Рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Юркевич Ольга Николаевна

Рабочие прораммы по внеурочной деятельности для  обучающихся 2 класса составлены в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhim_s_matematikoy.docx890.45 КБ
Файл istoki.docx896.07 КБ
Файл origami.docx889.02 КБ
Файл udivitelnyy_mir_slov.docx896.87 КБ
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc987 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Составитель:Юркевич Ольга Николаевна

                      учитель начальных классов,

 высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2016 год


Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 2-х классов  МБОУ « СОШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе  авторской программы  Е.Э. Кочуровой.

Цель курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегиирешения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находитьпростейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверятьпростейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения назанятиях.


Личностные, метапредметные, предметные  и воспитательные результаты курса

освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»:

Личностные результаты :

  •  самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  •  готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  •  способность характеризовать и оценивать математические знания и умения;
  •  заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  •  готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни,
  •  способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  •  способность к самоорганизованности;
  •  высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  •   владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах и т.д.)

Метапредметные результаты:

  •   понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  •   планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  •   выполнение учебных действий в разных формах (практическая работа, работа с моделями и др.);
  •   создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  •   понимание причины неуспешной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  •   адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  •   активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  •   готовность слушать собеседника, вести диалог;
  •   умение работать в информационной среде.
  •  владение основными методами познания окружающего мира  (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование):

Предметные результаты:

  •  овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  •  умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  •  овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Воспитательные результаты:

  • воспитание любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.

Содержание курса   внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

с указанием организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Тема:Числа. Арифметические действия. Величины

  • Названия и последовательность чисел от 10 до 100. Подсчёт числа точек наверхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначныхчисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, котороечитается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Тема:Мир занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с некорректными данными.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выбор данных и искомыхчисел (величин).
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Форма организации обучения – работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» «Спичечный»конструктор.ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички»,«Полимино»,«Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия«Математика и конструирование».

Состязания, соревнования между командами

Игры  «Ручеёк», «Пересадки»,  свободное перемещение по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах.

Сравниваютразные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделируютв процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; используютего в ходе самостоятельной работы.

Применяютизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализируютправила игры. Действуютвв соответствии с заданными правилами.

Включаются в групповую работу. Участвуютв обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксируютиндивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументируютсвою позицию в коммуникации, учитываютразные мнения, используюткритерии для обоснования своего суждения.

Сопоставляютполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролируютсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализируюттекст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Ищут и выбираютнеобходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделируютситуацию, описанную в тексте задачи. Используют соответствующие знаково-симво-лические средства для моделирования ситуации.

Конструируютпоследовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объясняют) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводятспособ решения задачи.

Сопоставляютполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбираютнаиболее эффективный способ решения задачи.

Оцениваютпредъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвуютв учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструируютнесложные задачи.


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

По плану

По факту

Тема № 1 «Двузначные числа и их запись»

1

Двузначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые.

1

2

Упражнения в определении места числа на числовой прямой.

1

3

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел.  

1

4

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.Числовой кроссворд (судоку).

1

5

Решение задачи с некорректными данными.

1

6

Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач.

1

7

Решение задач на нахождение остатка и части чисел.

1

Тема № 2 «Сложение и вычитание двузначных чисел»

8

 Решение задач на нахождение целого по известным частям.

1

9

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

10

 Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

1

11

Решение задач разных видов. Решение выражений, содержащих скобки.

1

12

Составление многоугольников с заданным разбиением на части.

1

13

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

14

Решение неравенств.

1

Тема № 3 «Решаем задачи и примеры»

15

Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.

1

16

Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.

1

17

Практические способы построения многоугольников.

1

18

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

19

Решение нестандартных задач.

1

20

Построение конструкции по заданному образцу.

1

21

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

Тема № 4 «Умножение и деление чисел»

22

 Умножение на однозначное число.

1

23

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число .

1

24

Умножение чисел на 10 и на 100.

1

25

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

26

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

1

27

 Умножение чисел вида 50*9 и 20 * 4.

1

28

 Умножение на однозначное число.

1

29

Деление на 10 и на 100. Практические способы нахождения площадей фигур.

1

Тема № 5 «Во сколько раз больше или меньше?»

30

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

31

Деление на однозначное число. Решение задач .

1

32

Практические способы нахождения площадей фигур.

1

33

Решение и составление ребусов.

1

34

Практические способы нахождения площадей фигур.

1

                                                                               Итого

34 ч.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

                                                                                                        Составитель: Юркевич Ольга Николаевна,

                                                                                                        учитель начальных классов,

                                                                                                        высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2016


Пояснительная записка

        Программа курсавнеурочной деятельности «Истоки»предназначена для обучающихся 2 Дкласса МБОУ «СШ№21».  

      Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.


Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты

курса внеурочной деятельности «Истоки»

Личностные результаты:

  • Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;  объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и  гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
  • Объяснять самому себе «что во мне хорошо,  а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях . Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

 Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Воспитательные результаты:

  • приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • формировать способности получать значимые социокультурные результаты.


Содержание курса внеурочной деятельности «Истоки»

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ– мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Ресурсный круг

Работа в парах

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО  ресурсный круг «Имя и доброе качество»

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

АФО работа в паре «Семья».Усвоить основные нравственные заповеди.

АФО ресурсный круг     « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Родовое дерево»

АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи».

Оценивающий тренингработа в паре «Занятия жителей деревни».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Город».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Вечные ценности».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг.

Родные просторы (9 часов)

НИВА И ПОЛЕтруд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Ресурсный круг

Работа в парах

Оценивающий тренинг

Презентация работ

АФО работа в паре «Поле и школа».Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»

АФО ресурсный круг «Лес»

АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке

АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru

АФО работа в паре «Путь-дорога»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА– народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ– какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей

Ресурсный круг

Работа в парах

Работа в тройке

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в паре «Про кого так говорят?»

АФО ресурсный круг  «Кто важнее?»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы»

АФО работа в паре «Такие разные ткани»

АФО работа в четверке «Инструменты плотника»

АФО ресурсный круг «Мастера-плотники»

АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг

АФО ресурсный круг «Кузница»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка»

АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг

Труд души (8 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Ресурсный круг

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в четверке «Какое бывает слово?»

АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово»

АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозка)

АФО ресурсный круг «Душа поет»

 АФО работа в четверке «Праздничная песня»

АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник»

АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ»

АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Истоки»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Раздел «Родной очаг»( 9 часов)

1

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1

2

Семья. Семейные традиции. Любовь.  Забота. Согласие.

1

3

Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье.

1

4

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо

1

5

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1

6

Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа

1

7

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община.

Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка

1

8

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры

1

9

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1

Раздел «Родные просторы» (9 часов)

10

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная

1

11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

12

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

13

Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода

1

14

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1

15

Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня.

1

16

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

17

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1

18

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

Раздел «Труд земной»( 8 часов)

19

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

20

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1

21

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка

1

22

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство

1

23

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1

24

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

25

Ярмарка.

1

26

Обобщающий урок «Труд земной»

1

Раздел «Труд души»( 8 часов)

27

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1

28

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.  

1

29

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1

30

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1

31

Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб

1

32

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1

33

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек. Экскурсия в Никольский храм.

1

34

Обобщающий урок. «Труд души»

1

Итого:

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

                                        Составитель: Юркевич  Ольга Николаевна,

                                        учитель начальных классов,

                                        высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2016

Пояснительная записка

        Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» предназначена для  обучающихся 2 Дкласса  МБОУ «Сш № 21».

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

        Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного  стандарта начального образования.

        

        Цель курса внеурочной деятельности:

создание условий для  формирования и раскрытия  творческой индивидуальности личности каждого ученика.


Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты

 освоения программы курса внеурочной деятельности «Оригами»

Личностные результаты:

  •  осознание ответственности человека за общее благополучие,
  •  осознание своей этнической принадлежности,
  • гуманистическое сознание,
  •  гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  •  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире,
  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
  •  ценностное отношение к природному миру,
  •  готовность следовать нормамздоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  использовать  общие приёмы решения задач;
  •  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  •  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Познавательные УУД:

  •  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  •  моделировать;

Коммуникативные УУД:

  •  обработка информации;  
  •  оценка информации;
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  обобщение;
  • построение рассуждения.        
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  •  составлять план и последовательность действий;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • предвосхищать результат;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитательные УУД:

  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  строить понятные для партнёра высказывания;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  •  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Содержание  курса внеурочной деятельности «Оригами»

с указанием организации и видов деятельности.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.Вводное занятие (2 часа)

Знакомство. Ознакомление учащихся с новым направлением  технического начального конструирования – оригами. Научить владеть  условными обозначе-ниями, применять их при изготовлении  изделий, создавая композиции. Привлечь обучающихся  к обсуждению и подбору объектов работ. Организовать индиви-дуальную и коллективную работу, творческую взаимопомощь и соперни- чество. Развивать творческие способности учащихся, внимание,  эстетический вкус.

2. Базовая форма «Квадрат» (5 часов)

Знакомство с формой «квадрат», изготов-ление «улитки», «барсука», «лягушки», «голубя». Подбор цветовой гаммы.

3. Базовая форма «Двойной треугольник»(5 часов)

Знакомство с формой «Двойной тре-угольник», изготовление фигурок «гри- зли», «георгина», «орла», «чайки»

4.  Базовая форма «Двойной квадрат».

(6 часов)

Знакомство с формой, изготовление  «жар-птицы», «шатл», « краба», «пеликана», «лилии».

5. Базовая форма «Прямоугольник».

(3 часа)

Знакомство с формой, изготовление разноцветных поделок. Подбор цветовой гаммы.

6. Базовая форма «Воздушный змей».

(5 часов)

Знакомство с формой. Изготовление «ело-чки», «жирафа», «обезьяны», «пингвина». Подбор цветовой гаммы.

 7. Базовая форма «Рыба».(6 часов)

Знакомство с формой. Изготовление «воробышка», «петуха», «пингвина», «кролика», «царевны-лебедь».

 8. Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. (2 часа)

Изготовление альбомов лучших работ учащихся. Организация выставки работ за год.

В процессе занятий используются формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Участвовать  в обсуждении проблемных вопросов, формулировать  собственное мнение и аргументировать его;

анализировать  информации, представленной на схеме;

сравнивать  схемы фигур, анализировать;

наблюдать за функцией базовых форм;

контролировать правильность и последовательность выполнения работы по схеме;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь  (работать  в паре и малых  группах);

находить необходимую информацию и использовать её при выполнении работы


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Оригами»

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

По плану

По

факту

Вводное занятие

1.

Базовые формы. Условные обозначения.    

1

2.

Базовые формы. Условные обозначения.    

1

Базовая форма «Квадрат»

3.

  Базовая форма «Квадрат».  Знакомство с формой.

1

4.

  Базовая форма «Квадрат». «Улитка»

1

5.

 Базовая форма «Квадрат». «Барбос»

1

6.

  Базовая форма «Квадрат», «Лягушка 2»

1

7.

  Базовая форма «Квадрат». «Голубь»

1

Базовая форма «Двойной треугольник»

8.

  Базовая форма «Двойной треугольник».  Знакомство с формой.

1

9.

  Базовая форма «Двойной треугольник». «Гризли»

1

10.

  Базовая форма «Двойной треугольник». «Георгин»

1

11.

  Базовая форма «Двойной треугольник». «Орел»

1

12.

  Базовая форма «Двойной треугольник». «Чайка»

1

Базовая форма «Двойной квадрат»

13.

  Базовая форма «Двойной квадрат». Знакомство с формой.

1

14.

  Базовая форма «Двойной квадрат». «Жар-птица»

1

15.

Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ.

1

16.

  Базовая форма «Двойной квадрат». «Шатл»

1

17.

  Базовая форма «Двойной квадрат». «Краб»

1

18.

  Базовая форма «Двойной квадрат». «Пеликан»

1

19.

  Базовая форма «Двойной квадрат» Лилия»

1

Базовая форма «Прямоугольник»

20.

  Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки».

1

21.

  Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки».

1

22.

  Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки».

1

Базовая форма «Воздушный змей»

23.

  Базовая форма «Воздушный змей». «Дерево».

1

24.

  Базовая форма «Воздушный змей». «Ёлочка».

1

25.

  Базовая форма «Воздушный змей». «Жираф».

1

26.

  Базовая форма «Воздушный змей». «Обезьяна»

1

27.

  Базовая форма «Воздушный змей». «Пингвин»

1

Базовая форма «Рыба»

28.

  Базовая форма «Рыба» Знакомство с формой.

1

29.

  Базовая форма «Рыба» «Воробышек»

1

30.

  Базовая форма «Рыба» «Петух»

1

31.

Базовая форма «Рыба» «Пингвин»

1

32.

Базовая форма «Рыба» «Кролик»

1

33.

Базовая форма «Рыба» «Царевна -лебедь»

1

Выставка работ учащихся.

34.

 

Составление альбома лучших работ

1

Итого

34 ч.



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

                                        Составитель: Юркевич Ольга Николаевна

                                        учитель начальных классов,

                                        высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2016 год

Пояснительная записка

        Программа занятий  внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «Удивительный мир слова» предназначена  для   обучающихся 2 класса   МБОУ «СШ № 21». Программа  разработана  на основе  авторской программы  Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой  «Удивительный мир слова»  (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)   Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

        Внеурочная  деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения  и правильной речи  как  показателя общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического  использования знаний.

        Программа внеурочной деятельности  ставит следующие задачи: 

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам  общения и деятельности.

        Актуальность программы  «Удивительный мир слов» заключается в том, что в содержании занятий  особое внимание уделено работе над  языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.  В процессе   изучения   данного  содержания обучающиеся получают знания об истории  русского языка,  рассматривают  памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании  языковых законов, потребности обучения  различным  способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию  личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых  высказываний. Деятельностный  подход,  используемый  на занятиях, не только развивает  познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения  курса русского языка.


Личностные,  метапредметные, предметные и воспитательные   результаты  

освоения программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

 Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности  при выполнении  разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности  суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:

Второклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки;
  • парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;
  • решать учебные и практические задачи;
  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова  по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно  списывать и писать по диктовку тексты объёмом 45-60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст  (с нарушением порядка следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корне слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне  слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слов (словарные слова, определённые программой);
  • разделительный твёрдый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-. До-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
  • раздельное написание предлоги  с другими словами (кроме личных местоимений).

Второклассник  получит возможность научиться:

  • устанавливать  значения суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделенными морфемами);
  • определять  способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать  за использованием  в тексте слов в переносном значении и синонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок;,  -ёнок;, -ок; -ек; -ик;. –ость;
  • применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить  её в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного на занятиях внеурочной деятельности  материала). 

Воспитательные:

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и  настойчивость в достижении результата;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учении.

Содержание  курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

с указанием организации и видов деятельности.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Мир полон звуков ( 6 часов)

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен  речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукозапись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Практическая и игровая деятельность:

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры «Доктор»  (произношение скороговорок), «Наборщик», «Произношение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект  «Как я говорил,  когда был маленьким;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

Участвовать  в обсуждении проблемных вопросов, формулировать  собственное мнение и аргументировать его;

анализировать  информации, представленной на рисунке;

сравнивать  произношение  гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением  в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь  (работать  в паре и малых  группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Азбука, прошедшая сквозь века ( 5 часов)

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, названия букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел

Особенности  древнерусского письма (оформление красной строки  и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Практическая и игровая деятельность:

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью  букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё»

Сравнивать названия,, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Всему название дано ( 5часов)

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают  свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым м орфографическим словарём русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Найти слово»,  «Отгадай по признакам;

мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению  при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью  заданных языковых средств;

осуществлять поиск информации  для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Как делаются слова (  7 часов)

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень – главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по их значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по их значению.

Решение лингвистических задач  и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Моделировать на основе полученной информации собственное высказывание о происхождении выбранного слова;

самостоятельно н необходимую находить информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать  пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать  словообразующие связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основе анализа делать  вывод о том, являются ли они родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять  значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе  связное монологическое высказывание.

Секреты правильной речи  ( 11 часов)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничение сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их разнообразие. Использование омонимов в речи.

слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение  фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицу»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,  «Собираю фразеологизмы»;

 .

Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение  слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного  решения  коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения  повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной  характеристики предметов при их сравнении;

наблюдать слова, сходные по звучание, анализировать  результаты их использования в юмористических  текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать  соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно  находить при сомнении  в правильности словоупотребления   необходимую  информацию в словарях и справочниках или общаться за помощью к учителю.


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Удивительный мир  слов»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Мир полон звуков ( 6 часов)

1

Звуки вокруг нас

1

2

Фабрика речи

1

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

1

4

Полоса препятствий

1

5

Рисуем звуками

1

6

Трудности словесного ударения

1

Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

7

Буквы старые и новые

1

8

Так считали наши предки

1

9

Страницы древних книг

1

10

Живая и весёлая буква алфавита

1

11

Загадки русской графики.

1

Всему название дано ( 5 часов)

12

Рождение языка

1

13

Сколько слов в языке?

1

14

Имена, имена, имена….

1

15

Увлекательные истории в самых простых вещах.

1

16

Словари – сокровищница языка.

1

Как делаются слова ( 7 часов)

17

«Дальние родственники»

1

18

Слова «готовые» и «сделанные»

1

19

Есть ли «родители» у слов:

1

20

Внимание, корень!

1

21

Такие разные суффиксы.

1

22

Когда нужно «приставить», «отставить»  и «переставить»

1

23

Что нам стоит слово построить?

1

Секреты правильной речи (11 часов)

24

Словарное богатство русского языка

1

25

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик»

1

26

Выбираем точные слова

1

27

Одно или много?

1

28

Когда у слов много общего?

1

29

Когда значения спорят?

1

30

Слова одинаковые, но разные

1

31

«Местные жители» и «иностранцы»

1

32

Как   рождаются фразеологизмы?

1

33-34

Выбор фразеологизма в речи

2

Итого:

34




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

2Д класс

на 2016–2017 учебный год

   Составитель:  Юркевич Ольга Николаевна

                               учитель начальных классов,

                                             высшей квалификационной категории

  Нижневартовск, 2016год


Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 2 классов МБОУ «СШ№21»

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г

Цель курса внеурочной деятельности:

  • развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 


Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты

освоение  программы  внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Личностные УУД:

  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
  • Стремление преодолевать возникающие затруднения.
  • Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  •  развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Кол-во часов

Формы организации

Виды деятельности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).

1

Мозговая гимнастика (2-3 мин)

Разминка (3-5 мин)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)

Весёлая переменка (3-5 мин)

Логически-поисковые задания (10-15 мин)

Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, предметы по цвету, форме, размеру.

Выделять черты сходства и различия, закономерности, признаки разных предметов.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям.

 Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, преобразовывать фигуры.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаки геометрических фигур.

Определять на глаз размеры предмета, главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Ориентироваться в пространстве.

Развитие концентрации внимания.

5

Тренировка слуховой памяти.

5

Тренировка зрительной памяти.

4

Развитие аналитических способностей.

1

Совершенствование воображения.

5

Развитие логического мышления.

3

Тренировка внимания.

5

Развитие быстроты реакции.

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Итого

34


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов 

По

плану

По

 факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания.  Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.   Графический диктант

1

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 

1

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 

1

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Совершен ствование мыслительных операций. Графический диктант

1

31

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

32

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

33

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

34

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  Графический диктант.

1

Итого:

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...