Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья на тему

Вардазарян Нунэ Размиковна

       На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovesberezheniyu.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в

начальной школе

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

        Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

          Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

          По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, которые ухудшают здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют выявить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный, а не здоровьесберегающий характер. 

       Образование в наши дни предъявляет серьёзные требования к здоровью учащихся. Поэтому сегодня как никогда актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, которые помогают формировать бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

       Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.  

  Здоровьесберегающее обучение -

  • направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;
  •   опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
  •  достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека), создание благоприятного психологического фона на уроке;
  •   приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, к приросту учебных достижений.

Что же должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

  Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда их здоровью. И тут на помощь приходят здоровьесберегающие образовательные технологии, которые включают в себя: 

  • сохранение и укрепление здоровья;
  •  воспитание у детей культуры здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их:

  • духовная жизнь;
  • мировоззрение;
  • умственное развитие;
  • прочность знаний;
  • вера в свои силы;
  • желание учиться.

      Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

  Сохранение здоровья детей -  главное, на что должен направить своё особое внимание каждый учитель. При проведении различных мероприятий по сохранению здоровья закладываются следующие навыки:

  • правильного режима дня;
  • гигиенические навыки;
  • профилактика заболеваний;
  • профилактика негативного отношения к вредным привычкам;
  • изучение особенностей своего организма;
  • проведение оздоровительных пауз во время урока, что приводит к повышению интереса к предметам. 

  Весьма эффективно обязательное условие проведения физкультминуток, что даёт положительный эмоциональный фон. 

   Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Такое умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.       Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения. Они принесут детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Школьники после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

  Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

      Работа по формированию здорового образа жизни также даёт свои положительные результаты. Проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения и радости. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ

Такая работа может реализовываться как через:

  • проведение оздоровительных пауз во время уроков;
  • на уроках физической культуры;
  • через внеклассную работу;
  •  и через работу с родителями. 

         Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Их использование в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. И, чтобы эффективнее реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности, учителями применяются некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

         Среди них можно особо выделить:

  • технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала;
  •  технологии проектной деятельности;
  • разнообразные игровые технологии, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. 
  • технология сотрудничества (её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов).
  • технологии уровневой дифференциации обучения (то есть индивидуально подобранные для учащихся разного уровня, задания, помогающие каждому школьнику создать себе ситуацию успеха на любом уроке. У учителя дополнительно появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному и более эффективно работать с трудными детьми).
  • технологии развивающего обучения (ТРО) (строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся).

   Здесь же можно сказать и о различных практических, поисковых заданиях. Все они расширяют кругозор школьника, формируют у них положительное отношение к предметам.

   Но не стоит забывать, что основной формой организации обучения в школе является урок. Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Поэтому в работу надо внедрять и здоровьесберегающую технологию доктора В. Ф. Базарного. Ведущая идея методики В. Ф. Базарного - «Сенсорное и психомоторное раскрепощение», для чего предлагается обучение учащихся в режиме смены динамических поз.

  Для снятия напряжения В. Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя - стоя). Конечно, такую возможность имеют далеко не все школы, но дело за будущим.

    Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка. Изменение высоты производится за счет регулировки длинны металлокаркаса. Столешница конторки имеет регулируемый наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования на наклонной поверхности, лепки, конструирования. 

Преимущества использования конторок:

  • укрепляется позвоночник;
  • сохраняется правильная осанка;
  • у ребёнка формируется чувства равновесия и координации;
  • профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • предупреждение появления близорукости.

      Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. 

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).

       Помимо всего этого, одним из важнейших аспектов является также психологический комфорт школьников на уроках:

  • доброжелательная обстановка;
  •  спокойная беседа;
  •  внимание к каждому ответу;
  •  позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения;
  •  тактичное исправление допущенных ошибок;
  •  поощрение к самостоятельности.

      Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Каждый учитель обязан    создать такой благоприятный психологический микроклимат на своих уроках. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

       Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

       На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

       «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Использованная литература:

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....