Доклад по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"
статья на тему

Теребенина Оксана Николаевна

Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теребенина Оксана Николаевна

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №2»

Бугульминского муниципального района

 Республики Татарстан

Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе

В начальную школу дети из дошкольных учреждений приходят с частично сформированными навыками по самообслуживанию, привычками к трудовому усилию, умением включиться в труд по собственному побуждению и успешно его завершить.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования трудовых навыков и умений, а также отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Поэтому наша задача продолжить работу по формированию навыков самообслуживания, умений организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок после окончания уроков, выполнять обязанности дежурных по столовой и в классе.

Чтобы поддержать у детей интерес к дежурствам, в их организацию включаю игровые моменты. Каждая четверть проходит под определённым девизом. Например, первая четверть – «Была бы охота, будет ладиться работа», вторая – «Всякий человек в деле познаётся», третья – «Делано наспех сделано на смех», четвёртая – «Всяк свою работу делай, на другого не кивай». А задача дежурных заключается в первую очередь в том, чтобы определить тех, кто не убрал за собой в столовой или рабочее место после занятий.

Со временем к детям приходит осознание и понимание того, что если не выполнять порученные дела – это стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путём проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определённый вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Лес – природное сообщество», рассказывается о профессиях лесной отрасли (лесничий, станочник в деревообработке).

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при закреплении темы «Фразеологизмы», учащиеся выполняют задание, в котором нужно исправить ошибки в записи крылатых выражений. Исправленное слово и будет продуктом труда. Затем дети называют профессии людей, которые  создают этот продукт труда.

На уроках чтения дети составляют список литературных персонажей, имеющих определённую профессию, а затем составляют синквейны к этим персонажам. Учащимся нравится на уроках чтения составлять профессиограмму. Дети составляют описание литературного героя по следующему плану:

1. Какими знаниями и качествами он обладает.

2. Что он умеет делать?

3. Какие занятия у него любимые?

4. Кем он мог бы работать, и какие качества пригодились бы в его профессии?

В структуру своих уроков включаю профориентационные игровые моменты, которые позволяют разнообразить уроки и сделать их эмоционально насыщенными. Так, например, на уроках технологии использую игры «Кто это сделал?», «Пантомима», «Чёрный ящик». При проведении игры «Кто это сделал?» учащиеся делятся на две команды «Загадки» и «Отгадки». Первые, не называя продукт труда, дают его словесную характеристику. Вторые отгадывают этот продукт и называют профессии людей, которые участвуют в его изготовлении.

В игре «Пантомима» дети также делятся на две команды, участники по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды – угадать, какая профессия задумана.

Организация и проведение игр на уроках в начальной школе способствуют формированию положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.

         Имеет место и другой вид профориентационной работы в младших классах – это ведение школьниками «Профессионального портфолио». Сюда учащиеся  вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, журналов, письменные работы и рисунки. Это «копилка» материалов и информации о профессиях, учебных заведениях. К этому портфолио время от времени  возвращаемся: наблюдаем за тем, какие новые материалы появились в копилке. Создание портфолио предполагает возможность делиться полученными сведениями, самостоятельно оформлять полученные материалы, обращаться за помощью к родителям или специалистам.

А вот общественно полезный труд – это новый вид труда для младших школьников. Поэтому правильная организация труда имеет огромное значение в воспитании интереса к общественно полезному труду.

Для того чтобы вызвать интерес к труду, к нему заблаговременно нужно подготовиться. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела. Для этого используем игровые моменты. Первыми на пришкольном участке появляются разведчики и связные. Их задача – найти полезные дела, определить, какую помощь можно оказать в благоустройстве школьного двора и направить в штаб донесение, в котором указаны места, где предстоит поработать.

Уборка закреплённой территории проводится то в форме операции «Чистый двор», то в форме десанта «Послушная метёлка», то игры-соревнования «Война с мусором». Игровые моменты, даже детали, придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность. Достаточно ввести в действие красные ленточки, которые привязывают к орудиям труда старательно работающих, как сразу же появляется оживление, стремление получить такой же знак отличия в дружной работе и честном соревновании.

Таким образом, трудовая деятельность  учащихся является одним из важных факторов в формировании личностных универсальных учебных действий. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образам меняет все представления  о себе и окружающем мире. Радикально меняется его самооценка, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование внимательного отношения к слову в начальной школе (на основе волшебной сказки)».

Раскрываются четыре основных уровня восприятия и понимания художественной литературы младшими школьниками. Отличительные особенности волшебной сказки....

Статья "Пути формирования положительной "Я-концепции" у учащихся начальной школы

В статье рассматриваются пути формирования положительной "Я-концепции " через создание ситуации успеха, описаны приёмы снятия страха у учащихся начальной школы, приёмы рефлексивной деятельности, даны ...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе....

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (из опыта работы).

Одно из основных направлений работы с детьми: воспитание положительного отношения к труду и творчеству. В образовательной деятельности особое место в плане формирования трудовой активности занима...

Создание положительной мотивации на уроках в начальной школе

Материал о том, как создать условия для учения с интересом....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и ...