Социально-педагогический проект "Связующая нить поколений"
проект (3 класс) на тему

Кашпур Софья Евгеньевна

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

(А.Н. Толстой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashpur_s.e._proekt.docx96.22 КБ

Предварительный просмотр:

         

Автор: Кашпур Софья Евгеньевна

  учитель начальных классов

МОУ Лицея № 33

    Социально-педагогический проект:

       «Связующая нить поколений»

            Актуальность выбранной темы.

          Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

(А.Н. Толстой)

       Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, и в любое время, особенно, в современном постоянно меняющемся мире. В России вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». В последнее время происходит утрата духовно-нравственных  ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, жестокость, поклонение всему иностранному.  Наши дети зачастую не понимают литературную русскую речь,  но они с лёгкостью ориентируются в «дворовых» сленгах. Они заворожено смотрят американские фильмы, где зачастую россиян представляют в лучшем случае как малограмотных «лесных» людей.  Современные  подростки существуют как бы отдельно от исторического прошлого своей страны, не осознают  свою причастность к ней, воспитываются на чужих идеалах.       Изучение истории родной семьи, истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять воспитанникам, кто является истинным героем.

  • Мы стремимся воспитать гражданина-патриота, но сталкиваемся с отсутствием этого представления у детей и отсутствием этого стремления в семье.
  • Мы передаём детям систему знаний об историческом прошлом, но в детях не прорастает «зерно» патриотизма.

         Исходя   из   выявленных      противоречий   в   современной      теории   и   практике  патриотического  воспитания,    определена  следующая   проблема:  как создать  условия,  обеспечивающие   эффективность гражданско-патриотического      воспитания      младших  школьников.

Цель  проекта: создание условий для развития патриотических качеств личности.

Научно-методическое обеспечение проекта.

      В основе проекта лежит деятельностный подход в  воспитании обучении.

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым  и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.

 И в настоящее время в связи с введением ФГОС эта точка зрения  не потеряла своей актуальности. Ведущими педагогами и психологами доказано, что не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности  в процессе коллективной деятельности ребенка в предметном мире развивает личность ребёнка. Если же мы говорим  об индивидуальной деятельности, стоит учитывать, что такая деятельность только по форме считается таковой, а по сути, она также является результатом коллективной деятельности.

   Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

   По Л.С. Выготскому -   деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего разнообразие возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности, т.е.  установки на творчество. По словам  В.В. Давыдова: «Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности».

    Чтобы обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого ученика надо идти от внешних материальных (практических) действий к действиям внутренним. Учитывая возрастные психологические особенности младшего школьника, который только учится организовывать свою деятельность,  на первых этапах учащийся работает в группах под руководством учителя, который выступает в роли координатора деятельности. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно» - писал Выготский.

   

Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

    Деятельностный подход – это своего рода основа современного образования, помогающая ребёнку воспринимать и понимать мир, место человека в мире и обществе, как части этого мира.

I I . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

         Ведущая  идея  проекта: в учебном учреждении организовать воспитательный процесс, направленный на развитие патриотических чувств личности ребёнка на основе деятельностного подхода.

Гипотеза:  деятельностный подход в организации патриотического воспитания развивает устойчивые нравственные привычки.

Объект исследования: учащиеся первой ступени обучения.

Предмет исследования: нравственно – патриотические качества личности.

Длительность проекта: с 2010 – 2012 год.

Этап

Задачи

Ожидаемые результаты

Подготовительный

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
  • познакомить родителей с целями и задачами проекта; обсудить проект с родителями;
  • разработать модель взаимодействия всех участников проекта;
  • определить прогнозируемый результат;
  • выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
  • определить содержание деятельности всех участников проекта.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Создание благоприятных условий в семье для развития нравственных качеств личности ребёнка

Практическая реализация проекта.

  • планирующий этап

определение целей и задач детского проекта:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Совместное составление плана работы в виде ленты времени.

  • Воспитанники научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности,
  • задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничество с партнёром,
  • чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе;
  • научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Информационно-операционный этап

 Сформировать положительное отношение к истории своей страны и родного края; чувство гордости за свою Родину, ее победы;

Научить находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);

 научить выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных текстов;

сравнивать события, делать обобщения;

собирать краеведческий материал, описывать его, соотносить исторические события с датами, веком и лентой времени; рассказывать о ключевых событиях истории государства и об основных событиях истории своего края сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства;

Участие в гражданских акциях: «Зажги свечу», «Ветеран живёт рядом» 

 Сбор и оформление информации по темам:

  • У детей сформируется положительное отношение к истории своей страны и родного края;
  • чувство гордости за свою Родину, ее победы;
  • дети научатся находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);
  • выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных текстов;
  • сравнивать события, делать обобщения;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.
  • соотносить исторические события с датами, веком и лентой времени;
  • рассказывать о ключевых событиях истории государства и об основных событиях истории своего края
  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства;

Создание презентации:

«Улицы и площади Дальнего Востока, названные в честь героев войны 1812 года»

Создание альбома «Мне есть чем гордиться»

Рефлексивно-оценочный

Научить осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, адекватно оценивать как свою работу, так и работу сверстников; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров;  

Характеристика аудитории проекта.

   В классе 25 учащихся. Из них 10 девочек и 15 мальчиков. По социальному положению: в классе десять  человек живут в неполных семьях, трое детей – в малообеспеченных семьях, один ребёнок -  в многодетной семье, один ребёнок -  в  неблагополучной семье. По состоянию здоровья: в классе 1 человек имеет первую группу здоровья, 22 человека – вторую, на «Д» учёте состоит 3 человека.

 У большинства детей в классе сформировано положительное  отношение к школе. Ученики понимают значимость учения. 8 человек – высокий уровень мотивации, 14 – средний, 3 человека – внешняя мотивация.   Взаимоотношения в классе между детьми в большинстве случаев доброжелательные. Но некоторые дети плохо владеют навыками общения, могут вести себя агрессивно, проявлять жестокость по отношению к одноклассника

             Ребята 4-В класса активны. Ученики с интересом общаются как в школе, так и за её пределами. Они с удовольствием участвуют в воспитательных мероприятиях, различных акциях. Но уровень самостоятельности сформирован недостаточно, нуждаются в стимулировании со стороны взрослых. Ученики  с достоинством представляют свои достижения, полученные в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности: игра на музыкальных инструментах, мягкие игрушки, поделки, грамоты об участии в спортивных соревнованиях, конкурсах.  

                       

                   

         По результатам обследования психолога коэффициент удовлетворённости межличностными отношениями равен 52%. Уровень взаимности благополучный. В классе нет изолированных детей. Большая часть детского коллектива относится к предпочитаемым.

Формы организации проекта.

 Проведение внеклассных занятий, экскурсий, работа детей в группах, индивидуальная работа, поисковая работа в сети интернета на сайте obd-memorial.ru работа с привлечением родителей,  участие в сетевых проектах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы воспитания:

  • беседа, разъяснение, диспут, создание и анализ воспитывающих ситуаций, поручение, упражнение, приучение,
  • поощрение,
  • рефлексия, самоодобрение.

        Учитывая психологические особенности личности младшего  школьника на первых порах «вхождения»  в проект для формирования положительной мотивации организовывались экскурсии на рабочие места родителей, чья деятельность связана с ежедневным проявлением мужества и героизма (таллиннский истребительский полк им Суворова, пожарная часть № 11). Эта работа подвигла других ребят «похвастаться» деятельностью своих родителей. Ребята подготовили сообщения, организовали выставку, в которой были представлены не только рисунки и фото профессиональной деятельности, но и парафиново-стеариновые детали, которые выпускают их родители. Ребятам стало очевидно, что лётчик не сможет подняться в небо без труда фрезеровщика, конструктора, программиста, модельщика и др. Результат зависит от вклада каждого. А в результате же нашей общей работы появился альбом «Вклад родителей в развитие и процветание города».

       Для формирования чувства причастности к историческому прошлому своей страны организовывала участие детей в акциях: «Ветеран живёт рядом», «Зажги свечу». Во время акций ребята из первых уст слышали о событиях Великой Отечественной войны, увидели, как взрослые чтят память погибших. Эти действия послужили толчком к сбору информации о том, каким образом семья каждого ребёнка внесла вклад в великую Победу. На первых порах ребята опрашивали родителей, бабушек, дедушек, родственников, затем в 4 классе началась поисковая работа в сети интернет на сайте министерства обороны «Мемориал». Толчком в организации этой работы стал мой личный опыт. На протяжении многих лет моя мама ничего не знала о судьбе своего отца, кроме того, что он не вернулся с ВОв, только два года назад я сама смогла найти точные данные о своём деде Юшкове Иване Алексеевиче на сайте «Мемориал». Результатом совместной  работы коллектива стал альбом «Нам есть кем гордиться».

       В современных условиях особую роль в организации проекта играет сеть интернета. Так неоценимую помощь нам оказали организаторы всероссийского сетевого проекта «Недаром помнит вся Россия» на сайте «Началка», в котором наш класс принял участие. Мощным стимулом для ребят было участие именно во всероссийском проекте. Результат данной работы –  опыт в сборе и оформлении информации, опыт в развитии умения адекватно оценивать работу как свою, так и работу других отрядов. Ребята  приобщились к культурному наследию наших предков. Наглядно увидели результат работы всех отрядов, утвердились в том, что итог зависит от каждого участника.

 На этапе рефлексии ребята с помощью таблицы Знаю-Интересуюсь-Узнал сравнивали свой уровень развития до и после пректа.

                 

Методы диагностики.

  • составление словаря понятийных слов;
  • ранжирование;
  • сочинения;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседа.

                         Диагностика.

         Диагностика   была   начата     по   методикам    «Ранжирование» и «Составление словаря понятийных слов» М. Рокича,   которая   позволила   выявить   представления   учащихся   о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. (Приложение 1,2). Эта диагностика показала, что слова патриотизм,     настойчивость, долг, совесть, честь, гражданственность, ответственность, сдержанность, терпеливость, упорство присущи лишь единицам класса. Лексическое значение слов: гуманность толерантность – не понятны детям,  искажённое представление слов бескорыстие и высокомерие.

         Учитывая особенности диагностики        по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В.Григорьева (Приложение 3) (большое количество вопросов, 9 возможных ответов), а также рекомендации авторов о нежелательном использовании данной методики для одного ученика более двух раз, диагностика проводилась в        конце   3    класса и  во втором полугодии 4 класса. Рассмотрим некоторые характеристики из данной методики, относящиеся к теме проекта.

                     Прогноз возможных негативных последствий.

       В силу причин, не все дети могут похвастаться героическим прошлым своих родных, отсюда у некоторых ребят может развиться отчуждённость от коллектива, поэтому учителю необходимо предвидеть эту ситуацию и найти возможность для реализации успешной деятельности каждого ученика в этом проекте.

    Пути коррекции негативных ситуаций:

  • задание для учащихся на поиск однофамильцев в базе данных http://obd-memorial.ru/
  • привлечение данных участников в качестве оформителя, хранителя времени, составителя викторин для другой группы, экспертов работы группы и др.
  •  сбор и подготовка доступного материала.

 Ещё одним из «подводных камней» проекта является использование  интернета. Для того, чтобы ребёнок не попал на сомнительные  сайты, необходимо провести работу обучающего характера по теме «Безопасный интернет», координировать деятельность ребят в сети интернета. (Считаю, что организовывать такую деятельность лучше в школе)

Рефлексия.

В работе над проектом принял участие весь класс. По результатам диагностики можно увидеть положительную динамику в развитии нравственных качеств учащихся. Одним из ярких примеров качественных изменений произошедших в личности ребёнка, является привлечение к активной деятельности учащегося из социально-неблагополучной семьи, который, не понимая значения слов, в шутку говорил: «Хай, Гитлер». Во время работы над проектом мы сначала нашли его однофамильцев, которые погибли или пропали без вести в годы ВОв (их оказалось больше 100!), на следующий день он принёс уже точный список своих родственников, и из четверых, мы нашли данные на троих с точными данными о гибели, о месте захоронении. Это так поразило подростка, что он активно включился в коллективную деятельность. В муниципальном конкурсе «Академия военных наук» он возглавлял команду нашего класса, и ребята заняли 1 место!

         В своих сочинениях ребята писали:

  «… Мой прадед был мужественным, сильным, добрым. Я думаю, что когда вырасту -  буду таким же..»

 «… Я горжусь своим прадедушкой, потому что он воевал с фашистскими оккупантами…»

«…Я узнала, что мой прадед был стойким, мужественным, умным и добрым. Он не сдавался и бился до конца…»

«…Летом 1941 года мой прадед ушёл защищать нашу Родину. Воевал он год и три месяца. В конце октября его родителям пришла похоронка. Несмотря на то, что мой прадедушка не дошёл до Берлина, я горжусь им….»

«… мы гордимся тем, что у нас был такой мужественный и  храбрый прадедушка…»

«… Мой дед  не принимал участие в военных действиях 1941-1945 годов, потому что был главным инженером по строительству железных дорог и аэродромов….. своим трудом он тоже внёс вклад в Победу…»

«…Я думаю, что качества характера моего прадеда перейдут ко мне…»

Литература:

  • Степанов  П.В.,  Григорьев,  Д.В.  Диагностика  и   мониторинг  процесса  воспитания  в  школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
  • Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982,

  • Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. – Рыбинск, 1997,
  • Бычков А.М. Метод проектов в современной школе. М., - 2000
  • Журнал «Начальная школа плюс», № 1 2001г.

Ссылки:

https://docs.google.com/file/d/0B2eKtphASRqZYjEwMjlhZGYtYmY4Ni00OGE2LWJkYmEtMTk4NGE5YWJiYjc4/edit 

  • фото с экскурсии в истребительный полк им. Суворова

https://docs.google.com/file/d/0B2eKtphASRqZNzIwYzIzMjMtOTY4Yi00ZmYzLWFlNjEtZWNkZWM3YzllOGM4/edit 

  • фото с экскурсии в ПЧ № 11

https://docs.google.com/open?id=0B2eKtphASRqZbTdJQkNpUENSakdNUm82cEZrYi16QQ 

Приложение 1

Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.

Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность,  выдержка, творческое отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие, сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм. Необходимо записать слова в три колонки:

  • самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
  • слова, которые присущи тебе;
  • слова, не значимые для тебя.

Анализ полученных данных позволит установить и проанализировать причины расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Приложение 2

Тест « Составление  понятийного словаря»

Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.

Ход эксперимента:

1 уровень - располагают в две колонки: а) понятные слова по данной теме; б) непонятные слова.

2 уровень – расположить понятия в две колонки: А) позитивные понятия; Б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя). Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.

Приложение 3.

Диагностика        по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В.Григорьева.

Каждый из опросников состоит из 91 утверждения, к которым подростки могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися  в  опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений – 91 – объясняется следующим образом: на каждую из 13 ценностей (точнее, объектов ценностного отношения), представленных в таблице, нами разработано по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.

При отборе материалов для предлагаемого вам диагностического опросника мы руководствовались следующими принципами:

- содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;

- формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно;

- текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты;

- тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.

Разумеется, опросник можно использовать для оценки текущего (статичного) состояния ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе. Но поскольку личностный рост – явление динамическое, то и разработанный опросник необходимо задействовать, на наш взгляд, для выявления динамики развития личности школьника (его личностного роста или личностного регресса).

В этой связи опрос, на наш взгляд, целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз – в начале, второй – в конце. Это позволит педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, то есть проследить возможную динамику личностного роста. У этого способа проведения опроса есть один недостаток: если предлагать опросник одним и тем же детям более двух раз, у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Однако думается, творческий педагог сможет найти выход из данного затруднения. трудность также преодолима.

Ниже мы приводим тексты опросников, бланки ответов и общую для них технику обработки и интерпретации результатов.

Опросный лист для учащихся.

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или –4).

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
  4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
  5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
  7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
  8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
  9. Глупо рисковать ради другого человека.
  10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  11. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.
  12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
  13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
  14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  15. Мне повезло, что я живу именно в России.
  16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
  17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
  18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
  19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
  21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
  22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  23. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
  25. Я часто недоволен тем, как я живу.
  26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
  27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя более свободным.
  28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
  29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.
  31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
  32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  33. Учеба – занятие для заумных «ботаников».
  34. Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
  35. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
  36. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из других мест.
  37. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
  38. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
  39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
  40. Я горжусь своей фамилией.
  41. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
  42. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать деньги.
  43. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
  44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  45. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
  46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
  47. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
  48. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
  50. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  51. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
  52. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
  53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  54. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится все время вставать.
  55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  56. Уступить в споре – значит, показать свою слабость.
  57. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
  58. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
  59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  60. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
  61. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
  62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  63. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
  64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
  65. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
  66. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
  67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
  68. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
  69. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.
  70. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
  71. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже взрослый.
  72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
  73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  75. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
  77. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
  78. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
  79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
  81. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
  82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо – его количество можно было бы уменьшить.
  83. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
  84. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
  85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое – на это есть школа.
  86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
  87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
  88. Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
  89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
  90. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
  91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.

Бланк для ответов

1

14

27

40

53

66

79

2

15

28

41

54

67

80

3

16

29

42

55

68

81

4

17

30

43

56

69

82

5

18

31

44

57

70

83

6

19

32

45

58

71

84

7

20

33

46

59

72

85

8

21

34

47

60

73

86

9

22

35

48

61

74

87

10

23

36

49

62

75

88

11

24

37

50

63

76

89

12

25

38

51

64

77

90

13

26

39

52

65

78

91

Фамилия, имя (Ты можешь указать по желанию)_______________

___________________________________________________________

Обработка результатов

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.

2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.

3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.

4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.

5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.

8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.

11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.

12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.

13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на противоположный.

Интерпретация результатов

Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это – тенденция, повод для вашего педагогического размышления.

В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.

В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка. Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь – точка его личностного роста (или регресса).

И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

Если вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста, предельно тактичны. Помните: вы не судите, вы размышляете!

1. Отношение подростка к семье

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

2. Отношение подростка к Отечеству

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)  подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) – можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то, за что можно получить дивиденды.

3. Отношение подростка к Земле (природе)

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

4. Отношение подростка к миру

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)  у подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)  можно предположить, что для подростка не существует альтернативы  переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью - с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.

5. Отношение подростка к труду

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет  в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа  удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

6. Отношение подростка к культуре

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань  силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины  лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

7. Отношение подростка к знаниям

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – перед вами  любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в, казалось бы, очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил  значит, не нажил неприятностей).

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

8. Отношение подростка к человеку как таковому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят»  это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  ценность человека может быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он скорее всего выберет первое.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой»,  скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.

9. Отношение подростка к человеку как Другому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток  подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)  подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него  лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.

10. Отношение подростка к человеку как  Иному

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

11. Отношение подростка к своему телесному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот,  в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.

12. Отношение подростка к своему душевному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.

13. Отношение подростка к своему духовному «Я»

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но  в  своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность  в  себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы  в  пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток ощущает себя «пешкой»  в  окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит  в  силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни – не высовываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.

Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития....

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

«История социальной педагогики» Тема: Социально-педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого

Проблема воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в настоящее время, интересовала многих выдающихся российских педагогов, профессионально занимавшихся воспитанием в различных учебных завед...