методическая разработка по теме "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Методическая разработка урока по теме "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний". Целью этого урока является познакомить со словами,которые не имеют окончаний;научит выделять и определять значимые части слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11 с. Прасковея Будённовского района»

                 Методическая разработка урока по теме

    «Слова – названия предметов, у которых нет окончаний»

        УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс

         

Тема «Слова – названия предметов, у которых нет окончаний»

Цель:  научить выделять и определять значимые части слова; познакомить со словами, которые не имеют окончаний;

научить противопоставлять слова, имеющие окончания словам без окончаний, выделять основу слов, которые не имеют окончаний.

                                     Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

  Сегодня на уроке мы будем говорить о не совсем обычных словах. Эти слова пришли к нам из других языков, и у них нет окончаний. Это слова – иностранцы.  Для работы на уроке нам понадобиться хрестоматия по предмету «Окружающий мир».

    На уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний, поработаем со словарями и хрестоматией.

  1. Чистописание

КК зз ее бб уу оо

Зебу эму кенгуру какаду

     IY. Словарная работа

            - Какие слова вы записали?

           - Откройте в хрестоматии по предмету «Окружающий мир»

Иллюстрированный словарик растений и животных. Что это за слова?

Учебник:ч.1,с. 41

- Посмотрите на картинку. Что интересного вы заметили в словах – названиях животных в зоопарке, рядом с которыми находятся Маша и Миша?

- Слова такие разные, но кое-что в них есть общее. Какая буква пишется на конце у этих слов?(У)

Все эти слова – названия животных пришли к нам из других языков, и у них нет окончаний.

- Есть ещё много слов –иностранцев. Прочитайте, сто сказала Асырк Маше и Мише.

 - На какие буквы ещё могут оканчиваться слова из других языков?

- Запишите эти слова в тетрадь. (Кино, какао, кофе, метро, кафе, эскимо, радио.)

- А почему у них нет окончаний? ( эти слова никогда и никак не изменяются)

Y. Работа по теме урока.

- Что же такое окончание? Это не просто буква на конце слова. А что это?

- Откройте учебник(ч.1) на стр. 38 и уточните, что же такое окончание.

( Дети запоминают, что это изменяемая часть слова.)

Вот сейчас и посмотрим, изменяется что-нибудь у слов-иностранцев на конце или нет.

Учебник:ч.1,с. 42.

- В каком предложении слово кенгуру стоит в единственном числе, а в каком – во множественном?

- Что нам подсказывает, в каком числе стоит слово кенгуру в первом предложении? ( слово – название действия завтракал - один)

- А если в зоопарке была таких животных или ещё больше? Мы должны как-то изменить это предложение? Или его можно оставит таким же?

-  Прочитайте третье предложение.

- Что здесь нам помогает понять, что это слово стоит во множественном числе?( На это указывает окончание слова- название признака-  маленькИХ.)

-Скажите, изменяется ли вид слова при изменении числа? (Не изменяется.)

-А при смене вопросов? (Не изменяется.)

Вопросы разные, подчеркнуто по-разному, а вид слова один и тот же.

-Можно ли сказать, что во всех трех предложениях у слова кенгуру нет окончания? (У слова кенгуру нет окончания, поскольку у него нет изменяемой части.)

-Подумайте, одинаковую ли работу выполняет это слово? (Это слово в разных предложениях выглядит одинаково,  но у него все-таки разная форма. К этому слову задаются разные вопросы, и оно по-разному работает в предложении, т.е. по-разному подчеркнуто.)

(Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, обратитесь к с. 26 учебника.)

-Запишите три предложения и выделите основу у слова «кенгуру».

YI. Физкультминутка

             Солнечные зайчики

      Играют  на стене.

(Круговые движения глазами)

Поманю их пальчиком –

(указательный пальчик на расстоянии вытянутой руки)

Пусть бегут ко мне!

(Палец поднести к кончику носа)

Ну, лови, лови скорей –

Вот,вот, вот – левей,левей!

(Посмотреть сначала влево, потом вправо)

Прыг-скок, прыг-скок-

Убежал на потолок!

(Посмотреть вниз, а потом вверх)

YII. Закрепление изученного материала

 Учебник:ч.1, стр.43

- Прочитайте стихотворение.

(Выполнение в соответствии с заданиями, ответы на вопросы)

YIII. Физкультминутка

         Раз, два – выше голова,

        Три, четыре – руки шире,

        Пять, шесть –тихо сесть,

        Семь, восемь – лень отбросим.

IX. Продолжение темы урока

Дифференцированная работа

Карточка 1

Прочитай стихотворение и подчеркни слова, у которых нет окончаний.

        Как- то рано по утру

        С другом сели мы в метру

И поехали в метре,

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафе зашёл,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

 С шимпанзой и какадой.

Карточка 2

Вставь в предложения на месте пропусков слово кино. Выдели основу слова.

Вчера мы пошли в …… . В …. Было много народу. Из ….. мы пришли поздно. Мы вспоминали про …. . Мы были очень довольны …… . Мы всем рассказывали о …. .

Карточка 3

Вставь в предложения на месте пропусков слово пальто. Выдели основу слова.

В магазине продаются разные …. .  Мне купили новое зимнее …. .

У …. меховой воротник. К …… пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в …. . Я доволен своим …. .

X. Подведение итогов урока

- Что важного узнали на уроке?

- Какие знания нам в этом помогли?

- Кто нам помогал? Кому скажем спасибо?

Домашнее задание

Написать семь слов, у которых нет окончаний, выделить их основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс...