Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для уч-ся 1- 4 классов
рабочая программа на тему

Тарасова Екатерина Вячеславовна

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения М: «Просвещение» 2011г., на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_volshebnyy_mir_origami_1-v.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

    г. Егорьевск

                                                                                                                           Утверждаю

                                                                                                             Директор МОУ СОШ №1

                                                                                                            ___________ Аксенов Г.И.

                                                                                                       Приказ №  327 от 31.08.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

  1. в класс

                                                   

                                                  Составитель: Тарасова Екатерина Вячеславовна,

                                                     учитель начальных  классов первой категории

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения М: «Просвещение» 2011г., на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика».

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы: 
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

                     Описание курса в учебном плане

           Общекультурное  направление по внеурочной деятельности в первом классе  представлено курсом «Волшебный мир оригами». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот курс выделяется 1 час в неделю, в соответствии с чем и составлена рабочая программа для 1 класса, рассчитанная на 33 часа в год.         

Ценностные ориентиры содержания программы

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование  уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты 

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации,  установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;

3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных  художественно-конструкторских (дизайнерских)  и организационных задач.

К концу 1 года обучения.

Ученик научится:

  • понимать общие правила создания изделия;
  • планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;
  • организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
  • выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание,  сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;
  • применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;
  • изготавливать изделия по простейшим чертежам.

Ученик получит возможность научиться:

  • уважительно относится к труду людей;
  • прогнозировать конечный практический результат


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Для реализации программы используются  материалы и инструменты:

  • белая бумага
  • цветная бумага
  • клей ПВА
  • ножницы
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • простой карандаш
  • салфетки бумажные или полотняные

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (7 ч).

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его  происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.

Базовая форма треугольник (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.

Базовая форма воздушный змей (8 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.

Базовая форма двойной треугольник (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Формы и средства контроля

Текущие формы контроля:

- устные ответы на занятиях;

 - самостоятельные работы.

 Формы итогового контроля:

- выставки  творческих работ

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Содержание деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректирован

ные сроки

прохождения

1

Экскурсия. Что нас окружает

Наблюдать за погодой, анализировать и сравнивать  листья по цвету и форме,  описывать птиц

2

Из истории бумаги. Занятие-путешествие

Отвечать на вопросы, сравнивать виды бумаги, вести учебный диалог, задавать вопросы

3

Приемы окрашивания бумаги. Практическая работа

Действовать по алгоритму, анализировать результат, организовывать рабочее место

4

Из истории оригами. Занятие-сказка.

Отвечать на вопросы, наблюдать, анализировать и делать выводы с помощью учителя, запоминать

5

Свойства бумаги. Практическая работа

Проводить элементарные опыты под руководством учителя, вести учебный диалог, делать выводы

6

Организация рабочего места. Техника безопасности.

Различать инструменты и материалы, называть основные правила работы с ножницами, рационально организовывать рабочее место

7

Упражнения по отработке элементов складывания бумаги. Стаканчик. Коготь.

Получать квадрат из прямоугольника, сгибать и резать бумагу, понимать термин «базовая форма».

8

Мир животных. Веселые мордашки

Находить и выполнять складывание базовой формы треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по алгоритму, сгибать и резать бумагу, творчески оформлять украшение изделия, запоминать  и читать простейшие условные обозначения оригами. Контроль и корректировка хода работы.

9

Гриб. Коллективное панно

10

Бабочка. Декоративное оформление изделия

11

Рыбка. Групповое панно «Аквариум».

12

Лягушонок.

13

Елка. Декоративное оформление изделия

14

Щенок

15

Зайчик

16

Кораблик. Коллективное панно «В порту».

17

Воздушный змей

Находить и выполнять складывание базовой формы воздушный змей, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по алгоритму, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, запоминать  и читать простейшие условные обозначения оригами, ориентироваться в технологической карте. Контроль и корректировка хода работы.

18

Кролик.

19

Жар-птица. Декоративное украшение изделия

20

Сова

21

Ворона. Коллективная работа «Кормушка»

22

Экскурсия. Подкормка птиц.

23

Попугай. Декоративное украшение изделия.

24

Жираф.

25

Рыбка. Групповая работа «Морское царство»

Находить и выполнять складывание базовой формы двойной треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия,  читать технологическую карту. Контроль и корректировка хода работы.

26

Рыбка. Групповая работа «Морское царство»

27

Бабочка. Коллективное панно «На лугу»

28

Бабочка. Коллективное панно «На лугу»

29

Экскурсия. Обновление природы

30

Головастик

31

Экскурсия. Звуки природы

32

Жук

33

Итоги года. Выставка детских работ.

Итого:

33 часа

Перечень учебно–методического обеспечения

 

Литература

  1. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  2. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 1995 г.
  3. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007 г.
  4. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002 г.
  5. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002 г.
  6. С.Соколова «Школа оригами. Аппликация и мозаика»- Эксмо Академия «Умелые руки», 2005 г.

Информационные и экранно-звуковые средства

  1. Интернет. www.origama.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО от  29.08.2017 №1

Руководитель ШМО _____________________ Андреева Т.А.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________________ Басова И.С..

                                       ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книги" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книги"  3 класс содержит пояснительную записку и КТП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...