Социальный проект "Семейный клуб" для детей с ОВЗ и родителей
проект на тему

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

Представленный проект был разработан с целью создания в школе условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_semeynyy_klub.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

 

Социальный проект

«Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей

                                                        Разработчик:   Замойская Н.Г. методист

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной

социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей

заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной  социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.

Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного  для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.

При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.

Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние  ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.

Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.

Взаимодействие между родителями и детьми, с одной стороны, и специалистами, с другой – это лишь одна из многочисленных ситуаций взаимодействия, в которые приходится вступать семьям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.

Во время занятий родители знакомятся с родителями других  особых детей, делятся с ними своими историями и узнают, что вынуждены справляться с одними и теми же проблемами. Кроме того, в группах поддержки для родителей они узнают о возможности общественной деятельности и защиты своих прав. Общаясь с другими семьями, родители получают информацию о стратегии и тактике успешных действий, призванных снизить стресс и чувство изоляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стратегию возвращения в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена, – посещение театров, музеев, концертных залов, походы в кино или на стадион, ужины в кафе, встречи с друзьями.

Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать  к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.
  • Оптимизация детско – родительских отношений
  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
  • Формирование навыков эффективной коммуникации
  • Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей
  • Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей

Направления работы:

  1. Сотрудничество со специалистами школы
  • Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.
  • По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.
  1. Повышение информационной компетентности родителей
  • Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.

  1. Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп
  • Проведение занятий для детско - родительских групп и группы для взрослых
  • Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов
  • Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба
  • Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»

Методы

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.

При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.

  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

В реализации проекта будут участвовать:

  • Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы
  • Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте

2. Привлеченные партнеры

  • Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе

  1. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный. 

В рамках подготовительного этапа планируется:

  • Формирование семейных групп
  • Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
  • Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)
  • Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы  будут разработаны  с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
  •  Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга  для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов, кафе планируется по запросу семейных групп.
  • Размещение информации о начале проекта на сайте школы.

II этап Основной 

В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:

  • 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)

3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.

2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей

2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения  досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.

Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).

Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1

Давайте знакомиться!

2 часа

2

Я и другие

2 часа

3

Аплодисменты

2 часа

4

Семейный альбом

2 часа

5

Старый сундук

2 часа

6

Страна Вообразилия

2 часа

7

Играем вместе

2 часа

Всего

10 часов

  • 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.

Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1

Родом из детства

2 часа

2

Мир глазами моего ребенка

2 часа

3

Идеальные родители

2 часа

4

Открытый мир

2 часа

Всего

8 часов

  • 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга по выбору:

С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.

III этап Заключительный 

  • Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
  • Итоговое анкетирование семей по окончании проекта

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемый результат

Индикаторы оценки результатов

1.Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций

Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование.

2.   4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта

Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей  позволят судить о качестве результатов

3.   4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей.

Отзывы от семей, полученные в ходе проведения культурно – досуговых мероприятий.

4. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить  и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта

Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение года. Участники проекта и приглашенные семьи  выразят желание встречаться  и продолжать общение за рамками данного проекта

  1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Ожидаемые результаты: учатся самостоятельно разрешать кризисные ситуации, основываясь на уже выработанных принципах. По мере стабилизации и закрепления положительных достижений семейные группы, участвовавшие в проекте, станут источником помощи и будет участвовать в обмене опытом с другими семьями, являясь поддерживающей структурой.

7. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок реализации проекта в месяцах

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Создание рабочей группы проекта

+

2

Формирование групп

+

+

3

Анкетирование семей – участников проекта

+

4

Разработка программы занятий «Семейного клуба»

+

5

Проведение информационной кампании о начале реализации проекта

+

6

7 занятий детско – родительских групп

+

+

+

+

+

+

+

7

4 занятия   для группы родителей

+

+

+

+

8

4 выездных мероприятия для каждой группы

В течение учебного года

9

Проведение итогового анкетирования

+

10

Проведение заключительного мероприятия

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Работа с родителями.  Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....

Социальный видеоролик для родительского собрания "Брошенные дети часто живут с родителями "

Социальный видеоролик для родительского собрания "Брошенные дети часто живут с родителями "...

Статья: «Сотрудничество с родителями как условие социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ»

В статье рассматриваются  методы работы по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ....

Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...