Родительское собрание в 4 классе
материал (4 класс) на тему

Афонькина Нина Вячеславовна

Самостоятельность и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 классе

Тема «Самостоятельность и ответственность»

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,

это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

 К.Д.Ушинский.

I

     Самостоятельность и ответственность - два понятия, неразрывно связанные между собой.

     С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются многие родители. Особенно важны эти качества в наше время. Все получили больше возможностей, но не научились понимать, что за свой выбор и отвечать придется самим. И чем раньше мы задумаемся над этой проблемой, тем более успешным будет подрастающее поколение.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ,

ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ.

Самостоятельность - КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.

      Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель!

     

      С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – очень занятые или ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя. Проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет …

       

Небольшой тест. Поставьте «+», если согласны с высказываниями.

  1. Ребенок отказывается посещать школу.
  2. Делает домашние задания только под контролем родителей.
  3. Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.
  4. Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей компании.
  5. Ничего не хочет делать по дому
  6. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
  7. Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
  8. Обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.
  9. Ничего не рассказывает о своих делах, очень скрытен.
  10. Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять много раз.
  11. После школы не идёт домой сразу, а бродит неизвестно где.
  12. Постоянно ссорится со своим братом (сестрой).
  13. Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих отметок.
  14. Плохо ладит с отцом (матерью, бабушкой, дедушкой или другими родственниками, живущими с вами).
  15. Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора , компьютера, и т.п.

Если 5 и более «+», то тема собрания актуальна для Вас и ваших взаимоотношений с ребенком.

    А сейчас давайте выясним, какие меры вы применяли для исправления положения.

Вот некоторые из решений, которые принимают родители:

·  Пытаются ввести строгую дисциплину

·  Договариваются с ребенком о разного рода поощрениях

·  Читают нравоучения

Или:

·  Устраивают беседы «по душам»

·  Изучают психологическую литературу

·  Ведут вместе с ребёнком дневник его успехов и неудач, поощряют успехи, анализируют неудачи

(Обмен мнениями.)

Если хоть одна из проблем была решена вами, то вы сегодня могли бы поделиться опытом с остальными родителями.

       Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение.

      Очень часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее.

"Я все сделаю сама, так будет в десять раз быстрее!" Знакомые слова. Все мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда быстрее и проще сделать что-то за ребенка, чем ждать, пока он справится сам. А это неправильно. Эти навыки - не врожденные, и ими нужно овладеть с практикой. Изменения необходимо начать с себя. Обратите внимание на построение ваших фраз. Есть очень эффективный психологический прием:  «Ты - высказывания» и «Я - высказывания».

      «Ты - высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается. Ребенок блокируется и не слышит ваших слов «я плохой и когда это закончится»…

     «Я - высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как мы можем решить эту проблему? » Этот способ менее конфликтен.

     Особое внимание нужно уделить тому, что ребенок  должен  научиться нести ответственность за свои поступки.

Не научившись нести ответственность (а не наказание) за свои поступки, решения, ребенок не научится и самостоятельности.

С чего же начать процесс самостоятельности?                                  

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (воспитание самостоятельности)

Задание для родителей:

1.    Рассказывайте детям о том, как ведётся учёт семейного бюджета, как трудно зарабатываются и легко тратятся деньги. Что истинно ценно: жизнь, здоровье, отношения…

2.    Покажите ребёнку, где оплачивают квартирные счета.

3.    Составьте с ним план уборки квартиры.

5.    Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

6.    Поделитесь секретами своего трудового детства.

7.    Стройте взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

 

• Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом- выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

• Обязательно посещайте секции, кружки, доп. занятия. Статистика показывает, что люди, в детстве посещающие секции и тп, более успешны во взрослой жизни. Да, он еще слишком мал, чтобы ходить на кружки самостоятельно - но вы уже можете доверить ему самостоятельно выбрать место, куда ходить!

• Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам. Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.

  • В 4ом классе есть дети, которые  не умеют завязывать шнурки
  • Без указаний не могут приготовиться к уроку, навести порядок на рабочем месте.

В 4ом классе портфель собирать стыдно, но если есть необходимость, вернитесь в прошлое и собирайте портфель вместе. Прочтите вместе вслух расписание, обговорите, что нужно положить для каждого из предметов. Спустя какое-то время начинайте самоустраняться от этой задачи - просто напоминайте ребенку расписание и просите затем показать, как он собрал вещи. Добавьте самостоятельности, предлагайте выносить его в прихожую с вечера, чтоб утром просто взять и выйти.

  •  Четыре года одно и тоже: это забыл, то забыл…

Еще один шаг к целому комплексу очень полезных во взрослой жизни навыков: умение подготовить одежду и обувь с вечера. Вместе поинтересуйтесь прогнозом погоды, решите, что завтра надеть, посвятите время чистке обуви и верхней одежды с вечера. Действуйте собственным примером - поверьте, вам утром тоже собраться будет намного проще, если одежда, обувь, сумка будут готовы с вечера.

!!!

Но некоторые родители могут привести примеры того, что в быту ребенок вполне самостоятелен, его действия не требуют вмешательства взрослого, а в школе он растерян, не собран, ждет подробной инструкции и не может самостоятельно выполнять учебные задачи. В чем же дело?

Нужно также развивать у ребенка самостоятельность, связанную с познавательной деятельностью.

5. Что же такое учебная самостоятельность

- это качество школьника включает умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на помощь извне;

- это потребность человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению («я хочу это сделать», «мне нужно это сделать», «мне интересно это сделать»);

- проявлять инициативу («я хочу попробовать сделать это по-другому») и творчество («мне хочется сделать это по-своему»).

Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения:

во-первых, школьник должен отчетливо представлять последовательность и суть выполнения задания (что нужно сделать сначала, что потом, чем закончить, как записать);

во-вторых, он должен уметь контролировать свои действия;

в-третьих, он должен хотеть проявить при выполнении задания свое творчество, оригинальность.

Какие же рекомендации дают психологи:

• Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.

• Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: за красиво оформленную тетрадь, привлечение дополнительной литературы, новый способ решения математической задачи и т.п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать

• Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• По возможности задавайте вопросы: "А ты записал домашнее задание? Сколько было предметов? Ты помнишь, что задавали?" Читайте вслух то, что записали, просите запомнить заданное, подсчитайте, сколько уроков нужно будет сделать сегодня.

• Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания - он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.

• Дома, начиная готовить уроки, не зачитывайте ребенку сразу же все заданное. Сначала попросите самостоятельно вспомнить, только потом подскажите то, что он забыл. Хвалите за старание. Ни в коем случае не делайте уроки за ребенка!!! Вы не помогаете ему этим, вы портите ему жизнь. Не настраивайтесь долго "делать уроки с ребенком". Обсудите задание. Попросите рассказать, как именно он собирается его выполнить. Попросите показать вам готовое. И... уйдите. Дайте ему время и место для самостоятельной работы. Пусть лучше потом нужно будет переделать, потратить немного больше времени, но ребенок уже будет шаг за шагом учиться самостоятельности оценивать свои силы и возможности.

      ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное отношение, терпение родителей, многократные повторения, поощрения, доверие - таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.

       В каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

II

     Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы.

     К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Главная задача начальной школы – научить учиться!

Ребенок способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

     Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;

– выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

     Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:

- умение сравнивать и находить общее и различное;

- умение выделять главное, отличать существенное от несущественного;

- делать логические заключения и выводы.

    Учиться всему этому необходимо было в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

    Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

     Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

     Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

     К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....