Главные вкладки

    Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
    план-конспект занятия (3 класс) на тему

    Туманова Галина Сергеевна

     

    Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx33.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Петровская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
    ( 2-3 классы)

    «Павлопосадские платки»

    Учитель начальных классов 1 категория:

    Туманова Галина Сергеевна

                                                                                                                                                                 с. Петрово.


    2017г.

    Цель:  формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)

    Задачи:

     • формирование представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;

    • формирование знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;

    • развитие устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства;

    • воспитание патриотических чувств.

    Формирование универсальных учебных действий:

    Личностные:

    - положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

    - уважительное отношение к труду;

    - положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

    - интерес к творческой работе.

    Познавательные:

    - анализировать последовательность действий;

    - постановка и формирование проблемы;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    - понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.

    Коммуникативные:

    -формулировать свои затруднения;

    - проявлять активность для решения познавательных задач;

    - выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию фильма;

    - задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

    Регулятивные:

    - адекватно использовать речь;

    - контролировать себя в процессе работы;

    - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    - руководствоваться правилами при выполнении работы.

    Оборудование:

    (для учителя)

    Компьютер, проектор, платки, шкатулка, карточки с новыми словами.

    (для учащихся)

    Гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги квадратной формы, салфетки, .

                                                        Ход урока

    1. Организационный момент.

     Прозвенел звонок.

    Начинается кружок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    - Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на урок. Улыбнёмся друг другу.

    2.Актуализация знаний. Введение в тему.

      -  На прошлых занятиях мы с вами говорили , как богата наша страна народно-декоративными промыслами.  Что каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.

      - Давайте вспомнит с какими народно-декоративными промыслами мы уже познакомились.(Городец, Хохлома, Жостово, Гжель)                                                        

        -Чему нас учит народное декоративное искусство?(Больше узнаем о Родине, о ее культуре, учит любить , ценить то, что создано народом, приобщает к миру прекрасного, воспитывает патриотические чувства).

    3.Введение в тему. Постановка учебной задачи.

    - Сегодня на занятие  я принесла  шкатулку.

    - Хотите узнать, что там лежит?

    - Тогда, отгадайте загадку.

     Носят женщины, старушки,

    Носят малые девчушки –

    К уголочку – уголок

    Сложен красочный …. (платок) .

         (Учитель достаёт из шкатулки платок.)

    - Ребята, а у вас дома есть платки? (Ответы детей)

     - Скажите, кто их носит?(Ответы детей)

    - А как вы думаете, давно ли люди носят платки?(Ответы детей)

          - История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет. С глубокой древности для покрывания головы женщины использовали большие куски ткани – платы. Плат, платок -  всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на  волосах. Показаться на людях с непокрытой головой(простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые, женщина обязательно должна покрывать голову платком. 

           Спрос на платки был огромным. Нарядный плат сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сейчас.                                                                                                                                              

     - Ребята,  как вы думаете, почему мы завели речь о платках? Предположите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)         

    - Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним народно- декоративным промыслом и будем говорить о платках.         

     - Послушайте внимательно стихотворение.

    (У учителя на плечах Павлопосадский платок. Учитель читает стихотворение о Павлопосадском платке)

    Город Павловский Посад 
    Славен мастерами, 
    Знают люди: стар и млад 
    О платках с цветами.
    Подарили мне платочек, 
    Он цветёт, как летний сад. 
    Оказалось, это чудо
    Сделал Павловский Посад.
    Как накину я на плечи 
    Расписную эту шаль, 
    Сразу все мои печали
    Уплывут куда-то вдаль.
    Прямо чудо, прямо чудо,
    Сотворили на века,
    Рукодельницы Посада,
    Рукотворницы платка. 

     -Ребята,  скажите, о каком городе  идет речь? Чем он прославился?

    - Как называется такой платок? (Павлопосадский платок)

    - Назовите тему сегодняшнего занятия.  ( Павлопосадские  платки)

    - Какие цели и задачи вы должны сегодня поставить перед собой? Чему вы хотели бы научиться? (Узнать историю платка, о их узорах, где их создают, научиться их отличать от других платков, рисовать узоры платков)

      4. Изучение нового .

    - Давайте теперь, заглянем на фабрику,  узнаем ее историю и как же творят чудесные мастера  эту волшебную сказку под названием «Павловский платок». (Видеофильм)

    ( С 19 века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов «манеры» и «цветки».

    Словарная работа: «манеры» - деревянные резные формы для нанесения контура рисунка; «цветки» - с их помощью на ткань наносили краски.)

           - В настоящее время, на фабрике трудоемкий процесс набойки заменили печатанием  узора с гравированных металлических шаблонов.

    5.Физминутка

    1.Зарядка для глаз.

    2.В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
    Золотой расцвёл цветок. 
    (Встать, разводя руки в стороны).
    Дует лёгкий ветерок – 
    Закачался наш цветок. 
    (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
    Сильный ветер дует,
    Лепестки волнует. 
    (Руки к плечам, кружатся).

    6.Закрепление. Творческое практическое  задание.

    Беседа по содержанию.

    - Ребята, какие же платки изготавляют в Павловском Посаде? (Павлопосадские)

     - А теперь давайте посмотрим на мой платок и выставку платков в классе. Опишите их,  какие  они  по форме, каким цветом, что на них изображено?

     (Дети рассматривают платок учителя и другие платки.)

    - Посмотрите внимательно на рисунок. Какой орнамент наносят на платки? Как расположены цветы?

     (Цветы, листья. Крупные одинаковые цветы в каждом углу платка, повторяющийся рисунок на каждой стороне).

    - Самые крупные цветы (обычно розы, георгины) располагались по углам. Чем ближе к центру, тем мельче становились элементы узора.

    -Какого цвета фон платка? (зеленый, синий, красный, белый).

    - А что по краям платка? (бахрома)

    Бахрома тоже служит для украшения платка.

    - Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам всем платок. Живописные Павлопосадские платки знамениты  во многих странах мира.  На Всемирной выставке в Брюсселе они  были награждены Большой золотой медалью. Павлопосадские платки - это гордость России.

    - Давайте подумаем и представим, где же можно носить платок? Куда его можно повязать? (Ответы детей)

    - Ну что же, вы сказали, где и как можно носить платок, а теперь вы выполните задание. На столе лежат платки, сейчас вам нужно завязать платок так, как бы вы хотели его носить, можно повязать себе, друг другу. Прошу разобрать платки. (Можно повязать на голову, шею, плечи).

    - Ребята, а теперь давайте покажем нашим гостям какие мы все красивые.

    7. Творческая работа.

    - Сейчас я вам предлагаю, отправиться в путешествие,  побывать художниками . Мы будем расписывать платок.

    - Для того, чтобы приступить к работе , вспомним правила техники безопасности при работе с красками.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

    1. Работу выполнять за столом.
    2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
    3. Планировать свою работу.
    4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
    5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
    6. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
    7. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
    8. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
    9. Тщательно вымыть руки с мылом.
    10. Не использовать для воды стеклянную посуду.
    11. Используй кисть по назначению:
    • Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
    • Не сжимай кисть сильно.
    • Аккуратно набирай краску на кисточку.
    • Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.
    • Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.
    • По окончании работы промой кисть в воде.

    - Ну а теперь, можете приступить к своей творческой деятельности, фантазируйте, воображайте.(Музыка).

     Демонстрация образцов рисунков.(Каждому ребенку раздается заготовка из белой бумаги квадратной формы).

     Выполнение обучающимися практической работы.

     Контроль за выполнением практической работы.

    8.Итог. Рефлексия.

    Выставка работ.

    - Наше занятие подошло к концу. Давайте составим «Платок настроений».

    (Дети составляют «Платок настроений»- цвет: красный - интересно, синие - поучительно, жёлтые - познавательно.

    - Спасибо за занятие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Сезонные заботы и праздники русского народа"

    Конспект игрового- познавательного занятия для начальной школы и подготовительной группы детского сада. В игровой форме дети получают знания о жизни русского народа, учатся выполнять УУД - объяснять п...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской культуры»

    Вне памяти, вне традиций                                                  ...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

    Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является  закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

    Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыко...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

    Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности « Фольклор. Жанры русской народной музыки»

    Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности "Вокал" предназначен для учащихся 1-4 классов....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира»

    Цель занятия: Развитие физических качеств обучающихся на основе подвижных народных игр «Дед Мороз», «Вытащи платок», «Доброе утро, охотник!»....