Методическая разработка "Словарь вежливых слов"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Методическая разработка в рамках внеурочной деятельности "Словарь вежливых слов" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Рассмотрена

на УМО учителей начальных классов

Протокол № ___ от_________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №1»

_________.

Методическая разработка

«Организация внеурочной деятельности младших школьников

на основе системно-деятельностного подхода»

Составители:

Сафина С.Н.,

учитель начальных классов

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Чистополь, 2016

Методическая разработка «Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода»

«Словарь вежливых слов»

Описание материала: конспект интегрированного занятия кружка в рамках внеурочной деятельности «Развитие речи» для учащихся 1-го класса по теме: «Словарь вежливых слов». Конспект предназначен учителям начальных классов.

Тип занятия: интегрированный.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения.

Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:

Личностные УУД: 

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

2) 3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей;

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, толковые словари, макет словаря.

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Посмотрите сколько у нас гостей! Поприветствуем друг друга улыбками!

- Сегодня мы с вами постараемся узнать много нового и интересного.

- Ребята, есть такая народная пословица «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете?

- Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека. 

- Как вы будете обращаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (с улыбкой) 

2. Определение темы занятия. Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд и назвать тему нашего занятия. 
                                              Если словом или делом

Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:...(Спасибо)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)
Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл:
…(Прости) меня, мама, я больше не буду!
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)


        Ребята, что за слова вы отгадали? (вежливые слова, добрые слова). Это слова, которые помогают нам быть культурными и вежливыми. Слова речевого этикета. Что за слово получилось в центре нашего кроссворда? (словарь). Что такое словарь? (Эта такая книга, которая рассказывает о разных словах). Какой словарь может объединить все эти слова? (Словарь вежливых слов). Какие цели вы можете перед собой поставить? Правильно. Мы сегодня будем составлять словарь.

3. Актуализация знаний. -Для чего нужен такой словарь?

-А где живут словари? (в библиотеке). 

Раз в библиотеке, то конечно мы с вами не справимся без нашего библиотекаря Любовь Владимировны.

4. Работа с библиотекарем. – Скажите, как называют человека, который употребляет слова речевого этикета в своей речи? 

Дети: Вежливым.

– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по другому.  Может кто-то из вас знает, как?

– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает –всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. 

- А узнать и запомнить значение вежливых слов нам поможет словарь. 
Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,

В той стране живут слова, части речи – господа,

Правит ими царь – Словарь, их великий государь.

Знает, как слова писать, знает, как растолковать

В мире все они живут, службу верную несут.

По законам правит царь, стороны той государь. 

Словарь (роль исполняет обучающийся 7 класса). 

Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям,

Много вам они расскажут, как слова писать покажут.

Все задания у вас, вам не выполнить без нас.

С кем-то вы уже знакомы, а вот с кем-то первый раз

Познакомитесь сейчас.

«Успехов желаем вам в нашей стране

Найдёте ответы вы в Словаре.

Шагайте уверенно, смело вперёд,

И к знаниям он вас всегда приведёт».

- В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем слова речевого этикета.С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
- Ребята я предлагаю вам внимательно послушать отрывок из рассказа Осеевой «Волшебное слово» и сказать, о каком слове, идет речь.
5. Инсценировка рассказа Осеевой «Волшебное слово» (роли исполняют обучающиеся 7 класса)

Действующие лица: Старичок и Павлик. 

На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.

Павлик: Подвиньтесь.

Садиться. Лицо у Павлика сердитое.

Старичок: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)

Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.

Старичок: Убежишь?

Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть

не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня

прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).

Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт.

Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам

в лодку залезу!” (Стучит по скамейке).

Старичок: Что же не берёт тебя брат?

Павлик: А почему вы всё спрашиваете?

Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

(Павлик раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо

тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом,

глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое слово?

Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко.

Старичок: Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.

Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает.

-О каком слове шла речь? В каких ситуациях мы его употребляем? Как его нужно произносить? Какие синонимы, т.е. слова близкие по значению к этому слову вы знаете?

6. Физминутка. -Давайте проверим, какие вы внимательные. Выполняйте задание, если вы услышите слова речевого этикета обозначающие просьбу. 
Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места. 

Учитель. Молодцы. 

7. Работа исследовательской лаборатории. А теперь послушайте загадку. 

Буквенным войском своим знаменит,

Он в букваре, его звать …. (алфавит).

Ребята как вы думаете, для чего словарю нужен алфавит? (все слова в словаре стоят в алфавитном порядке)

Игра «Вставь пропущенные буквы»

У. Сегодня мы не просто ученики, а исследователи. Каждый из вас работает в своей лаборатории и будет исследовать слова. 

Царь словарь

Чтоб начать исследовать разные слова,

Нам ребята с вами памятка нужна. 

Чтоб работа спорилась, вышел результат

Памятку составим мы для всех ребят (показывает Словарик)

У. Сначала нам нужен объект для исследования, как вы думаете, что это

будет, если мы попали в страну Слов?

Д. Слова.

У. Правильно, значит, сначала мы их должны прочитать.

Правило первое - Прочитай слово.

У. Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается.

Правило второе - Определи, на какую букву начинается слово.

У. Но ведь у нас их целых 33, 

Такие толстые все словари,

И если будем мы листать страницы,

То очень долго это всё продлится.

Как быть?

Д. Узнать, на какой странице найти нужную букву.

У. Значит правило третье - Найди эту букву в словаре.

Памятка работы со словарём. 

Попробуем теперь поработать с этой памяткой и поискать слова в словаре.
У вас на столах тоже лежат толковые словари (они растолковывают, объясняют значение слова), полистайте их, найдите слова: красота, доброта, счастье.
Получилось? Прочитайте, пожалуйста, нам значение этих слов. Молодцы. 
А теперь попробуйте найти в словаре слово СПАСИБО. Получилось?
В толковых словарях нигде нет толкования слов речевого этикета…. Взрослые считают, что все дети эти слова очень хорошо знают. Но знаете ли вы, как эти слова образовались? Так давайте же составим такой словарик, который поможет другим людям узнать историю этих слов.
Перед вами на экране слова.

 Выберите те слова, которые помогают вам быть вежливыми.

А теперь давайте найдем значение этих слов. Раз их нет в толковом словаре, где вы можете узнать, что обозначают эти слова? (Спросить у взрослых – 1 группа, поискать в Интернете – 2 группа, в книгах по этикету- 3 группа)
(Дети выбрали слова: спасибо, здравствуйте, извините, пожалуйста, до свидания, будьте любезны.

Д : «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши

добрые дела».

У: Подберите слова-синонимы. Какие слова благодарности вы ещё знаете? (

Благодарю вас.) 

Д: Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья. 
У: Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер) 
Д: Извините, то есть – «снимите с меня вину». 

У: Какие ещё слова говорят, если извиняются? (Прошу прощения, простите, я виноват…)
Д: Есть такое слово «жаловать». Издавна оно означало оказывать внимание, уважать. 
У: В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание, благодарность и почтение. 

Д: Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди говорили: «До свидания!». 

У: Какие ещё слова говорят при расставании? (До встречи, пока, доброго пути…)
Все вежливые слова с экрана и их значения лежат в конверте перед вами. Но можем ли мы сразу начать работу со словарем. Вспомните о памятке. Разложите слова в алфавитном порядке.

8. Практическая работа в группах по наклеиванию слов и их значений. 

Дети скажут, что одно слово осталось без толкования. Что может обозначать это слово.

Ребята, в словаре русского языка Д. Н. Ушакова есть толкование слова:
ЛЮБЕЗНЫЙ 1. Предупредительный по отношению к другим, учтивый. Любезный прием. Любезный ответ. Любезная встреча. Он был с нами очень любезен.
2. Обращение к человеку, преимущ. в письме, в знач. дорогой. Любезный читатель! Любезный друг. 

3. Любимый, приятный. Вы любезны; Будьте любезны - форма вежливой просьбы или приказания. Будьте любезны, подайте книгу. Отвечай, будь любезен! Близкое по значению данному словосочетанию - словосочетание «Будьте добры!»

9. Работа с психологом. Вот наш словарь и готов. Надеюсь, вы теперь запомните значение этих слов и будете их употреблять. А как употреблять эти слова подскажет наш психолог Марина Сергеевна.

Игра «Вежливая просьба» (на доске в форме ромашки картинки из жизни. Выходят по два человека от группы). Представьте себя на месте ребят в определенной ситуации: в столовой, в дверях, в игре, в коридоре. Как бы вы использовали слова «Будьте любезны?» Обсуждение. «Что вы почувствовали, когда попросили вежливо?» С какой интонацией приятнее просить и как бы вам хотелось, чтобы обратились с просьбой к вам? Конечно, с интонацией радости и уважения.Теперь попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и фразы: “ Здравствуй “, “ Рад тебя видеть “ Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно. А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью мимики и движений поздороваться с радостью, равнодушно, со злостью, с человеком взрослым. Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок говорит о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, подав руку, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак доброго расположения. Картинки подарить детям. Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор. Особенно хорошо говорили у нас сегодня …, можно отметить ещё и ...

Заметили разницу? Молодцы! Вы все хорошие актёры, а особенно…
(В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось.)
Ребята, верьте хотите, хотите не верьте утром прислали мне что-то в конверте
Тест «Зеркало». (Зеркало, полоски бумаги) Для чего нам зеркало? Кажется, я знаю.
Попробуй посмотреть в зеркало и произнести одно из слов, значение которого вы подробно узнали сейчас…

Что ты почувствовал? Улучшилось ли твое настроение, когда ты произнес слово? …
Что ты открыл для себя? Погладьте полоски и скажите, какая из них по ощущениям напоминает вежливые слова.

Понаблюдайте, какие изменения с вами произойдут, если вы ежедневно будете употреблять вежливые слова.

10. Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Чему вы сегодня научились? (Я хотел…Я смог…)

В уголке вашего словарика есть кружочек, раскрасьте его тем цветом, на который вы оценили свою работу на занятии.

Спросить, почему выбрали такой цвет.

- Дорогие, ребята, я уверенна все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях, вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.

- Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле. Поднимите

ваши работы. Молодцы.

- Давайте на память подарим нашим гостям «Словарики вежливых слов».
Товарищи! Твердите 
С утра по словарю:
Спасибо! Извините!
Позвольте! Разрешите!
Я вас благодарю!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого то беда.
рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив,
Что день не напрасно был прожит.
Что годы живешь ты не зря!

На этом наше занятие закончено. Подумайте, что вы можете перед уходом сказать нашим гостям, которые приехали к нам из разных городов и сегодня их ждет дорога домой.

Список литературы

  1. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
  2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/   Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,2007.
  4. Герасимова, В.А.   Классный час играючи  [Текст]:  /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2009.  
  5. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 2006.- №10.  
  6. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
  7. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
  8. Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx malenkix.htm)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний", 2 класс

Методическая разработка урока по теме "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний". Целью этого урока является познакомить со словами,которые не имеют окончаний;научит выделять и определять з...

Методическая разработка "Будем вежливы".

Цель мероприятия - воспитание культуры общения, правил хорошего тона, нравственная оценка поступков литературных героев и своих собственных....

Методическая разработка презентация "Вежливый отказ"

Методическая разработка для учащихся 1-2 классов по программе "Этикет" "Вежливый отказ". Формы отказа, примеры для закрепления материалв, этикетные задачи по теме занятия, работа с...

Конспект урока "Словарь вежливых слов"

конспект  урока «Развитие речи» для учащихся 1-го класса по теме: «Словарь вежливых слов». Конспект предназначен учителям начальных классов.Тип урока: интегрированный...

Методическая разработка урока. Состав слова. Однокоренные слова.

Конспект урока по теме "Состав слова. Однокоренные слова"...