Внеклассное занятие по окружающему миру "Сохраним нашу Землю!"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Шигарова Ольга Анатольевна

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание. Данная разработка внеклассного мероприятия для младших школьников приурочена к ГОДУ ЭКОЛОГИИ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._zanyatie.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по окружающему миру «Сохраним нашу Землю!» (3 класс)

Цель занятия: 
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии ;
-воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе, природным ресурсам.

Задачи:
- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
- развивать экологическое мышление у детей;
- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что  нужно бережно относиться к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах, загрязнении природных ресурсов виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Ход занятия: 

Встали ровно, тихо сели
И за дело поскорее!
Сейчас у нас с вами внеклассное занятие по окружающему миру.
 Тема, которой мы посвятим наше занятие актуальная, жизненно – важная для всего живого на нашей планете и я надеюсь, что сегодня  вы сделаете  ещё шаг к познанию окружающего мира, и многие из вас по-иному посмотрят на него.
Ребята, как называется планета, на который мы с вами живём? (Земля)
Давайте же посмотрим, как удивителен мир на нашей планете Земля. Всмотритесь в эти кадры!
(Просмотр слайд-шоу»)
(Слайды №2, 3, 4, 5, 6,7)
Скажите своё мнение об увиденном. Какое настроение вызвал у вас просмотр этих кадров?
Как вы считаете,  человек может существовать без природы? А почему?
Правильно, Земля – наш дом, наша кормилица.
Давайте смотреть дальше.  
(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)
 (Слайды №8, 9, 10, 11, 12)
 Изменилось  ли у вас настроение? Почему? Что вы увидели?
(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
Хотели бы вы жить в таком мире? А почему?
Как вы считаете, кто во всём этом виноват?(Человек)
Что может случиться в будущем , если это не остановить?
(Экологическая катастрофа)
Ребята, а что такое « экология»? (Это наука, которая изучает взаимодействие живых существ с окружающей средой.)
Ребята, а кто из вас знает, что это за эмблема?
(Слайд №13, 14)
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президент нашей страны Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Сейчас люди серьёзно задумались над проблемой сохранения нашей планеты Земля. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Давайте мы тоже не останемся в стороне, и поговорим сегодня на тему: « Сохраним нашу Землю»  (Слайд №15)  
     Как вы считаете,  проблема сохранения нашей планеты волнует только взрослых людей? Значит, она волнует и вас, детей? Ведь вы – молодое поколение, и вам в будущем жить на этой планете. А какая она будет  - это во многом зависит и от вас. Вы можете помочь взрослым в решении данной проблемы? А знаете как? Вижу, не все знают. Призадумались. Вот это и будет  вашей основной целью деятельности на занятии. Все вместе мы сегодня подумаем над вопросом: как СОХРАНИТЬ нашу Землю?  

Ребята, сейчас на листах, которые лежат перед вами, отметьте галочкой квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей. Сравните с эталоном (Слайд №16)      
    Назовите  источники загрязнения окружающей среды.
- Выброс в воздух вредных веществ фабриками, заводами, автомобилями.
(Слайд №17)
- Загрязнение морей и океанов сточными водами и утечкой горючих материалов. (Слайд №18)
- Загрязнение почвы мусором и ядохимикатами. (Слайд №19)
Вот что происходит с тех пор, как человек стал хозяином планеты, природа стала погибать.
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выбрать необходимые меры по сохранению окружающей среды и отметить их. А ещё кружком обведите те меры, которые вы, дети, можете сами предпринять.
(Слайд №20)1 ряд –  будет предлагать меры для сохранения воздуха, 2 ряд – для сохранения воды, 3 ряд – для сохранения почвы. Ребята, а что вы можете сделать  сами для сохранения воздуха  из выбранных вами вариантов?
Воздух
1. Установка очистительных фильтров на фабриках и заводах.(Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год)

2. Нужно ломать ветки деревьев.
3.Защита от выхлопных газов автомобилей, создание экологически безопасных видов транспорта.
4. В лесу нужно разводить костры, сжигать использованные пластиковые бутылки, различный мусор.
5. Прекращение незаконной вырубки лесов и защита леса от пожаров.
6. Не сжигать мусор, а вывозить его в специальных контейнерах.
7. Посадка деревьев и кустарников.
(Слайд №21)
 Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево.
Как вы считаете, почему нам нужно сохранить воздух?
Воздухом дышит всё живое на Земле. Если воздух будет загрязнён, то в органы дыхания могут попасть болезнетворные бактерии, которые вызывают различные заболевания.
А сейчас послушаем, какие же интересные фаты о воздухе подготовили ребята 1 ряда.
1.Обычные люди не могут дышать 1 минуту, а тренированные пловцы или ныряльщики – 5 минут.
2.В среднем человек вдыхает где-то 20 килограмм воздуха в день
3. Считается, что самый чистый воздух на острове Тасмания недалеко от Австралии.
Спасибо, а теперь послушаем ребят 2 ряда.
Вода:
1. Экономно расходовать воду. (каждый раз, года вы чистите зубы, вы расходуете 1л воды)
2. Придя на пляж к водоёму, необходимо пустые пластиковые бутылки из-под напитков выбрасывать в воду.  
3. Использование очистительные сооружения для сточных вод, прекращение сточных вод.
4. Для того, чтобы почистить зубы, необходимо включить кран с водой и пользоваться её до окончания гигиенических процедур.
5. Не мыть транспорт около водоёмов. (22 марта – Всемирный день воды или всемирный день водных ресурсов)
6. Не мусорить на водоёмах.
7. При переправке горючих грузов водным транспортом  нужно соблюдать правила перевозки
.(Слайд №21)
Почему нужно беречь воду? (Наш организм состоит из 70% воды, без воды человек может прожить только 3 дня, а если она будет грязная, люди будут болеть различными заболеваниями и погибнут, не говоря о том, что она нам нужна и в бытовых условиях, вода нужна и птицам, и животным, и растениям)
1.Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.
2.Один из самых водянистых продуктов – это арбуз. Он состоит из 93% воды.
3.При неисправности крана с самой тонкой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 л чистейшей питьевой воды.
Теперь послушаем ребят 3 рядаПочва:
1.Разумное использование удобрений. Нельзя вносить много удобрений, ядохимикатов.( Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.)
2. По склонам оврагов растения лучше не сажать.
3.Ограниченный выпас скота на одном и том же месте.
4.
Не загрязнять почву бытовым мусором.
5. Для укрепления почвы сажать деревья на склонах оврагов.

6. Удобрять почву перегноем.
7.Необходимо весь мусор выкидывать прямо на землю.
8. Проводить снегозадержание зимой.
(Слайд №21)
Почему же нужно беречь почву? Потому что почва – это наша кормилица.
Кто мать-сыру землю любит, тот сыт всегда будет.
1.Почва на французских виноградниках считается драгоценной, работники должны соскребать ее с ботинок, чтобы вернуть назад.
2.Поле за 1 сутки может потерять слой почвы толщиной в 5 см из- за действия ветра.
3.1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.
В связи с тяжелой экологической ситуацией, целые очереди животных, птиц, растений выстроились в Красную книгу.
(Слайд №22)
А что это за книга такая, ребята?
В нашей Ульяновской области тоже есть своя Красная книга.
(Слайд №23)
Так, в Красную книгу Ульяновской области занесено более 200 представителей местной фауны, нуждающихся в охране. Вот лишь малая часть этих уникальных представителей животного мира.
    Давайте перелистнем некоторые страницы Красной книги.(Подготовленные учащиеся рассказывают у доски)

Солнечный орел(Слайды №24,25,26)

Выхухоль(Слайды №27,28,29)
Махаон(Слайды №30,31,32)
Прострел луговой
(Слайды №33,34,35)

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Это только несколько представителей, попавших на страницы Красной книги Ульяновской области.
Для многих животных лес – это дом родной. А лесов на Земле становится все меньше и меньше, значит, животные обречены на гибель. Каковы причины уничтожения лесов?
- Незаконная вырубка
- Лесные пожары
(Слайд №36)
 Что люди делают для того, для сохранения популяции животные, растения ( создают заповедники, заказники) На территории Ульяновской области более 130 особо охраняемых природных территорий. Среди них есть и заказники: Сурский зоолгический заказник (1985г)(Сурский район) Старокулаткинский республиканский зоологический заказник (Старокулаткинский район)(1983г) Новочеремшанский заказник 1963Г.(Новомалыклинский район) (Слайды № 37,38,39)
А что вы можете сделать, чтобы численность растений, животных, птиц не исчезала? (подкармливать зимой птиц, не рвать и не вытаптывать ценные растения, соблюдать правила поведения в лесу и т.д.).Одним словом – охранять природу
.(Слайд №40)
Давайте исполним песню «Всё это называется природа»
А сейчас поиграем в игру «Похлопаем, попрыгаем»:
Подумайте, делают ли это друзья природы? Я зачитываю ситуацию, если вы согласны с действиями - хлопайте в ладоши, а если нет – прыгайте на месте.
- дети оставили костер в лесу
- ребята наблюдают за муравьями
- девочки  стали рвать ландыши в лесу
- ученики очищают парк от мусора
- ребята нашли гнездо птицы с птенцами и погладили их
- дети сильно шумят в лесу
- ученики высаживают возле школы деревья
- каждую зиму ребята подкармливают птиц
Молодцы. Я надеюсь, что и в дальнейшем вы будете настоящими защитниками природы.
Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой  вклад в дело  по сохранению нашей планеты.
Итак, какие экологические проблемы мы сегодня выявили? ( свалки мусора, исчезновение животных, загрязнение воздуха, воды, почвы, вырубка лесов)
Да, и вы предложили меры по сохранению окружающей среды. Давайте вспомним их.
1. Сажать деревья и кустарники
2. Экономно расходовать воду
3.Не засорять почву и водоёмы бытовым мусором
4.Подкармливать  птиц зимой, строить скворечники
5. Не рвать растения.
6Правильно собирать грибы.
7.Соблюдать правила поведения в лесу.
Это может сделать каждый из вас. А что мы можем сделать для сохранения нашей планеты все вместе, классом, чтобы другие ребята из нашей школы услышали нас, и тоже относились к планете бережно? (Предлагаю создать плакат-призыв  «Сохраним планету своими руками». Для этого поработаем в группах.  Каждая группа изучит ситуацию и выберет соответствующий условный знак.
 Разрешающий знак располагается в зелёном круге, а  отрицательный - в красном круге с чертой. Каждый знак необходимо будет озвучить в стихотворной форме. Поэтому к знаку вы ещё должны подобрать небольшие стихи, которые находятся в конверте. На плакате мы изобразим положительное и отрицательное влияние человека на природу в виде знаков. Где мы разместим этот плакат? ( В рекреации школы)
Да!

1.Сажай деревья и кустарники.
2.Изготавливай кормушки и скворечники для птиц
3.Выбрасывай мусор в урну!

Нет!
1.Не ломай ветки деревьев!
2.Не трать воду зря!
3.Не рви растения!

Россия – это огромная страна, но у каждого есть родной уголок, где вы родились, живете. Ваша малая родина – это часть России, которую мы очень любим и хотим, чтобы она была всегда прекрасной и неповторимой. И очень многое зависит от нас. Наша страна Россия должна быть экологически чистой.
(Дети читают стихи):
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,


Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5.Зависит многое от нас
Какой планета будет
И в этот день
И в этот час
Спасите ее, люди!
(Слайд №41)
Давайте же вспомним, что вы можете сделать для сохранения планеты? И ещё расскажем с помощью плаката другим ребятам. Что  вы нового узнали на занятии? Заканчивая наше занятие, какой вывод можно сделать? А сейчас я обращаю ваше внимание на  выставку книг, которую вы организовали сами. Здесь представлены книги о природе и бережном отношении к ней. Читайте и ещё глубже познавайте наш прекрасный окружающий мир! И самое главное – не будем вредить природе, а будем ей друзьями!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему: « День Космонавтики. Планета Земля».

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему:« День Космонавтики. Планета Земля».2 классЦели: 1.      Познакомить ребят с праздником 12 апреля, почему его отмеча...

Внеклассное занятие по окружающему миру: "Куштар бистин оннуктеривис" ("Птицы наши друзья")

Презентация для проведения внеклассного занятия по окружающему миру по теме: "Птицы наши друзья". Учителя могут использовать для своих уроков...

Внеклассное занятие "Вода и жизнь на земле."

Занятие для 4 класса, информирующее о значении воды для всего живого....

Наши питомцы. Внеклассное занятие по окружающему миру, 1 класс

Внеклассное занятие  в форме устного журнала поможет детям обобщить полученные знания о домашних питомцах,...

Наши питомцы. Внеклассное занятие по окружающему миру, 2 класс

Внеклассное занятие  в форме устного журнала поможет детям обобщить полученные знания о домашних питомцах,...

Технологическая карта внеклассного занятия согласно требованиям ФГОС "Почему Земля болеет?"

Занятие в группе продленного дня экологической направленности....