Программа работы экологического отряда "Лесная поляна" в летнем оздоровительном лагере дневного прибывания на базе школы
рабочая программа на тему

Карпинская Татьяна Николаевна

Программа работы экологического отряда "Лесная поляна" в летнем оздоровительном лагере дневного прибывания на базе школы с пояснительной запиской, целями, задачами, планированием и системой поощрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

Начальник лагеря:

ПРОГРАММА

экологического отряда детского летнего лагеря

дневного пребывания «Лес»  

 «Лесная полянка»

Составил:

Карпинская Т.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ №7»,

        

2017 год

        I. Пояснительная записка

 

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, укрепление здоровья. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания.  Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Создание  отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Новизна данной программы заключается в том, что   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания,  действует латентный характер помощи и поддержки детей.

Цель программы:

Расширение знания обучающихся об окружающей живой природе, выработка  бережного отношения к ней, организация  оздоровления   ребят.

Задачи:

  • Расширить  экологические  знания, полученные  при изучении школьных предметов;
  • Формировать  у учащихся активное  и ответственное  отношение  к окружающей среде;
  • Создать  условия для активного отдыха и оздоровление детей;
  • Развивать  творческие  и коммуникативные  способности  учащихся.

Принципы:

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

  

Участники программы

Отряд  комплектуется из числа учащихся 4-5 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 20 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы

  • тематические программы;
  • - познавательные игры и викторины;
  • - спортивные игры и соревнования;
  • - социальные акции;
  • - экскурсии и поездки
  • - мастер-классы;
  • КТД
  • - изготовление поделок, гербариев;
  • концерты, фестивали, акции.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня экологической культуры.

- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

- Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.

- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.

- Развитие лидерских качеств.

Содержание и средства программы

Направления:

  1. Правила поведения в природе
  2. Лес, луг, пруд. Знакомство с окрестными экосистемами.
  3. Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
  4. Охрана окружающей среды  

Этапы реализации программы

1 этап. Организационный. Включает в себя знакомство, налаживание дружеских отношений, знакомство с содержанием программы, легендой

2 этап. Основной. Реализация программы. Включает в себя систему мероприятий и дел согласно выбранным направлениям работы для достижения поставленных целей.

3 этап. Итоговый. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Система мотивации и стимулирования.

Вся жизнь в отряде будет подчиняться правилам общелагерной игры «ЛЕС», но в отряде также будут свои правила. Основная идея «Лесная полянка». Так и будет называться отряд. Участники в течение смены могут зарабатывать себе «бонусы», которые в конце будут подсчитывать и обмениваться на призы и сувениры.

В качестве вышеупомянутых поощрений будут выступать:

За участие в общелагерном мероприятии – грибочек;

За участие в отрядном мероприятии – ягодка;

За выполнение отдельного поручения и общую активность – цветочек.

Полученные «плоды» ребята помещают на отрядную поляну, тем самым в течение смены оформляя её. Каждый жетон подписывается. В завершении работы отряда, каждый сможет образно собрать полное «лукошко» лесных даров. В итоге к концу смены мы видим результат отдельно каждого ребёнка и отряда в целом.


План-график реализации программы

1 день

  • Открытие лагеря «ЛЕС»
  • «Давайте познакомимся!» (игры на сплочение)
  • Оформление отрядной комнаты
  • Начало отрядной игры «Лесная поляна»

2 день

  • Игра «Лесные братья» 
  • «Экологический калейдоскоп» развлекательная игра

3 день

  • Мероприятие в ДК (мультсборник)
  • Интерактивная игра «В мире животных»
  • Конкурс рисунков «Несуществующее животное или АБРАКАДАБР»

4 день

  • Поездка на каток
  • Викторина «Экология в сказках»
  • Минутка здоровья «Солнечный удар»
  • Игра «12 записок»

5 день

  • Викторина о деревьях «Лесная полоса»
  • Лесная акция. Путешествие+ мастер-класс «Деревянная одежда»
  • Зелёный десант «Уборка берега пруда»

6 день

  • Конкурс рисунков
  • Фотокросс «Насекомые»
  •  Мастер-класс «Бумагопластика»

7 день

  • Первенство лагеря по пионерболу
  • Лесная социальная акция «Пусть лес останется чистым» (Листовки)

8 день

  • Мероприятие в ДК (Спектакль «Антошка и гармошка»)
  • «Зелёный огонёк» – интерактивная игра по ПДД

9 день

  • Поездка на каток
  • Конкурс презентаций «Самый загадочный в мире зверь»
  • Подготовка к вокальному конкурсу
  • Минутка здоровья «Гимнастика для глаз»

10 день

  • Мероприятие в поселковой библиотеке «Экоквест»
  • Зелёный десант. Акция «Дорога в школу»
  • Игра «Разноцветное настроение»

11 день

  • Театральная поляна
  • КТД «Пластилиновая фантазия. Лесные мотивы»
  • Мероприятие «Сюрприз шоу»

12 день

  • Фотокрос «Животные»
  • Час весёлых состязаний (Спортивная программа)
  • Вокальный конкурс «Музыка леса»
  • Экологическая игра «Капелька»

13 день

  • День памяти и скорби («Животные в годы войны»)
  • Военно-спортивная игра «Зарничка»
  •  «Экоручки» - подготовка к показу мод.

14 день

  • Экскурсия на очистные сооружения посёлка
  • Минутка здоровья «Как снять усталость ног»
  • Лесная социальная акция «Мода из мусоропровода»

15 день

  • Закрытие смены Игра «Последний герой»
  • Подведение итогов отрядной игры «Лесная поляна»


Литература

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  3. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  4. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  5. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  6. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  7. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  8. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  9. Экологическая сказка о том, как колобок  в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  10. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  11. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  12. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  13. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  14. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  15. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  16. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  17. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005
  18. Непомнящий Н.Н.100 великих загадок живой природы. – М.: Вече, 2007.
  19. Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
  20. Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10
  21. Ресурсы Интернета


Приложение 

Эмблема

Девиз:

На лесной полянке каждый день гуляем,
Бабочек не ловим, цветочки не срываем.
Мир такой чудесный, и такой прекрасный!
Нам здесь интересно, легко и безопасно!

Гимн (песня на мотив «Ничего на свете лучше нету..» из м/ф «Бременские         музыканты»).

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзья, поляну эту.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Вместе одолеем все дороги.

Мы своё призванье не забудем.

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Чтоб природу сохранить навеки.


Примерные сценарии мероприятий

Тропа доверия

ХОД ИГРЫ:

1 ЭТАП: «ПОСИДЕЛКИ»

Задание: Участникам команды необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях.

2 ЭТАП: «НОМЕРКИ»

Задание: Члены команды, прейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к проводящим этап. Судьи прикрепляют за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 12) участникам команды, после чего просят повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 12.

3 ЭТАП: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Задание: Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.

4 ЭТАП: «ТРОПА ДОВЕРИЯ»

Задание: На асфальте рисуется весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков пришедшей на этап команды завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках помогают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах.

5 ЭТАП: «ПЕРЕПРАВА»

Задание: На этапе «Переправа» команда, должна переправится через веревку, натянутую на определенной высоте над землей. При этом совершенно нельзя касаться веревки, если все же это произошло, то вся команда возвращается на стартовую линию и начинает весь процесс сначала. Высота веревки регулируется в зависимости от возраста участников: чем они старше, тем веревочка выше. Для самых старших отрядов высота должна быть такой, чтобы ее невозможно было бы просто перепрыгнуть всем игрокам команды и это предполагало бы взаимопомощь при преодолении это препятствия. Обратите внимание на то, что это самый травмоопасный этап и на него нужно ставить опытных вожатых или инструкторов спорта. Желательно «Переправу» проводить на газоне или в лесу на очищенной от посторонних предметов поляне.

6 ЭТАП: «УЗЕЛКИ»

Задание: Перед началом этапа команда выстраивается в шеренгу. Перед ней лежит веревка, на которой завязаны на равноудаленном расстоянии три обычных узла. Все игроки вытягивают левые руки вперед и одновременно поднимают веревку до уровня пояса. Задача: не разжимая левые руки при помощи правых развязать узлы. Для проведения этого этапа желательно использовать туристические веревки сечением 8 или 10 мм, но никак не бельевые.

7 ЭТАП: «МЯЧИК»

Задание: Знакомое для всех задание. Команда выстраивается в шеренгу, лучше по принципу «мальчик-девочка». Задача: не используя руки передать мячик зажатый подбородком от первого игрока до последнего. Если мячик падает задание начинается выполняться заново.

8 ЭТАП: «ПОБЕДНЫЙ КЛИЧ»

Задание: Команда берется за руки и не разжимая их пролазит через три, лежащих на земле обруча, после чего должна всем составом встать в нарисованный на земле небольшой круг и придумав себе боевой клич прокричать его трижды. На этом игра для данной команды завершается, а капитан команды отдает маршрутный лист судье последнего этапа.

Мигалки

Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.

Себе — соседу

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все. одновременно выполняют движения и произносят: «Себе — соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Печатная машинка

Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.

Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

Темп

Как и предыдущая, эта игра способствует сосредоточению внимания, развивает умение действовать группой, но проходит более динамично и энергично. Все игроки садятся в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Ведущий задает темп: два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только удается установить единый ритм, вводятся слова. Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раза свой номер: «Один, один» и делает два щелчка пальцами; затем, хлопнув по коленкам первый раз, произносит свой номер, после второго — произносит номер игрока, которому передает слово, например: «Один, три». Теперь игрок под номером 3, не выходя из общего темпа, ведет игру. Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать слово, чтобы игроки запомнили темп и правила игры, а потом делать это вразнобой, постепенно убыстряя темп.

Голоса животных

Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков —- найти партнера по голосу выбранного животного.

Человеческий альянс

Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.

Импульс

Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

Останься незамеченным

На местности с густой травой и кустарником на расстоянии 100-150 м от места нахождения группы играющих устанавливается флажок. Около него встает руководитель. Играющие по команде ползут к флажку, стараясь остаться незамеченными руководителем. Тот, кто будет им обнаружен, поднимается и остается на том же месте до конца игры. Через некоторое время руководитель дает свисток, по которому все остальные поднимаются. Победителем объявляется тот, кто оказался ближе к флажку.

Север, юг, запад, восток

Играют 10-15 человек, построенные в две шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу или по солнцу руководитель указывает играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называет какую-либо сторону горизонта, например север, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Наблюдатели

Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая панорама и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ — очко.

Опоздал — шаг назад

На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде «Разойдись» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись». Кто встает последним, тот делает шаг назад на другую линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения игры 5-7 раз.

Знаки в лесу

Играющие идут по лесу за руководителем игры и внимательно присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя определенное расстояние, руководитель оставляет играющих на месте, а сам возвращается к исходной позиции прежней дорогой. Свой путь он отмечает различными знаками, которые не бросаются в глаза: кладет на землю мелкий пучок травы, надламывает сухую ветку дерева, разбрасывает сорванные листья, мелом ставит крестик на коре дерева и т. д. Всего делает отметки в 12 местах и записывает, какие следы оставил. Придя к исходному пункту, дает сигнал, по которому играющие отправляются в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные руководителем. Когда все ребята соберутся, им предлагается записать, какие знаки они видели на дороге. Выигрывает тот, у кого список окажется более полным.

Кто быстрее доставит пакет

На участке местности намечают два-три маршрута. Составляется схема движения по каждому из них, на которой обозначаются участки движения по азимуту, ориентирам и обозначенным флажкам, ветками, засечками на деревьях. Для этого маршрут вычерчивают на бумаге, делят его на участки, определяют азимут каждого звена, измеряют его длину в шагах. На исходном пункте каждому отряду вручают пакет и ставят задачу быстрее доставить в штаб. По команде группы начинают двигаться параллельно на расстоянии 200-300 м. Выигрывает та группа, которая первой достигнет конечного пункта и вручит пакет посреднику.

Примечание. Игра может быть проведена как для нескольких отрядов, так и для групп одного отряда.

Зеленая ракета

В этой игре проверяется умение ребят собираться по тревоге, читать следы, маскироваться, бесшумно двигаться по пересеченной местности, их смекалка, находчивость и выносливость в пограничной службе.

На заставе (в месте проведения игры) взвивается флаг или дается ракета зеленого огня — сигнал тревоги, звучит сигнал «Тревога». Отряд собирается на плацу, командир докладывает о сборе.

Из отряда заранее выделяется 2-4 человека, которые являются нарушителями границы. В установленном месте они нарушают усло'вную границу, преодолев контрольно-следовую полосу и оставив на ней хорошо заметные следы. Каждый из них идет по своему, ранее определенному маршруту, не выходя за пределы участка игры. Их задача — пройти незамеченными заслон и передать шифрограмму руководителю в определенном месте. Нарушители не знают о точном местонахождении заслонов. В пути они оставляют 5-6 заметных следов.

Командир отряда ставит задачу своему отряду. Выделяется поисковая группа 3-8 человек, в зависимости от числа нарушителей. Она должна най контрольно-следовой полосе обнаружить следы и определить, сколько прошло нарушителей, направление их движения, после этого разыскивать нарушителей до полного уничтожения или задержания. Остальные члены отряда выдвигаются бесшумно в заслон и маскируются. Они должны не допускать прорыва нарушителей, вовремя заметить их и задержать. При обыске задержанных необходимо найти шифрограмму. В заслоне ребята располагаются так, чтобы между ними была связь. Устанавливаются сигналы взаимодействия, а также пароль для опознания друг друга. Преследовать нарушителей надо бесшумно, не оставлять охраняемого участка, ибо этим могут воспользоваться другие нарушители и пройдут по неохраняемому участку.

Игра заканчивается, когда будут задержаны все нарушители. Организатору этой игры важно точно распределить время выхода нарушителей, поисковой группы и заслона. При подведении итогов нужно отметить положительные и отрицательные поступки отделений при сборе и по тревоге, действия заслона, поисковой группы, нарушителей.

Индикатор

Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 8 до 20.
Возраст: от 13 лет.
Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».
Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

Верёвочка

Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).

Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Космическая скорость

Цель игры – передать мяч из рук в руки за .. секунд (3, 5,15). Обязательное условие: чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать, т.е. надо подбрасывать/кидать кому-либо.

Ходящий квадрат

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
— Квадрат пошел влево — квадрат идет влево.
— Квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— Квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее…

Покажи

Возраст: младшие отряды

Необходимо изобразить что-то, используя всех участников команды, например: электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор и т.д.

Пальцы

На счет «три» все участники выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинуть одно и тоже число. Также можно играть в «камень-ножницы-бумага», чтобы все в итоге выбрасывали что-то одинаковое.

Фломастер

Ребята встают в круг, и держат фломастеры или карандаши пальцами, сверху — левая рука одного, справа — правая другого. Задача ребят — присесть и встать, не уронив ни одного фломастера, также можно варьировать задания, усложняя их.

Воздушные замки

Старший возраст

Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню.

Летающее яйцо

Старший возраст

Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. Каждой группе выдается набор для сооружения «спасательной конструкции»: 2 пластиковых стаканчика, несколько пластмассовых трубочек, несколько листов бумаги, скотч, 1 пластиковая тарелка или мусорный пакет, а также по 1 сырому яйцу.

За 15 минут каждой команде необходимо сконструировать такую конструкцию, чтобы в ней можно было скинуть яйцо с большой высоты, и оно не разбилось.
В конце игры проверяется результат работы каждой команды: яйца по очереди сбрасывают с большой высоты, затем открывают «спасательную конструкцию», проверяя, разбилось яйцо или нет.

Сплетня

Выбирается 3-4 человека, которые уходят за дверь. Им предстоит, заходя в кабинет, передавать информацию друг другу. Ведущий первому участнику читает текст 1 раз.  Затем в комнату заходит следующий участник, которому первый рассказывает всё что запомнил. Второй участник передаёт полученную информацию третьему и т.д. После выполнения этого задания последним участником ведущий зачитывает первоначальный  текст. А потом спрашивает: «Ребята! Вам эта игра, что-то напоминает?» Ответы ребят. Ведущий: «Вот именно так распространяются сплетни. Поэтому прежде чем передавать полученную информацию, убедитесь, что вы её поняли правильно. А то вы станете разносчиками сплетен».
Примерный текст: В одной из московских квартир обитал дрессированный шимпанзе Иннокентий, одетый в желтую майку, синие шорты и красную кепку. Однажды через форточку в квартиру влез вор и стал открывать ящики шкафа, в надежде найти какие-либо ценные вещи. И тут из-за угла высунулось дуло ружья и появился козырёк кепки, а за ним и появился  сам шимпанзе с оружием в руках. Вор от неожиданности выронил из рук ящик и всё содержимое с грохотом высыпалось на пол. Не понимая, как поступит животное дальше, вор моментально вытащил сотовый телефон, набрал номер милиции. Ровно через 20 минут появились сотрудники милиции. Они выменяли у шимпанзе ружьё на банан, а вора забрали в отделение.

«У-аа, а-у…» (игра на раскрепощение).

Играющие стоят в кругу. В центре ведущий. Ведущий и игроки произносят слова.
Ведущий: Хей!
Игроки: Хей!
Ведущий: Как дела?
Игроки: Окей! ( жест «классно»)
Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (называет какое-либо существительное или словосочетание)
Игроки: Что вы сказали?
Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (повторяет сказанное)
Игроки: Что вы сказали?
Ведущий: А я сказал(а)… (показывает как изображать то, о чём он(а) говорил(а), сопровождая словами) у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у ещё раз; у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у молодцы!
Ведущий вместо себя выбирает человека из круга и он становится ведущим.

Найди признак

Водящий уходит за дверь, все остальные делятся на 2-3 команды по какому-либо признаку – по причёскам, по деталям одежды и т.п. Например, в одном команде игроки с часами, в другой – без.  Когда команды разделились, водящий заходит. Он должен догадаться, по какому признаку они разделены.

Можно водить вдвоём или втроём. Каждый должен проявить максимум наблюдательности.

Себе-соседу

Все участники встают в круг. Выбирается водящий, который занимает место в центре круга. Остальные участники ставят перед собой полузакрытую ладонь левой руки, а пальцы правой руки собирают все вместе. У одного из участников в ладони находится мелкий предмет – кольцо или монетка. Участники все вместе начинают движение правой рукой из своей левой ладошки, и говорят при этом «себе соседу». Все участники стараются незаметно передавать по кругу этот предмет. А ведущий старается угадать, у кого в данный момент этот предмет. Для этого он говорит: «Стоп!» и все игроки замирают. Ведущий показывает рукой на человека, у которого, по его мнению, в руках находится предмет. Если ведущий угадывает, то участник с предметом  и ведущий меняются местами. Если ведущий не угадывает с третьей попытки, то все игроки придумывают для него любое творческое задание, а он его выполняет. И следующий ведущий выбирается по желанию или по считалке.

Путаница

Все встают в круг. Вытягивают руки вперёд и схватывают ими любых соседей, кроме рядом стоящих. Таким образом, все запутываются. Задача, не расцепляя рук распутаться. Игра завершена в том случая, если все при распутывании оказались в кругу (спиной или лицом не важно), или образовали несколько кругов, или оказались стоящими в спирали (круг в круге).

Телепатия

Ведущий говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Телепатия», в ходе которой я научу читать мысли. Только для этого мне необходимы добровольцы (3-5 человек), желающие, чтоб их мысли были прочитаны. Но только я буду учить читать мысли по поводу ваших любимых блюд».

Добровольцы выходят за дверь, где им ведущий сообщает, что каждому из них необходимо вспомнить его любимое блюдо. Желательно, чтоб блюда не повторялись.
Пока добровольцы договариваются за дверью по поводу блюд, ведущий сообщает всем остальным игрокам секрет «телепатии». Он заключается в том, что доброволец входит и  сообщает своё любимое блюдо на ухо ведущему. После чего ведущий начинает перечислять различные блюда. А игроки после каждого блюда говорят: » Нет!» до тех пор, пока не услышат любое кушанье из картошки (пирожки с картошкой, картофель фри, картофельная запеканка и т.п.). Следующее кушанье и есть любимое блюдо добровольца. Например, доброволец  Миша загадал » жареная картошка».
Ведущий перечисляет: «Миша любит плов?» Все играющие хором говорят: «Нет!». » Миша любит вермишель с грибами?» Все: «Нет!». » Миша любит вареники с картошкой?» Все: «Нет!» » Миша любит жареную картошку? Все: «Да!» Потому что знаком для положительного ответа стали «вареники с картошкой».  Задача добровольцев понять принцип угадывания мыслей.
Добровольцы могут входить в комнату по одному, а могут и все вместе. Но при этом ждать своей очереди «чтения мыслей».
«Телепатировать» можно не только мысли о любимых блюдах, но и о подарках на день рождения, о любимых животных и т.п. Только договоритесь после, какого слова будет загаданная мысль.

Посланники

Из числа игроков выбираются 2-3 человека, которым необходимо узнать все о жителях внеземной цивилизации (это остальные игроки). Для этого «посланникам» нужно придумать 7-10 вопросов, на которые жители смогли бы отвечать только «да» или «нет». На составление вопросов им отводиться три минуты (они для этого отходят в сторону или за дверь). В это время всем остальным даётся инструкция о том, что они представители внеземных цивилизаций. И на все вопросы «посланников» имеют право отвечать только «да» или «нет». Ответ на вопрос зависит от того, улыбается ли человек в тот момент, когда задает вопрос. Если улыбается, то все жители внеземной цивилизации хором отвечают «да», если не улыбается – «нет».

После окончания игры «посланникам» задаются вопросы:
1. Много ли информации они получили от местных жителей?
2. Поняли ли вы, в каких случаях жители отвечали «да» и «нет».

Вывод:  Дружелюбие и улыбка помогает нам в общении с людьми.

«ТАНЕЦ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление, воображение, любознательность и способность идентифицировать себя с животными и растениями.

Процедура игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края).

 «ПОГОДА»»

Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ, синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение рассказов из книги «С любовью к природе».

Оборудование: карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, ураган, град, яркое солнце)»

Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (двигательно) отреагировать на сигнал.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.

Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природ ном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с роль (с помощью движений и мимики).

В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.

"Цепочка"

Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы - растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар -сахар белый - белым бывает снег и т.д.

"Разведчики"

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".

«В ЗООПАРКЕ»

Цель игры: развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные.

«СОВА»

Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных.

Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака, закрякает как утка, замычит как корова, заржет как лошадь...).

"Теремок"

        У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.

Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.

"Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель произносит слово "птица" и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно.

«МИР ПТИЦ»

Игровая задача: на основе представлений детей о способах питания птиц (травоядные, хищные) развивать познавательные процессы (внимание, память). Развивать воображение, умение передавать повадки различных птиц языком движений.

Предварительная работа: экскурсия в лес, чтение произведений В. Бианки, К. Коровина, Э. Сетон-Томпсона.

Оборудование: шапочки-маски с изображением травоядных (12) и хищных (4) птиц.

Игровое правило: тот, до кого дотронулась хищная птица, считается пойманным — выходит из игры.

Ход игры:

1.        Воспитатель: «Ребята, на нашей земле очень много птиц. Все они разные: по
величине, по месту обитания, по способу питания».

Сегодня я вам принесла шапочки-маски. Какие птицы на ней изображены? На какие две группы мы можем их разделить? К ведут себя птицы-«вегетарианцы», когда появляется хищная птица? Ребята, хотите поиграть?

2.        Дети делятся на две группы:

группа (10-12 человек) — травоядные птицы;

группа (5—6 человек) — хищные и травоядные птицы.

Первая группа остается в группе. Вторая уходит.

3.        Воспитатель: «Только не забывайте, что маски у нас волшебные: как только вы их
надеваете, то сразу становитесь птицами. Значит и вести себя должны, как птицы».

Дети первой группы «летают» под музыку, подражая повадкам своих птиц. Внезапно «влетает» представитель второй групп (их появление регулирует воспитатель). Реакция детей зависит того, какая птица влетает: если травоядная — продолжают летать, если хищная — то бегут на скамейку.

4.        В конце игры воспитатель подводит итоги, оценивая деятельность детей
(имитационно-подражательную и по выполнению правил), давая необходимые
разъяснения.

По такому принципу организуются подвижные экологические игры «Мир животных», «Мир рыб».

То налево, то направо,

То листочками играл (дети трясут кистями рук, медленно опуская их вниз).

птицы

Перед игрой воспитатель предупреждает: «Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, — дайте мне знать. Можно топать или хлопать».

Воспитатель:

Прилетели птицы: Голуби, синицы. Мухи и стрижи.

Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно? Дети: Мухи!

Воспитатель: А мухи кто? Дети: Насекомые. Воспитатель:

Прилетели птицы: Голуби, куницы...

Если дети не обратят внимание на слово «куницы», воспитатель останавливается и, шутя, заостряет внимание на этом.

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи,

Комары, кукушки

Дети топают. Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

ХОРОВОД ЛЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

Оборудование: шапочки с изображением лесных растений: земляники, ежевики, подосиновика, ореха.

Ход игры. Ведущий предлагает отгадать загадку.

Богатырь стоит богат.

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Найдя ответ, дети делятся на 4 группы и с помощью считалок выбирают исполнителей ролей лесных растений, надев головные уборы. Эти ученики отходят в сторону, а весь класс образует хоровод, напевая:

Мы пойдем, пойдем, пойдем. Землянику мы найдем. — 2 р.

Дети медленно идут по кругу. На слова:

Земляника-ягода,        Земляника-ягода,

Как же ты красна!              Как же ты вкусна!

они поднимают руки, образуя ворота, а «земляника» проходит через них в круг. Со словами:

Земляника-ягода, Руку нам давай. Земляника-ягода, В хоровод вставай!

размыкают руки и вытягивают их вперед. «Земляника» становится в круг, беря за руки своих соседей. Все остальные также размыкают руки, и хоровод продолжается.

Следующие слова дети сопровождают движениями по аналогии с теми, какие делали вначале.

Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Ежевику мы найдем — 2 р.

Ежевика-ягода —

Синий-синий цвет.

Ежевики-ягоды

В хороводе нет!

Ежевика-ягода,

Руку нам давай!

Ежевика-ягода,

В хоровод вставай!

Мы пойдем — 3 р.

Подосиновик найдем — 2 р.

Красный подосиновик,

Где тебя найти?

Красный подосиновик

Вырос на пути.

Красный подосиновик,

Руку нам давай!

Красный подосиновик,

В хоровод вставай!

Мы пойдем — 3 р.

И орешек мы найдем — 2р

Ты, орешек кругленький

Не сиди в тени.

Ты на нас, на ягодки,

Поскорей взгляни!

Ты, орешек кругленький

Руку нам давай!

Ты, орешек кругленький

В хоровод вставай!

«Экологический калейдоскоп».

 Цели:

  1.  расширять общий кругозор учащихся, продолжать знакомить с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу;
  2.  формировать активную жизненную позицию;
  3.  воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, уважения к другим людям.

Оформление класса:

  1. Плакат: «Что небо без птиц – не небо!

                     А море без рыб – не море!

                     А земля без зверей – не земля!»;

 2) Рисунки и фотографии растений и животных, занесённых в Красную книгу;

 3) Детские плакаты на тему «Охрана природы»;

 4) Выставка книг о животных и растениях;

 5) Кассета с записью мелодии песни «Не дразните собак».

Ведущий: Величава, могущественна природа нашей страны.

                      Но и зелёный лес – великан речушка за околицей,

                      муравейник в лесу нуждаются в нашей защите.

                      Всё чаще можно слышать слово « ЭКОЛОГИЯ»:

                  - Что же это такое экология?

                  (Экология – это наука  об окружающей среде.)

               - Чему учит экология?

 (Это наука, которая учит нас бережно                        относиться    к окружающему миру, Земле).

                  - Как называется учёные, которые  

                  занимаются экологией?

              (Экологи – это люди, которые  защищают  

                   природу, оберегают тех, кто живёт в природе.)  

                Экологи учат нас бережно относиться к миру      природы.

 - Как экологи называют нашу планету?

(Зелёный дом.)

- Когда отмечают День Земли?

(22 апреля – День Земли.)

Человек тогда будет любить природу, когда

будет много о ней знать.  

Вопросы Почемучки юным экологам.

  1. Какое насекомое носит название крупного зверя?

(Жук – олень, жук – носорог.)

2. Назовите «карандашное дерево»?

            (Кедр.)

3. Назовите «спичечное дерево»?

             (Осина.)

4. Назовите «бумажное дерево»?

                (Ель.)

5. Самое большое животное Земли?

                                                  (Синий кит, вес 200 тонн.)

6. Самый быстрый зверь?

            (Гепард.)

7. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

                                                  (Тетерева, рябчики.)

8. Что для птиц страшнее ХОЛОД или ГОЛОД?

          (Голод.)

9.Самый прожорливый хищник?

     (Стрекоза. Она поедает личинок в 400 раз больше, чем  

       весит сама.)

10. Листья каких деревьев осенью краснеют?

                                  (Рябины, осины, клёна.)

Представление команд.

I команда: «Лесные робинзоны».

       Девиз: «Есть у ребят зелёный друг,

                       Весёлый друг, хороший,

                       Он им протянет сотни рук

                       И тысячи ладошек».

II команда: «Юные экологи».

       Девиз: «Дерево, трава, цветок и птица

                       Не всегда умеют защищаться,

                       Если будут уничтожены они,

                       На планете мы останемся одни».

Ведущий: Лес – бесценная кладовая. Какие вкусные

питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов.

I задание командам:

«Аукцион блюд».

За 1 минуту написать как можно больше блюд, приготовленных из лесных даров.

Ведущий: Пока команды готовятся, проведём игру с

болельщиками.

                               Игра: «Лесные голоса».

   Медведь - рычит.                              Кукушка – кукукает.

       Лиса – лает.                                       Мышь – пищит.

     Волк – воет.                                       Кузнечик – стрекочет.

       Лось – трубит.                                   Муха – жужжит.

        Голубь – воркует.                             Комар – пищит.

(Болельщики, правильно ответив на вопрос, получают жетон.

 В конце игры подарят их понравившейся команде).

Ведущий: Слушаем ответы команд, за 1 блюдо – 1 жетон.

II задание командам:

«Определить дерево».

Командам раздаются веточки деревьев и кустарников. Они должны назвать растение. За правильный ответ – 2 жетона.

III задание командам:

 «Экологическая ситуация».

Командам предлагаются различные проблемные ситуации, с которыми мы часто сталкиваемся.

Вы должны найти максимально правильное решение. За правильный ответ – 3 жетона.

1)Вам надо повесить скворечни. Какое решение вы предпочтёте?

   а) прибить гвоздями к стволу дерева;

   б) шест прикрутить проволокой, подложив под неё  деревяшки;

   в) прикрутить шест к стволу проволокой;

2) Вам предстоит выдрать место для костра. Какое место вы предпочтёте? 

   а) открытую поляну;

   б) хвойный молодняк;

   в) берег реки;  

3) Как вы поступите, если найдёте в лесу подлётыша?

   а) посадите в гнездо;

   б) заберёте домой;

   в) пройдёте мимо;

4) Вы решили помыть свой грязный велосипед, где это лучше сделать?

  а) у колодца;

  б) во дворе дома;

  в) на берегу реки;

5) Вы видите, что малыши ломают ветки деревьев, как поступить?

  а) пройти мимо;

  б) объяснить им, что этого делать нельзя;

  в) рассказать об этом учителю;

6)Как правильно выбирать место для купания?

  а) незнакомое место;

  б) место, где купаются все;

  в) место, где быстрое течение;

IV задание командам:

 «Экологические знаки».

Участники конкурса заранее получили домашнее задание, нужно было нарисовать плакат на тему «Охрана природы».

Ребята покажут свои плакаты, а болельщики должны сказать о чём предупреждает этот знак.

Дети читают стихи.

1. Любите родную природу –

    Озёра, леса и поля.

    Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.

2. На ней мы с тобой родились,

    Живём мы с тобою на ней.

    Так будем же, люди, все вместе

    Мы к ней относиться добрей.

3. Давайте будем

    К тому стремиться,

    Чтоб нас любили

    И звери, и птица.

4. И доверяли

    Повсюду нам,

    Как самым верным

    Своим друзьям!

5. Давайте будем

    Беречь планету

    Во всей Вселенной

    Похожей нету.

6. Во всей вселенной

   Совсем одна,

   Что будет делать

   Без нас она?

Ведущий: В XX веке возникла необходимость во весь голос

заговорить об исчезновении отдельных видов животных и растений с лица Земли. Чтобы сохранить их создана Красная книга, книга, «тревоги и надежды».  

V задание командам:

 «По страницам Красной книги».

Ребята, назовите растения и животных, занесённых в Красную книгу Брянской области.

(стрелолист, адонис, водяной орех (чилим), любка двулистная, медведь, рысь, водяная выдра, бобр, жёлна, скопа, дрофа, орлан – белохвост, и др.)

За правильный ответ – 1 жетонИгра для болельщиков:

 «Назови – не ошибись!».

Ведущий называет тему, игрок должен сделать 5 шагов, называя слово на эту тему.

Примерные темы.

1. Звери из Красной книги

2. Перелётные птицы.

3. Хищные звери.

4. Садовые цветы.

5. Полезные насекомые.

Подводятся итоги игры, награждение команды.

Военно-спортивная игра «Зарничка».

Военно-спортивная игра для обучающихся начальных классов (можно и среднего звена).
Целевая аудитория: ученики начальных классов и среднего звена.
Цели и задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта,  развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
- сплочение коллектива,  воспитание у молодого поколения духа патриотизма;

- укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к Российским Вооружённым Силам, осознания необходимости качественной подготовки к службе в рядах Вооружённых Сил
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного   начала;

Форма проведения – игра-эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся одновременно. Время прохождения  этапов фиксируется  по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.
Реквизит:  веревки, флажки, 1 обруч,1 мяч
2 маршрутных листа для 2 команд, карандаши, альбомные листы, свечи, шары с  пожеланиями, цветы (для возложения к памятнику)
Судьи на этапах:  Этап « Эрудит», Этап « Шифровка», Этап «Чужая территория », Этап «Полоса препятствий», Этап «Летное поле», Этап «Мишень», Этап «Военная мудрость», Этап» «Спасательный».
Участники: 2 команды-отряда по 7 человек.

Ожидаемые результаты:

1. Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;

2. Повышение престижности воинской службы, подготовка к службе в армии.

3. Развитие творческих способностей детей;

4. Организация досуга детей.

Эта игра, в сегодняшних условиях, достаточно действенный способ привлечения внимания и заинтересованности детей, а также одна из форм патриотического воспитания молодёжи, как первый этап подготовки юношей к службе в вооруженных силах России.

Дети, участвуя в этой игре, расширят свои представления о вооруженных силах, научатся дружно и сплоченно работать в команде, будут развивать свои физические способности, а главное – научатся любить и защищать свое Отечество.

Данное мероприятие проводится в летнем пришкольном лагере 22 июня ко дню памяти и скорби, начало Великой Отечественной войны.

                            Военно-спортивная игра «Зарничка»

                      Ход военно-спортивного мероприятия «Зарничка»:

Мероприятие начинается с торжественной линейки «Реквием памяти», возле памятника воинам, где дети читают стихи о войне, далее минута молчания, возложение цветов. Ребята возвращаются в школу, где их ждут военно-спортивные состязания.

Учащиеся делятся на команды-отряды и жеребьевкой выбирают название своему отряду: «Спецназовцы», «Морпехи», «ВДВ-шники», «Пограничники», «Танкисты», «Разведчики».

Ведущий: Одной семьёй живут народы,
                    Крепка Россия как гранит.
                    На страже мира, счастья и свободы
                    Солдат Российской армии стоит!
                    Кто умеет состязаться,
                    Кто без дела не сидит,
                    Кто хочет силой потягаться,-
                    Для тех наш праздник открыт!
Итак, начинаем спортивные состязания «Зарничка», посвящённые тем, кто служил и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!
- Прошу отряды на построение!
Представление судейской коллегии.
- Отрядам для участия в соревнованиях сдать рапорта!
- Слово для ознакомления с ходом соревнований предоставляется главному судье. Главный судья  рассказывает отрядам о ходе соревнований.
Цель: набрать максимальное количество баллов.
- Прошу отряды на стартовую линию!

Этапы.

Старт: секретарь регистрирует команды и раздаёт маршрутные листы, судья вписывает название команды, даёт старт. На каждом этапе отряд встречает один из судей. У каждой команды свой маршрутный лист, для того,  чтобы дети не сталкивались на этапах  и не проходили маршруты одновременно. (См. приложение 1)

1.Этап « Эрудит».

Участники должны как можно точнее дать характеристику войскам «Своего» назначения и нарисовать эмблему, посвященную мероприятию и соответствующую названию своего отряда. («Спецназовцы» рисуют  в форме орла, «Морпехи»- в форме якоря, «ВДВ-шники»- в форме парашюта, «Пограничники»- в форме двуглавого орла, «Танкисты»- в форме танка, «Разведчики»-в форме летучей мыши).Судья в маршрутном листе проставляет количество заработанных балов от 5 до 10

2.Этап «Чужая территория»

(ставятся лыжные палки «воротами» между ними натягиваются веревки с колокольчиками – 6 штук, каждый колокольчик ниже предыдущего)

      Инструктор объясняет, что на чужой территории в тылу врага нужно двигаться как можно тише и незаметнее. Участникам игры нужно проползти чужую территорию, не задев ни одного колокольчика по-пластунски.
3.Этап « Шифровка». 
Учащимся дают зашифрованное сообщение в виде набора цифр.
С помощью алфавита расшифровать шифровку за определенное время. Судья записывает в маршрутный лист время,  за которое отряд расшифровал сообщение.  (См. приложение 2)

4.Этап «Полоса препятствий»

(у судьи секундомер и флажок)

       Участвует вся команда. Нужно пробежать «Лабиринт», перепрыгнуть через препятствия, оббежать препятствия и вернуться на место старта. Учитель фиксирует время каждой команды.

5.Этап «Мишень». Участники поочерёдно кидают мяч в мишень (обруч), используя 2 попытки. Каждое попадание, соответствующий балл. Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов.

6.Этап «Летное поле»

(Дети на этап приходят с листом бумаги)

Соревнование на дальность полета. Игроки выстраиваются в шеренгу. По команде инструктора, дети должны смастерить самолет из листа бумаги, и бросить его как можно дальше. Самолет, долетевший дальше всех, является победителем. Хозяин самолета получает звание «Лучший пилот».

7.Этап «Военная мудрость»

Интеллектуальный конкурс.

 Инструктор читает начало пословицы, а дети должны найти продолжение пословицы.

Судья: Русский народ – это великий народ, мудрый, все-то он подмечает и в точные короткие выражения преображает. Вы догадались, о чем я говорю? Ну, конечно же, о пословицах и поговорках. Конкурс  состоит в следующем:  я читаю начало пословицы, а вы должны найти продолжение пословицы.            

 1.  Друг научит,                                           а недруг проучит.

2. По заслугам                                             и честь.

3. Славу свою                                               добывай в бою.

4.В бою побывать                                     цену жизни узнать.

.5Тяжело в ученье,                                    легко в бою.

6.Бой красен мужеством,                      а приятель дружеством.

7Береги платье снову,                            а честь смолоду.

8.Кто храбр и стоек,                              тот десятерых стоит.

9.Один в поле                                            не воин.

 

8 Этап «Спасательный»

Оказание первой помощи (наложение повязки)

После прохождения всех этапов  командиры отрядов сдают маршрутные листы в судейскую коллегию, которая подводит итоги.

После совещания судей отряды выстраиваются на площадке, главный судья соревнований объявляет победителя. Если команды набрали одинаковое количество баллов, проводится заключительный этап, выявляющий победителя перетягивание каната.
Подведение итогов и награждение участников!

Ведущая.

-Вот и подошел к концу наш праздник – военно-спортивная игра «Зарничка». Вы показали себя сильными, ловкими, находчивыми.

Провели мы состязанье,                            

Вам желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть.

На диване не лежать,

Со скакалочкой скакать

Всем детишкам пожелаем

Не стареть и не болеть!

В заключение всего мероприятия дети запускают в небо шары с пожеланиями с записками «Чтобы никогда не было войны!

Этапы

   Морпехи

Танкисты

Визитка

Морской бой

Полоса препятствий

Военная мудрость

Шифровка

Лётное поле

Спасательный

Мишень

Итого очков

3/18/1/4/      18/1/9/2/10/20/      17/16/2/6/5/1/       9/1/       15/1/14/10/

Враг разбит победа за нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Юные патриоты» при МАОУ СОШ №5 ( патриотическое направление)

восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.Содержание деятельности лагеря  направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...

План работы музыкально-эстетической группы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ОТРЯДОВ «Лунатики» — Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем. «Светлячок» — Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. «Черепашки» — Тише...

Экологическая тропа в летнем школьном лагере дневного прибывания

Экологическая тропа. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетичес...