Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (из опыта работы).
статья (4 класс) на тему

Платонова Нина Николаевна

Одно из основных направлений работы с детьми: воспитание положительного отношения к труду и творчеству. В образовательной деятельности особое место в плане формирования трудовой активности занимают   уроки технологии и изобразительного искусства. Внеурочная деятельность создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

 (из опыта работы).

Платонова Нина Николаевна, учитель начальных классов  ГБОУ СОШ  им. И. Ф. Самаркина  с. Новая Кармала

                                         «То, что дети могут сделать вместе сегодня,

                                    завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский.

Одно из основных направлений работы с детьми: воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Реализация данного направления предполагает формирование уважения к человеку труда, творческому человеку. Труд и творчество тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому справедливо будет сказать, что основы положительного отношения к труду, трудолюбия и творчества закладываются, в первую очередь с раннего детства в семье. Именно семья для этого должна создать определённые условия. А вот поддержать и развить эти начинания помогает родителям сначала детский сад, а затем и школа, где дети проводят большую часть времени. Очень важно начать эту работу как можно раньше, ведь именно в детстве наша жизнь наиболее пронизана творчеством и фантазией. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в младшем школьном возрасте, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется в старшем.

Воспитание положительного отношения к труду включает:
• воспитание уважения к людям труда и продуктам их деятельности;
• воспитание у школьников желания трудиться (трудолюбия);
• формирование понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека;
• осознание важности и социальной значимости труда каждого человека для развития всего общества;
• воспитание честного, ответственного,  творческого отношения к любому труду.

Стоит отметить, большинство сельских детей приучаются  к труду с малых лет. Ведение домашнего хозяйства  в селе предполагает наличие определённых обязанностей у всех членов семьи.  Ребёнок помогает  старшим  ухаживать за домашними животными, вместе с ними ухаживает за садом и растениями, видит и чувствует, что конечный результат зависит и от его вклада в общее дело.

В образовательной деятельности особое место в плане формирования трудовой активности занимают   уроки технологии и изобразительного искусства. Обучающие знакомятся с различными профессиями,    приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, учатся творчески применять знания. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность.

В качестве полезных подвижных занятий, приучающих к труду, выступают субботники, уборки территорий, дежурство по школе и в классе. Ученики моего класса с удовольствием помогают старшим школьникам дежурить по школе, наводят порядок в своей классной комнате,  ухаживают за комнатными растениями.  В прошлом учебном году девочка принесла в класс аквариум. Сколько было радости! Ни один ребенок не остался в стороне. По очереди кормят  рыбок, моют  аквариум. В этом году в нашем живом уголке появились хомячки. Каждый ребенок с нетерпением ждет своего дежурства.

Трудовая активность школьников, зачастую предполагает и помощь  детям со стороны родителей. Каждый год наш класс является активным участником акций «Помоги птицам», «Каждому скворцу по дворцу». Вместе с родителями мальчишки и девчонки изготавливают кормушки и скворечники, развешивают их.

Внеурочная деятельность создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Любят мои ученики заниматься творчеством  на занятиях внеурочной деятельности «Наши руки не знают скуки». 

Основными задачами внеурочной деятельности «Наши руки не знают скуки» являются:

 − обучение основным технологиям изготовления изделий;

 − развитие творческих способностей и закрепление их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

− воспитание трудолюбия, самостоятельности и аккуратности;

−обучение специфике технологии изготовления изделий с учетом возможностей и материалов;

− организация участия в творческих выставках, презентациях и конкурсах.

В этом учебном году мои дети закончат начальные классы и перейдут в среднее звено обучения. Эти годы обучения были направлены на раскрытие и совершенствование творческих способностей каждого ребёнка. В первом классе на занятиях объединения «Очумелые ручки» мы творили с помощью бумаги и пластилина. В течение двух следующих лет (2 и 3 класс)  я проводила занятия объединения «Бумажные фантазии», учила технике работы с бумагой: квиллинг и модульное оригами.  В 4 классе мы продолжаем творить на занятиях объединения «Очумелые ручки». Работаем с различным материалом. Дети  уже овладели целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала,  применением инструментов. На первый план выходит работа по украшению изделия. Дизайнерские приёмы стимулируют фантазию детей. Дети, понимая суть конкурентоспособности своих изделий,  создают неповторимые поделки, которые заслуживают высокую оценку на конкурсах. Работы моих детей выставлялись на школьных, районных, окружных и областных выставках.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия. Мои ученики охотно делятся своими умениями со сверстниками. Для учеников 1 и 2 класса в апреле 2017 года дети провели мастер-класс «Пасхальный сувенир». Яковлев Артем – проводил мастер-класс на Рождественском фестивале для детей-инвалидов г. Самара,  в январе 2016 года,  Нуретдинова Ольга и Салдаева Полина проводили мастер-класс изготовления поделок в стиле оригами на областном Троицком фестивале в июне 2016 года. С успехом выступили на окружных конференциях младших школьников  «Юный исследователь»: 2016 год – Яковлев Артем с работой «Модульное оригами», 2017 год – Кириллова Анастасия с работой  «Необычные возможности обычной бумаги – квиллинг».

Наша общая задача прививать детям привычку упорно трудиться, чтобы, учась в школе, они были успешными детьми, а во взрослой жизни - успешными и может даже великими людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)

Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...

Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)

    Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Литературные игры как средство воспитания положительного отношения к школе

В статье рассматриваются литературные игры как возможность формировать и воспитывать интерес к школе....

Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)

Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...

Доклад по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"

Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитание положительного отношения к труду в начальной школе"...