовно – нравственного восхождения личности постижение знаний не является главным и единственным условием. Развитие духовности – это проблема обретения смысла.

Сейчас я предоставляю слово настоятелю нашего храма в честь «Рождества Иоанна Предчети» о.Николаю. Он продолжит тему и может быть, даст некоторые рекомендации и наставления, потому что нравственное воспитание неразрывно связано с духовным воспитанием. (Выступление)

Вы получили несколько анкет, которые можете заполнить дома и передать мне с детьми. Мне очень хочется, чтобы наше собрание не только сегодняшнее, но и последующие не повисли в воздухе, а нашли свое отражение в нашей с вами жизни. Если у вас возникают вопросы ко мне, но вы либо стесняетесь о них спросить, или по каким-либо причинам не можете придти в школу, или другие какие причины, то можете прислать мне письмо на мою электронную почту, адрес сегодня вам продиктую. Другой способ общения это электронный дневник. Пишите, я постараюсь ответить быстро. Третий способ следующий: последнее воскресенье  каждого месяца с 18 до 19 часов мы сможем пообщаться в онлайн-режиме.

Давайте будем добрыми, милосердными, честными, отзывчивыми по отношению к детям и окружающим людям и предлагаю послушать притчу

Анкета №1 для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.

   1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?

А) да

Б) не ставлю на первое место

В) нет

2. Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?

А) да

Б) не совсем так

В) нет

3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития ребёнка?

А) да

Б) частично

В) нет

4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?

А) да

Б) нет

5. Хочется ли вам, чтобы к вашему ребёнку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией?

А) да

Б) мне безразлично

6. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребёнка с отношением к нему сверстников?

А) да

Б) частично

В) нет

 

Анкета №2 для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.

1 Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

Да            Нет                  Не знаю

1.Достаточно ли Вы информированы о духовно-нравственном воспитании школьников?

Да          Нет                 Трудно сказать

3. На реализацию каких целей должна быть направлена программа по духовно-нравственному воспитанию прежде всего?

- освоение детьми системы социокультурных ценностей

- развитие коммуникативных умений (умение слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение)

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор, целенаправленно действовать и достигать результатов)

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)

- развитие мотивации к общению со взрослыми, сверстниками (увеличение позитивных контактов)

- создание предпосылок для успешной адаптации в начальной и средней школе

- другое

4. Когда следует ожидать ощутимых результатов от реализации программы?

Результаты уже есть

Через несколько лет

Трудно сказать

В течение ближайшего года

Никогда

5. Оправдано ли привлечение родителей в реализацию духовно-нравственной программы?

Оправдано               Нет                         Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...