Главные вкладки

    программа кружка "Основы финансовой грамотности"
    календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

    Меньшикова Анастасия Сергеевна

    Подробная программа кружка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx24.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                                          1.  Пояснительная записка

      Рабочая программа по финансовой грамотности  для 2,3,  классов  составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва,  Вита, 2015.

    Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    - развитие экономического образа мышления;

    - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

    - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

    Основные содержательные линии курса:

    - деньги, их история, виды, функции;

    - семейный бюджет.

    Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

         2. Место курса в учебном плане.

     На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3,  классах  начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

         3. Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    *осознание себя как члена семьи, общества и государства;

    *овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

    * развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

    *развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и   реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

    Метапредметные результаты.

    Регулятивные.

    Обучающийся научится:

    *понимать цели своих действий;

    *составлять простые планы с помощью учителя

    *проявлять познавательную и творческую инициативу;

    *оценивать правильность выполнения действий;

    *адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

     Познавательные.

    Обучающийся  научится:

    *освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

    *использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

    *овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    *овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

     Коммуникативные.

    Обучающийся научится:

    *составлять текст в устной и письменной формах;

    *слушать собеседника и вести диалог;

    *признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    *излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    *договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

          Предметные.

    Обучающийся научится:

    *понимать и правильно использовать экономические термины;

    *иметь представление о роли денег в семье и обществе;

    *уметь характеризовать виды и функции денег;

    *знать источники доходов и направлений расходов семьи;

    *уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

    Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

    *проводить элементарные финансовые расчеты.

         4. Содержание учебного предмета.

                     2.3 классы.

    Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что  свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.  Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

    Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»,  которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

    Следующая тема  программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

    Следующая тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

    Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

    Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

    В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

                                                  5.         Календарно – тематическое планирование 2,3 класс

    п/п

    Дата

    прове

    дения

    Тема, количество

    часов

    Базовые

    понятия

    Базовые

    знания

    Личностные

    характеристики

    и установки

    Умения

    Компетенции

    Формы учебной

    деятельности,

    осуществляемые на занятиях.

                                                           Обмен и деньги (8 часов)

    1-2

    Что такое деньги и откуда они взялись

    2 часа

    Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

    Виды денег: наличные, безналичные.

    Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

    Различать виды денег

    Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

    Общее обсуждение.

    Игровая деятельность.

    3-4

    Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

    2 часа

    Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

    Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

    Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

    Отличать деньги от фальшивых денег.

    Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

    Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

    5-6

    Какие деньги были раньше в России.

    2 часа

    « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

    «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

    Понимание происхождения денег.

    Называть старинные деньги.

    Называть и описывать старинные деньги.

    Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

    7-8

    Современные деньги России и других стран.

    2 часа

    Банки. Деньги. Виды денег.

    Доллары. Евро.

    Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.

    Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

    Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

    Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

    Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

                                        Семейный бюджет (8 часов)

    9-10

    Откуда в семье деньги

    2 часа

    Доходы. Заработная плата. Пенсия.

    Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

    Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

    Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

    Различать виды доходов семьи.

    Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

    11-12

    На что тратятся деньги.

    2 часа

    Расходы. Сбережения. Долги.

    Расходы. Непредвиденные расходы.

    Понимание происхождения расходов.

    Считать общую сумму расходов.

    Различать планируемые и непредвиденные расходы.

    Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

    13-14

    Как умно управлять своими деньгами.

    2 часа

    Расходы и доходы. Семейный бюджет.

    Бюджет: доходы и расходы.

    Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

    Умение составлять бюджет семьи.

    Составлять семейный бюджет на условных примерах.

    Общее обсуждение, Творческая работа.

    15-16

    Как делать сбережения.

     2 часа

    Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

    Виды сбережений.

    Понимание того, из чего складываются сбережения.

    Сравнивать разные виды сбережений.

    Различать виды сбережений.

    Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

                                                               

     6. Описание  учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

                                               Книгопечатная продукция.

      Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1  -Москва ВИТА,2015  

      Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2  -Москва ВИТА,2015

     Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015  

                                          Технические средства обучения

    Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц

    Экспозиционный экран

    Персональный компьютер

    Мультимедийный проектор

         Оборудование класса

    Ученические столы двухместные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для карт


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу "Основы финансовой грамотности" 2 класс

    Данная программа составлена на основе авторской программы "Финансовая грамотность"  автор Ю.Н.Корлюгова , в рамках совместного проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка "...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

    Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

    Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

    Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

    Рабочая программа по финансовой грамотности

    Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

    программа кружка "Финансовая грамотность"

    1.  Пояснительная записка  Рабочая программа по финансовой грамотности  для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской прогр...

    Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

    Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...