Программа внеурочной деятельности "В мир с добром"
рабочая программа (2 класс) на тему

Садовникова Ольга Викторовна

Духовно-нравственное направление. Срок реализации 1 год.(Программа на 2017-2018 учебный год - пропедевтический курс преподавания Основ православной культуры в 4 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mir_s_dobrom.vneurochka_2_kl.docx42.82 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe.docx17.53 КБ
Microsoft Office document icon pritchi_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна, 2017-2018 учебный год.

 Воспитательная программа

 «В мир с добром»

(духовно-нравственное направление)

Возраст детей:8-9 лет

Срок реализации: 2017-2018г.

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Добро – понятие нравственное, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. И связывались они главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.  Я.А. Коменский в своем трактате “Наставление нравов” приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”. Именно это содержание вложено  в программу воспитания учащихся  2 Вкласса  «В мир с добром», которая имеет духовно-нравственное направление.

Программа разрабатывалась в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с введением которого в педагогической практике появился новый вид деятельности - внеурочная деятельность.

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы   являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ,  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Актуальность программы

В нашей школе сильны традиции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.   Мы смогли по-новому подойти к духовно-нравственному воспитанию школьников благодаря разработке нового федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Именно здесь сформулированы принципы и ценности воспитания.

Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Приобщение детей к духовным ценностям важно начинать с младшего школьного возраста, чтобы в будущем они могли стать достойными гражданами своей страны, что отвечает требованиям ФГОС НОО.

   Программа предполагает проведение регулярных внеурочных занятий для школьников 2А класса  по  1часу в неделю,  итого: 34 учебные недели, 34  часа за год.

Целью программы является  претворение в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали,  подключение юных граждан России к построению  общества, основанного на принципах милосердия и толерантности.

 Задачи:

1.Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе, нравственными нормами поведения.

2. Содействовать обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, творческого самовыражения.

3.  Формировать адекватную самооценку, чувство ответственности за свои поступки.

4.Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

В основу программы положены следующие воспитательные методы:

- вовлечение в общественную деятельность

- сотрудничество

- доверие

- открытый диалог

- свобода выбора

- увлечение

- коллективный анализ и оценка

- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

- личный пример

В рамках программы предполагается сотрудничество со следующими учреждениями города:

  • Школьная библиотека;
  • Городская детская библиотека;
  • Музей  «Поиск бессмертия»;
  • ДТЦ «Радуга»
  • Молодёжный центр города Лермонтова;
  • Храм великомученика Георгия Победоносца в с.Острогорка;
  • Клуб «Феникс»;

Основные направления и содержание работы

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся опирается на основании базовых  ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

1.Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

2.Прививать любовь к образовательному учреждению, городу, народу,  России.

Ценности:

Поликультурный мир, свобода личная, толерантность.

Формы работы:

•        Беседы

•        Экскурсии

•        Чтение книг

•        Праздники

•        Просмотр кинофильмов

•        Встречи

Интеллектуальные сражения (игры, викторины).

•        Участие в детских исследовательских конкурса, олимпиадах.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

1.Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, реклам.

2.Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки.

Ценности:

Жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям.

Формы работы:

•        Беседы

•        Экскурсии

•        Праздники

•        Игровые программы

•        Просмотр учебных фильмов

•        Встречи

•        Создание проектов

  • Ролевые игры

•        Участие в благотворительности, в акциях милосердия.

  • Уроки добра

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

1.Дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

2.Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

3.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

Ценности:

Творчество и созидание; уважение к труду, бережливость и трудолюбие.

Формы работы:

•        Беседы

•        Экскурсии

•        Ярмарки, выставки

•        Конкурсы

•        Сюжетно-ролевые игры

•        Предметные олимпиады, декады.

•        Конкурсы, викторины.

•        Выпуск стенных газет.

•        Создание проектов

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Дать сведения о здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма

2.Прививать интерес к занятиям физической культуры, спортом, активным образом жизни.

Воспитывать навыки личной гигиены

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Формы работы:

Беседы

Конкурсы, игры

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи:

1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

Ценности:

Заповедная природа

Формы работы:

•        Беседы

•        Экскурсии, прогулки

•        Просмотр фильмов

•        Участие в коллективных творческих семейных делах

•        Выпуск стенных экологических газет, информационных листков.

•        Заочное путешествие по родному краю.

•        Создание проектов, презентаций

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи:

1.Дать представления о душевной и физической красоте человека;

2.Прививать интерес к концертам, выставкам, музыке;

3.Воспитывать любовь к прекрасному.

Ценности:

Духовный мир человека.

Формы работы:

•        Беседы

•        Встречи

•        Экскурсии

•        Выставки, музей

•        Просмотр фильмов

•        Участие в творческих конкурсах.

•        Участие в концертной деятельности

•        Создание проектов

Работа с родителями

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,  выставки детских работ.
  • экскурсии;
  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • индивидуальная работа с детьми дома
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Планируемые результаты освоения программы.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

        на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

        на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

        на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Личностные универсальные учебные действия

Научится:

- понимать и принимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так

и поступков окружающих людей

Регулятивные универсальные учебные действия

Научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

Научится:

-осуществлять поиск необходимой информации;

-осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью средств ИКТ.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,владеть  диалогической формой коммуникации

На внеурочную деятельность во 2 А классе в 2017-2018 учебном году отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Программа расширяется и дополняется планом воспитательной работы класса.

Мониторинг  результатов освоения программы

Для оценки результативности и эффективности программы используются следующие диагностические материалы (См. в Приложении):

  • Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);
  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана).
  • тесты и анкеты по ЗОЖ
  • тесты и анкеты по экологии
  • диагностика уровня воспитанности Н.П. Капустина (1- 2кл.)

Основные формы оценки результативности:

  1. Наблюдения.
  2. Беседы с учениками, родителями.
  3. Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
  4. Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
  5. Анкетирование и  опрос учащихся и родителей.
  6. Портфолио учащегося

Список используемой и рекомендованной литературы

    1.Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.           2.Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

3.. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4.БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

5.Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6.Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

7.Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

8.Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154

9.Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118

Приложения

Диагностика «Что мы знаем о здоровье»

1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция

б) эпидемия

в) аллергия

2. Как не передаются кишечных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с грязными руками

3. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни

в) плавание, катание на лыжах

4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание

в) спиртное

5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с водой

6. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия

в) ветрянка

7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин

б) алкоголь

в) наркотики

8. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом

б) закаливание

в) вкусная пища

9. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное

б) без спешки

в) однообразное

Интерпретация  (1 бал -1 правильный ответ)

8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье

5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье

Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»(методика Г. М. Фридмана)

Обучающихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого они  были; зла, сделанного им другими; справедливого поступка своего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Анкета-опросник «Настоящий друг»   (Прутченков А.С.)

Написать напротив каждого предложения :

Да

Нет

Не знаю
1. Делится новостями о своих успехах. -   ….
2. Оказывает эмоциональную поддержку.- ….
3. Добровольно помогает в случае нужды.- …
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе -…
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
 От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование внеурочной деятельности

 духовно-нравственного направления «Мир в добре».

 Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова

Садовникова Ольга Викторовна.

2017-2018 учебный год.

№ занятия

Тема

Количество часов

Дата

Примечания

1

С чего начинается Родина

1

1.09

2

Россия – наша Родина.

1

3

Культура. Идеал. Герой. Святость.

1

4

Книги, имеющие огромное значение для человечества. Библия.

1

5

Мир и человек. Как это понимают христиане.

1

6

Сотворение мира.

1

7

Образ Божий в человеке.

1

8

Грехопадение.

1

9

Господь Иисус Христос – Спаситель рода человеческого.

1

10

Ладное житие.

1

11

Крест Христов.

1

12

Воскресение.

1

13

Крестное знамение.

1

14

Спасение и жизнь вечная.

1

15

Что такое пост для человека.

1

16

Пища для души.

1

17

Не забудьте выключить телевизор.

1

18

Целый мир – в подарок за целомудрие.

1

19

Потребительская корзина. «Сели в корзину».Нестяжание, милосердие.

1

20

Тихая пристань.Кротость.

1

21

Укрощение строптивого. Гнев.

1

22

Радуйся, Радосте наша!

1

23

Мужество и упование на Бога. Как справиться с унынием?

1

24

Смирение.

1

25

Да любите друг друга.

1

26

Семена учения о добродетелях.

1

27

Привязанность к мобильным телефонам и интернету…Как быть?

1

28

Святые земли русской.

1

29

Что такое добродетель? Притча о справедливости.

1

30

Притчи и рассказы. В. Осеева «Просто старушка».

А. Глебова «Бабушкина сказочка».

1

31

Притча «Песок и камень». Старый дед и внучек
(Басня)

1

32

Притча «Гвозди».
Тысяча шариков… )

1

33

Притча «Три сита Сократа».

Дружба в Библии «Давид и Ионафан».


1

34

Притча о двух волках.

Притча «Cуд»

1



Предварительный просмотр:

Притчи и рассказы для уроков ОПК, внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

В. Осеева «Просто старушка».

 По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

 

 

А. Глебова «Бабушкина сказочка».

Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник.Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка.Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые. 

     Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе вподружки?

Ведущий. И Катя задумалась…

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее!

 

Притча «Песок и камень»

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

 

Притча «Гвозди»

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

 

Притча «ТРИ СИТА СОКРАТА»

Один человек спросил у Сократа:

– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Три сита?

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

– Нет, напротив.

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

 

 

ДРУЖБА В БИБЛИИ

ДАВИД И ИОНАФАН

Давид и Ионафан стали друзьями после того, как Давид победил в сражении филистимского воина Голиафа. В то время Давиду было около 20, а Ионафану – около 50 лет. Мужество этого юноши и его умение полагаться на Бога произвели такое впечатление на Ионафана, что он полюбил его и обещал всегда его поддерживать. До самой смерти Ионафана они были крепко привязаны друг к другу тесными дружескими узами.

Бог избрал Давида, который прежде был пастухом, в будущем быть царём Израиля. Ионафан знал об этом. Как старший сын царя Саула, Ионафан был вправе считать себя законным наследником престола. Тем не менее, он не только не завидовал своему другу, но и всецело поддерживал его, чтобы Давид мог стать царём.

Царь Саул, отец Ионафана, со временем возненавидел Давида и многократно пытался убить его. Ионафан не раз рисковал жизнью, чтобы помочь Давиду, в том числе предупреждая его об опасности и защищая его перед лицом Саула. Ионафан не боялся признать, что хорошо относится к Давиду. Однажды это настолько разозлило Саула, что он метнул в Ионафана копьём и едва не убил его. Несмотря на это, Ионафан и дальше делал всё возможное, чтобы поддерживать своего друга.

Через некоторое время преследование Давида стало столь сильным, что он был вынужден бежать и скрываться. Давид и Ионафан снова поклялись друг другу в верности, после чего Ионафан посодействовал тому, чтобы Давид мог безопасно скрыться. Скитания Давида длились около семи лет. За это время Ионафан смог увидеть Давида лишь однажды. Рискуя жизнью, Ионафан отыскал своего друга, чтобы ободрить его и заверить в своей любви и поддержке. Несмотря на такую долгую разлуку, Давид и Ионафан сохранили свою дружбу крепкой. Вскоре после этого Ионафан и его отец погибли в сражении, а Давид стал царём.

 

Дружеская любовь Давида и Ионафана развилась на основе глубокого взаимного уважения, которое, в свою очередь, проистекало из общих духовных ценностей – крепкой любви к Богу Израиля, Иегове. У каждого из них были качества, которые нравились другому. У них были честные и прямолинейные отношения, и они доверяли друг другу. С чисто человеческой точки зрения дружба с Давидом ничего ему не сулила, скорее наоборот, он мог многое потерять. Однако та бескорыстная любовь Ионафана, которую он проявлял к Давиду, и сегодня служит для нас выдающимся примером.

 

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. 

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… 

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? 

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Притча о справедливости

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин).

Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

 

Старый дед и внучек
(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

  

Как-то Будда проходил мимо одной деревни.

Собравшиеся вокруг него люди начали выкрикивать оскорбления в его адрес. Они использовали всякие ругательства, все эти немногосложные слова из своего скудного лексикона.

Будда, стоял, слушал их молча и очень внимательно, а затем произнес:

— Спасибо, что пришли ко мне на встречу, однако я спешу. Мне нужно успеть в следующую деревню, меня там уже ждут. Не могу вам уделить сегодня много внимания, но завтра, на обратном пути, у нас будет время пообщаться. Завтра вы можете собраться все вместе и высказать мне все, что не успели сегодня. А сейчас извините, мне нужно спешить.

Крестьяне не верили своим ушам и глазам: этот человек оставался совершенно спокойным, уравновешенным.

Кто-то не выдержал:

— Ты что, оглох? Мы оскорбляем тебя последними словами, а ты никак не реагируешь.

Будда ответил:

— Если вы хотели услышать ответ, то пришли слишком поздно. Вам надо было прийти десять лет назад, тогда я бы вам ответил.

Но за эти десять лет я научился не поддаваться на провокации. Я перестал быть рабом, я стал себе хозяином.

Я действую так, как хочу я, а не кто-нибудь другой. Я живу в согласии со своей душой.

Меня не заставишь делать что-нибудь против моей воли.

Я не обижаюсь на вас. Вы можете быть собой довольны, вы неплохо поработали.

Но лично я не воспринимаю ваши оскорбления, и, пока я не начну их воспринимать, они останутся пустым звуком.

— Бросьте горящий факел в реку. Он будет гореть до тех пор, пока не коснется воды. Как только он дотронется до поверхности, река сразу потушит его.

Я превратился в реку. Вы бросаете оскорбления в мою сторону. Они полны огня, но, стоит им достигнуть меня, как в моей прохладе огонь гаснет.

Оскорбления больше не в состоянии обжечь меня.

Вы бросаете колючки, проваливаясь в моем безмолвии, они превращаются в цветы.

Я поступаю так, как велит мне сердце.

Ошо. Тайны жизни.


Жил-был в деревне старый человек. Он был очень беден, но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Ему предлагали за коня баснословные деньги, но старик говорил: "Этот конь для меня не конь, а личность. Как можно продать личность, друга?"

Человек был беден, но никогда не соглашался продать коня. Однажды утром он не обнаружил коня в стойле. Собралась вся деревня и все осудили старика:

"Ты - глупый старик, - говорили ему. - Мы знали, что когда-нибудь коня украдут. Уж лучше бы ты его продал. Что за невезение!"
Старик сказал: "Я не знаю всей истории. Я не знаю, ушел ли он, или его увели. Есть факт, все остальное - суждение. Является это невезением или благословлением, я не знаю, потому что все это только часть. Кто знает, что последует за этим?"

Люди засмеялись. Они всегда знали, что он немного ненормальный. Но спустя пятнадцать дней конь неожиданно вернулся, мало того, он привел с собой четырех жеребят.

Люди снова собрались и сказали: "Ты был прав, старик, это не было невезением, это - благо".

И опять старик сказал: "Я не знаю всей истории. Знаю только, что коня не было, потом он вернулся. Кто знает, благословение это или нет? Вы прочли единственное слово в предложении - как вы можете судить о целой книге?"

Но люди все равно решили, что он не прав, ведь коней стало больше! У старика был единственный сын. Он начал объезжать жеребят и спустя неделю упал и сломал ногу.

Люди сказали: "Вот ведь невезение! Твой единственный сын лишился возможности ходить, а ведь он был тебе единственной поддержкой! Уж лучше бы ты тогда продал коня, были бы хоть деньги".
И в который раз старик ответил им: "Вы одержимы суждением, не заходите так далеко. Я только знаю, что сын упал и сломал ногу. Никто не знает, невезение это или благословение".

Так случилось, что через несколько недель в стране разгорелась война, и всю молодежь забрали в армию. Только сын старика остался, потому что был покалечен. Все жители плакали, потому что сражения были проиграны и большинство молодежи погибло.

Люди пришли к старику и сказали ему: "Ты был прав, это оказалось благом. Может быть, твой сын и покалечен, но он с тобой, наши сыновья ушли навсегда".

И снова старик сказал: "Вы продолжаете судить. Я не знаю всей истории, и никто не знает. Суждение означает застывшее состояние ума. Не судите, иначе вы никогда не станете едины с целым."

В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая - открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!


Тысяча шариков… )

Несколько недель назад я приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник. Я поворачивал ручку настройки, пока вдруг мое внимание не привлек бархатный голос одного старика. Он что-то говорил о "тысяче шариков”. Я заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.

Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни.

И он начал объяснять свою теорию "тысячи шариков”.

- Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше.. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик.. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни. Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки… Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье. Надеюсь, еще услышимся!

Я задумался. Действительно было о чем подумать. Я планировал ненадолго смотаться сегодня на работу – нужно было делать проект. А потом я собирался с коллегами по работе сходить в клуб. Вместо всего этого я поднялся наверх и разбудил мою жену нежным поцелуем:
- Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.
- Дорогой, что случилось?
- Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин игрушек. Мне нужно купить пластиковые шарики…

Три каменщика везут три одинаковые тачки с камнями. Каждого из них спросили: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Вожу камни». Второй сказал: «Кормлю семью». А третий заявил: «Строю собор».

Притча

Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов: — Полна ли банка? — Да, полна, — услышал он уверенный ответ. Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов: — Полна ли банка? — Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать. Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя: — А теперь? — Полна… — раздался уже один-единственный неуверенный голос. А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая: — Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.

Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал во грех». Старец отвечал: «Покайся и встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова – Покайся и встань». Брат: «Доколе же мне – каяться, вставать и падать?» «До кончины твоей. – Пока тебя не настигнет смерть – Павшим или Поднявшимся», – ответил ему старец.

Притча «Cуд»

Один из монахов монастыря в Сцете совершил серьёзную ошибку, и для суда над ним братья позвали самого мудрого отшельника. Мудрый отшельник не хотел приходить, но братья были такими настойчивым, что он согласился. Но всё же прежде, чем отправиться, он взял ведро и сделал в его днище несколько дырок. Затем он наполнил ведро песком и пошёл в монастырь. Отец настоятель, обратив внимание на ведро, спросил, для чего это было сделано. — Я пришёл судить другого, — сказал отшельник. — Мои грехи бегут за мной, как и этот песок в ведре. Но поскольку я не смотрю назад и не могу видеть свои собственные грехи, то я способен судить других. Немедленно монахи решили отменить суд.

Старца Паисия Святогорца спросили: – Как мы должны относиться к человеку, который поступает с нами несправедливо? – Как к нашему великому благодетелю, который делает на наше имя вклады в Божию сберегательную кассу. Такой человек навеки делает нас богатым. Разве этого мало? Разве мы не любим того, кто нам благодетельствует, разве мы не выражаем ему свою признательность? Точно так же и мы должны любить и быть благодарны тому, кто поступает с нами несправедливо, потому что он благодетельствует нам для вечности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра»  рассчитана в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра»   Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет   2016-2017 учебный год...

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра".

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....

программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Программа «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Программа внеурочной деятельности "Этика-азбука добра"

Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века"....