Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Внеурочная деятельность: воспитательный план и кружки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_3_klass.docx48.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для учащихся

3 класса  МАОУ СОШ п.Новониколаевский.

Содержание:

1.     Нормативно-правовая и документальная основа.

2.      Пояснительная записка.

3.      Цель внеурочной деятельности:

4.     Задачи  внеурочной деятельности

5.      Принципы программы.

6.      Направления реализации программы.

7.   Программа организации внеурочной  деятельности(кружки).

8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

9.      Планируемые результаты.

10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.

11.  Ожидаемые результаты реализации программы.

12.  Используемая литература.

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН   "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

-Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

-Должностная инструкция  учителя.

-Должностная инструкция классного руководителя.

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

2.Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: художественно-эстетический, физкультурно-спортивный, военно-патриотический, эколого-биологический, естественно-научный, туристско-краеведческий  – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,  олимпиад, соревнований, поисковых  исследований и т.д.  Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

        Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

3.Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

4.Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,  библиотеками, семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

5.Принципы программы:

 - Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

 - Связь теории с практикой.

  -Учёт возрастных особенностей.

 -Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

 -Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6.Направления реализации программы

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени

2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.

4.Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

5.Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7.Программа организации внеурочной  деятельности (кружки)

на 2014-15уч.г.

     

направление

название

Форма реализации

1 класс

2 класс

3 класс

всего

Естественно- научное

«Занимательная математика

кружок

1

1

Эколого - биологическое

«Познаю свой край»

кружок

1

1

2

8.Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

  1. Физкультурно-спортивное:
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • Участие в  спортивных соревнованиях.
  • Встреча с медицинскими работниками

2. Художественно-эстетическое:

           

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.

3.Естественно-научное

  • Предметные недели;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.

4. Военно-патриотическое:

  • Встречи с ветеранами труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Тематические классные часы;
  • Оказание помощи ветеранам  труда.
  • Конкурсы рисунков.

5. Туристко-краеведческое, эколого-биологическое:

  • Проведение субботников;
  • Поделки для ветеранов, родителям.
  • Разведение комнатных цветов.
  • Акция «Очистим землю от мусора».

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;
  • обучающиеся 1-3 классов
  • родители
  • педагог-психолог.
  1.     Планируемые результаты

1.Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и      занятости детей.

2.Улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве.

3.Укрепление здоровья воспитанников.

4.Развитие творческой активности каждого ребёнка.

5.Укрепление связи между семьёй и школой.

10.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальных классов.

Месяц

Классные часы. Мониторинги

Общешкольные дела

Мероприятия

(развивающий цикл)

Работа с родителями

Сентябрь

Месячник «Внимание – дети!» (О безопасности детей учебных заведений)

1неделя

Классный час « Родина моя-Россия»

День знаний. Торжественная линейка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Ознакомление с приказом

«О введении делового стиля одежды в школе»

2неделя

Выборы актива класса

Месячник по пожарной безопасности

Рисунки на асфальте

Посещение на дому опекаемой Кожановой Полины

3неделя

Дорожные приключения Буратино(правила поведения на улице по дороге в школу и обратно)

Акция «Ученик»

Экскурсия в березовую рощу.

Индивидуальные консультации

4неделя

Просмотр кинофильма «Осторожно, огонь!»

Акция «Посади дерево»

Встреча с библиотекаремБеседа «Сбереги книгу»

Индивидуальные консультации

октябрь

1неделя

Классный час «

День пожилого человека

Акция «Поздравительная открытка»

Посещение семей

2неделя

Дружба- чудесное слово

Праздничный концерт ко «Дню учителя»

Игра «Зоопарк»

Посещение семей

3неделя

День осенних именинников

Выборы!!! Распределение обязанностей по группам

Посещение семей

4неделя

Золотая осень

Праздник осени 1- 4 кл

Итоги I четверти

Собрание «Итоги 1 четверти .Как  делать домашнее задание»

ноябрь

1неделя

День народного единства. Беседы. Викторины.

Конкурс рисунков «Берегите лес!»

Заседание родительского комитета

2неделя

Классный час

Конкурс поделок из природного материала

Индивидуальные консультации

3неделя

Классный час

Конкурс рисунков

 « Милая мама»

Игра « Поле чудес»

Индивидуальные консультации

4неделя

В гостях у Мойдодыра.

Акция «Поздравительная открытка»

 Всемирный День ребёнка (изучение Конвенции о правах ребёнка)

Родительский всеобуч«Портфолио как средство оценки достижений учащихся.»

декабрь

1неделя

Что такое хорошо, что такое плохо

Неделя правовых знаний «Конституция - основной закон нашей жизни».

Участие в конкурсе «Новогодняя открытка»»

Заседание родительского комитета

2неделя

Классный час «Компьютер друг и враг»

Выставка рисунков  День Конституции РФ

Посещение семей

3неделя

Беседа « Правила поведения на льду»

Акция «Покормите птиц зимой»

Подвижные игра на свежем воздухе

Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться»

4неделя

Мастерская Деда Мороза

Новогодняя карусель

Как в старину Новый год встречали

Новогодний праздник с привлечением родителей

январь

1неделя

Лыжная прогулка

Лыжная прогулка

2неделя

Зимние забавы

Рождественские обряды.

Беседа « Край в котором мы живем»

Родительский всеобуч «Компьютер и дети»

3неделя

Праздник профессий

«Мир профессий большой – труд почетен любой!»

 Посещение школьного музея

Конкурс рисунков «Зимний пейзаж»

Индивидуальные консультации

4неделя

Вредные привычки

Спортивный праздник «Если хочешь быть здоровым – не ленись!» 

Ролевая игра «Мои права и обязанности»

Индивидуальные консультации

февраль

1неделя

Поговорим о наших именах

Встреча с представителями правоохранительных органов: «Поступок и правонарушение»

Викторина « А знаете ли Вы…»

Индивидуальные консультации

2неделя

Следи за своим поведением сам

Выставка рисунков «Защитники России»

Беседа « Что такое карантин»

Посещение семей

3неделя

Минутки творчества

Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Защитника Отечества

Рыцарский турнир с участием родителей

4неделя

Праздник зимних именинников

Акция «Покормите птиц зимой»

Викторина

« Знаете ли вы цветы»

День открытых дверей:

Открытые уроки для родителей.

март

1неделя

Выставка рисунков

«С первым праздником весны»

Концертная программа

«Поздравляем с женским днем»

Конкурс «А, ну-ка девочки»с участием родителей

2неделя

Операция «Книжкина больница»

Викторина «Мой край родной»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

3неделя

Дискуссия  «Безопасная дорога» с использованием видеороликов по ПДД

Встреча с медработниками: «Пропаганда здорового образа жизни»

Утренник

 « Прощай, Азбука!»

День открытых дверей: открытые занятия по внеурочной деятельности 

4неделя

Мир мальчиков и мир девочек

Беседа по предупреждению несчастных случаев на улице и дома

Экскурсия

 « Признаки весны»

Оформление уголка безопасности

апрель

1неделя

День Смеха

 Конкурс карикатур

Игра « Своя игра»

Посещение семей

2неделя

День космонавтики

Конкурс рисунков и плакатов: «Космос глазами детей».

Знакомство с Красной книгой Саратовской области

Заседание родительского комитета

3неделя

Беседа « О вреде бранных слов»

Международный день памятников и исторических мест

День земли.

Подготовка к празднику « Прощание с 1 классом»

4неделя

Встреча с интересными людьми «Люди нашего поселка»

Акция «Очистим планету от мусора»

Праздник « весенние именинники»

Подготовка к празднику

 « Прощание с 1 классом»

май

1неделя

Угадай мелодию

Выставка рисунков. Праздник посвященный «Дню Победы»

Викторина « Правила поведения в лесу»

Индивидуальные консультации

2неделя

Поговорим о вреде курения

Литературно- музыкальная композиция ко Дню Великой Победы Факельное шествие

Огонь – друг или враг человека

Заседание родительского комитета

3неделя

Беседа «Что было интересно в 1 классе»

Последний звонок

Праздник « До свидания,1 класс!»

Родительское собрание «Итоги года и летняя занятость»

4неделя

Экскурсия «Мой край родной»

Акция «Посади дерево»

Инструктаж по ТБ на время летних каникул

Уборка класса

11.Ожидаемые результаты. 

  • Развитие познавательного интереса детей к изучаемым предметам.
  • Выработка навыков учебного труда.
  • Повышение роли книги в жизни детей.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
  • Повышение культуры поведения.
  • Активное участие детей в жизни класса, школы.
  • Раскрытие  творческих способностей и талантов детей.
  • Приучение детей к труду.
  • Добросовестное отношение к выполнение поручений.
  • Самооценка своего труда.
  • Оценивание труда товарищей.
  • Овладение учащимися навыками самообслуживания.
  • Душевное и физическое оздоровление детей.
  • Познание своего родного края.
  • Участие в общественно – полезной деятельности.
  • Улучшение качественных показателей здоровья детей.
  • Система работы по формированию ЗОЖ.
  • Соблюдение режима дня.
  • Воспитание чувства любви к Родине.
  • Проявление интереса к истории  родного края.
  • Сформированное чувство патриотизма.
  • Повышение уровня воспитанности.
  • Участие во внеклассной деятельности школы.
  • Умение чередовать труд и отдых.
  • Проявление инициативы при проведении мероприятий.
  • Сформировать жизненную позицию ребёнка,
  • Использовать знания в экстремальных ситуациях.
  • Соблюдение ПДД.
  • Формирование чувства чести рода, семьи.
  • Осознание детьми ответственности перед своей семьей.
  • Укрепление связей семьи и школы.
  • Повышение уровня воспитанности.

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

12.Литература.

1. Аникеев А.С. Положение о классном руководителе/ А.С. Аникеев.//Классный руководитель.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева –М.: «Гуманитарный издательский центр».-2001.-158с.

3. Воспитать человека/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М. «Винтана-Граф».-2005.-381с.

4. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/ В.В. Воронов.-М.:Школьная Пресса.-2000.-96с.

5. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое  пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск».-2000.-159с.

6. Классному руководителю: учебно – методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова-М.: Владос.-2001.-274с

7. Колесник В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей / В.А. Колесник// Классный руководитель .-2004.-№4.-С. 40-45

8. Кузнецов Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждении дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов/ Н.А. Кузнецов, Д.Е. Яковлев.-М.: «Айрис и Пресса».-2004.-94с.

9. Ломов А. Должностные инструкции / А. Ломов // Официальные документы в образовании .-2004.-№6.-С.57-62; №14.-С.65-74; №15.-С.22-25

10. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть-2/ Т.Н. Макарова.-М.: «Педагогический поиск».-2002.-160с.

11. Манухин В.П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций/ В.П. Манухин.-М.:Аркти.-2005. –181с.

12. Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65

13. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-М.:Академа.-2004.-120с.

14. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.- М.:Аркти.-2005. –150с.

15. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое  пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Творческий центр.-2000.-127с.

16. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородов .-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.-2000.- 256с.

17. Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. / В.П. Сергеев-М.:Педобщстроссии.-2001. –226с.

18. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я/ В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2001.-256с.

19. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя/В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2001.-96с.

20. Сибирцева Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе/ Г.Н. Сибирцева.-Ростов-на-Дону: Феникс.-2005г.-С.27-30

21. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/ В.П. Созонов.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск».-2000.-160с.

22. .Черевко Е.Н. Положение о МО классных руководителей/ Е.Н. Черевко // Классный руководитель .-2005.-№6.-С. 37-39

23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.

24. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание!  Педагогическое общество России . – М. 2000

25. Е.Н. Барышников.  Учебно-методическое пособие « Становление воспитательной системы образовательного учреждения» С-Пб . 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...