«История семьи в жизни моего села»
творческая работа учащихся (4 класс) на тему

Цыдыпова Жаргалма Улзетуевна

В исследовательской работе отражена трудовая деятельность ветерана труда, матери -героини Эрхитуевой Э.Ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_semi_erhitueva_e.ts_.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Курумканский район

МБОУ «Элысунская ООШ»

Районная  научно-практическая

конференция учащихся 5-6 классов

«Серебряная альфа»

Номинация: История семьи

Тема «История семьи в жизни моего села»

Автор: Бадмаев Эрдэм, ученик 5 класса

МБОУ «Элысунская ООШ» Курумканского района

Домашний адрес: с.Элысун, ул. Ленина, 70

Телефон: 89243577578

Руководитель: Цыдыпова Жаргалма Улзетуевна

учитель начальных классов

с Элысун

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………….1 -2 стр
  2. Основная часть……………………………………………………….2-6
  3. Заключение …………………………………………………………...7-8
  4. Использованная литература…………………………………………...9

Введение

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

Семья играет для всех важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности?

 К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами моих родителей, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

     Многие народы считают святой  обязанностью знать свою родословную, как минимум,  до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена.  Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.  Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции  бурятского народа каждый должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что в семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности

     Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы показать необходимость и значимость семьи в жизни человека, укрепить базовые семейные ценности и традиции, изучить историю семьи.

      Проблематика  моего исследования состоит в том, что через историю родов вживую  постигается  история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

    Основные задачи: проследить историю семьи нашего села, обобщить полученные данные.  Изучая свою родословную, проводя исследовательскую работу о своей семье, я задумался над тем, что есть же в нашем селе еще семьи, у которых богатая история. Течет время, люди приходят и уходят, но никто не задумывается о жизни своих  близких, родных людей. В нашем селе живут люди с интересной судьбой, ветераны войны и труда, династии механизаторов, учителей.   И я решил провести  исследование истории двух трех семей нашего села.  В своей работе я хочу отразить историю семьи старейшей жительницы нашего села Эрхитуевой Эренжид Цыдыповны. Работа была написана на основе воспоминаний старейшей жительницы нашего села, её родственников, а также большого количества фотографий и документов.

    Основная часть

Уважаемая в селе старейшая жительница относится к роду hэнгэлдэр, подроду Номол по линии матери. Более подробно о родословном древе рода hэнгэлдэр написано в 2006 году кандидатом  физико-математических наук  Баиром Номоевичем Цыбиковым "Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол".
Я привожу лишь отрывок из этой работы: "Впервые из долины реки Лены в Баргузин пришло шесть семей из Абазаева рода. Они поселились в местности Яаригтын долоон нарhан - "Семь сосен Ярикты", это к юго-западу от теперешнего улуса Яригта. Это было примерно в 1620 году.   Через 100 лет сюда прибыли с реки Лена люди разных родов и поколений. Пришел с ними некто hабай в доспехах и шлеме. Они поселились в местности Улаан эрье, на северной стороне Баруун Хунтэя, недалеко от теперешнего Яриктинского улуса. Доспехи hабая хранили его потомки, потом унесли на гору Бархан Ундэр и там оставили как реликвии.  Доспехи и шлем до сего времени находятся там. Люди, поднимавшиеся на Бархан для пожертвования, видели их».
(Записано со слов Буха  Буянтуева и Санжи Харамова из улуса Эльhэнский Барагханского сомона БМАССР, 19 июля 1955 года /1, стр 257/)
Ознакомившись с работой Б.Н. Цыбикова "Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол"., я поставил перед  собой цель: изучить и подробно раскрыть родословную этой семьи. По информации Эренжид Цыдыповны и её родственников мною составлена родословная этой семьи (родословная прилагается)

Отец Цэрэнэй Цэдэп


 Отец Эренжид Цыдыповны, Цэрэнэй Цэдэп родился в 1890 году в семье бедного степняка Гармайн Цэрэн. Они жили в местности Арал вместе с семьями Бардаа Шагдартан, Моорхообтон, Мусхаатан, Малаахайтан, Аханхайтан. По рассказам Эренжид Цыдыповны его родители держали 1-2 коровы, несколько овец, в основном занимались охотой и рыболовством. В семье Цэдэп был самым старшим из семерых детей. Они рано остались без родителей и отец Эренжид остался вместо отца, вся ответственность за большую семью легла на его ещё неокрепшие плечи.  Он считался в молодости лучшим охотником, держал крепкое хозяйство. Несмотря на трудное, смутное время он поднимает своих братьев и сестер на ноги. Младшие братья Олмо, Буда обзавелись семьями и живут отдельно, подрастают младшие сестры. В то время в местности Хумоо жили семья Золтотон и молодой Цэрэнэй Цэдэп знакомится с дочерью Золто Дуудхээн и у них должен был появиться на свет ребенок. Но не суждено им было связать судьбу. Она умирает при родах, а дочь осталась жива. И отец забирает у родителей свою дочь, сказав, что сам сможет вырасти и воспитать её. А было это в далеком в 1920 году. Позже он женится на девушке из Яаригты  Гатабай Чимит. Семья скотовода Цыренова Цыдып Гармаевича и Цыреновой Чимит  Гатаповны воспитывают дочь Эренжид.

Детство и юность

    Эренжид Цыдыповна с детства была любознательной, способной девочкой и, заметив способности  своей дочери,  родители решили отдать её в школу.  В 1928 году она была зачислена в 1 класс Элысунской Единой трудовой школы  рабочей молодежи в улусе Элысун, где был учителем Бардаев Шагдар Бардаевич. Несмотря на тяжелое время, родители дали своей дочери начальное образование. Желание  и стремление учиться дальше после успешного окончания начальной школы дали Эренжид Цыдыповне возможность продолжить учебу в Курумканской семилетней школе. Эренжид с одноклассниками Цыренжид Андреевной Аюшеевой, Тыхеевой Санжи Элбеновной, Бухаевым Очир Мухтаровичем каждый день ходила  в школу до Курумкана пешком. Но тяжелая болезнь прервала учебу Эренжид в шестом классе.
     Годы создания колхозов, артелей. В нашем селе начали создаваться артели «Бата Байдал», «Одон». Людей, способных работать,  в артелях не  хватало, трудовое население не хотело идти работать в артели. И в это тяжелое время дети, еще не достигшие совершеннолетия, шли работать в артели. Им было всего по 13-14 лет.  И Эренжид  начинает трудовую деятельность в 14 лет поваром в артели имени Кагановича. Работая здесь, она испытала все тяготы довоенного времени. В уборочную страду работала от зари до зари, а зимой вместе с другими женщинами заготавливали дрова со спичечный коробок  для тракторов.  У  моей героини была мечта стать образованной. В свободное от работы время она много читала, рассказывала своим близким новости, происходившие в селе, районе, республике из газет. По рассказам моего прадедушки, Даши-Нимы  Аханаевича, ветерана Великой отечественной войны, Эренжид Цыдыповна была активной участницей всех культурных мероприятий, самой видной девушкой на селе. В семнадцать лет она выходит замуж за кадрового офицера Эрхитуева Очира Гысетхеновича, выпускника Ленинградского высшего военно-политического общевойскового училища. В 1939 году Очир Гысетхенович был направлен в качестве политрука в Туркестанский военный округ и молодая семья уезжает в город Мары Туркменской АССР. Но дальнейшей службе помешала война.  В 1941 году офицера Красной Армии Очира Гысетхеновича переводят в Ленинградский военный округ, и молодая Эренжид вынуждена была вернуться домой.  В этом же году родилась старшая дочь Лиза.

Военные лихолетья

     В суровые  военные годы нужно было сохранить колхозы, артели, а в селе остались одни женщины, старики, дети. Но годы военной разрухи, голода не сломили их.
 «…Трудные были годы. Приходилось самим заготавливать дрова, сеять и убирать хлеб, копать картофель. Вся мужская работа упала на хрупкие женские плечи, детей, стариков. Но мы выдержали» - вспоминает старейшая жительница нашего села.
    1944 год. Кажется, скоро кончится война, вернутся мужья и отцы, сыновья и братья с войны. Не все вернулись с той страшной войны. В 1944 году геройски погиб под Ленинградом, защищая свою Родину её муж, Очир Гысетхенович. Похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище в г. Ленинграде.

Послевоенное время


      Послевоенное время… Разрушенные города, села. Овдовевшие матери, осиротевшие дети. Но жизнь продолжается… Нужно поднимать всё разрушенное войной. И вдова офицера, мать четверых детей, работает в колхозе чабаном, впоследствии поваром на полевом стане.  Здесь она всегда была на хорошем счету, уважали её за доброту и трудолюбие.  В 1949 году она связала свою судьбу с ветераном войны Цыденовым Цыдып Цыремпиловичем. И опять она на самом трудном участке, вместе со своим мужем  работает чабаном колхоза  имени Кагановича.  В тяжелое послевоенное время колхозы с трудом поднимались на ноги: не хватало рабочих рук, не хватало техники, напряженная работа круглый год, постоянная нехватка кормов. Но, несмотря на это, люди работали самоотверженно.

    В 50-е годы семья Цыденовых перевыполняют план пятилетки, за что были отмечены Грамотой Обкома КПСС и совета Министров БМАССР за достижение высоких показателей в развитие овцеводства. Также в семейном архиве Цыденовых хранятся грамоты Райкома КПСС, Райисполкома, Правления колхоза  за  достигнутые успехи в работе. И в это трудное, ответственное время надо поднимать своих детей, а их в семье Цыденовых было в то время десять,  но Эренжид Цыденовна никогда не падала духом, и учила детей не бояться трудностей.   В колхозе она проработала до 1965 года. В 1965 году по состоянию здоровья была переведена на более легкую работу почтальоном, где проработала до выхода на заслуженный отдых. За свою долгую трудовую жизнь она выполняла самую тяжелую работу, но она никогда не жаловалась на свою судьбу.  За добросовестный труд, огромный вклад в развитие села награждена грамотами района и республики,  благодарственными письмами, а также званием «Ветеран труда». За плодотворный труд в отрасли почтовой связи она занесена в «Книгу Почета» районного узла связи.

Большая семья Цыденовых


    Бурятская пословица гласит: "Гансаhаа газар дуурэхэ". И это правда. Вместе с ветераном Великой Отечественной войны Цыдып Цыремпиловичем вырастили десятерых детей.  Воспитала она своих детей трудолюбивыми, честными, достойными людьми, за что была награждена орденом "Материнская слава" I, II, III степеней и присвоено ей почетное звание "" Мать-героиня". Все дети получили образование и работают во всех уголках нашей республики, в Читинской области. Старшая дочь Лиза, закончив Курумканскую среднюю школу поступила в Улан-Удэнкое училище №1, после окончания которой работала в Баянгольской средней школе. Сын Виталий- кандидат сельскохозяйственных наук, работает в Тункинском районе. Дочь Ирина - родилась в 1945 году, после окончания Улан-Удэнского педагогического училища работала в Элысунской средней школе, сейчас на заслуженном отдыхе. Старшии сын Эрхитуев Наган-Зана Очирович, после окончания Барагханской средней школы служил в рядах Советской Армии. После Армии работал в колхозе им. Ленина.  С 1980 года - водителем Могойтинского ТП. Сын Батожаб,  после окончания Барагханской средней школы поступил в Улан-Удэнский лесотехнический техникум, семья Батожаб Цыденовича проживает в Читинской области. Сыновья Галсан и Тумэн в настоящее время в селе Иволгинск Иволгинского района. Галсан Очирович закончил БГПИ имени Д.Банзарова, является мастером спорта СССР  по стрельбе из лука, долгое время работал тренером ДЮСШ. Дочь Роза, 1954 года рождения, после окончания Барагханской средней школы поступила в Улан-Удэнский техникум связи, закончив его, вернулась в родное село и работал начальником почтового отделения села Барагхан до выхода на пенсию. Дочь Рита, после окончания Читинского медицинского училища работала в Могойтуйском районе Читинской  области, с 1988 год работала санитарным фельдшером Баргузинской Санитарно-эпидемиологической станции, в данное время работает помощником главного врача Санитарно-эпидемиологической станции. Младший сын Солбон, после службы в рядах Советской Армии, поступил в ГПТУ № 7 в г. Улан- Удэ. Затем вернулся в родное село и работал строителем в колхозе им. Ленина с 1983 года, с 1999 года работал в Элэсунской средней школе. Старейший житель села гордится тем, что среди её детей есть и ветераны педагогического труда, ветеран почтовой службы, мастер спорта. Младший сын Солбон Цыденовича Александр является 24-ым внуком у бабушки и еще у неё 32 правнука. Несмотря на свой преклонный возраст, она помогает своим  по хозяйству. Каждое лето к бабушке приезжают в гости дети, внуки. Сейчас ей девяносто четыре года.
  Вот такая трудная и достойная, но счастливая жизнь у уважаемой, старейшей жительницы нашего села. И я желаю Эренжид Цыдыповне, чтобы она никогда не болела, была всегда радостной и прожила еще долгую счастливую жизнь.

Заключение

На примере жизни этой мужественной женщины я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надежные люди, которые  придут на помощь в трудную минуту. В нашем селе ещё много семей,  ветеранов войны и тыла, о которых можно рассказать. Я лишь раскрыл в своей работе историю только одной семьи, семьи старейшей жительницы села. Сегодня молодое поколение мало читают, их не интересует история нашего села. Мы  должны знать и уважать  тех людей, которые жили и работали в самое тяжелое время и несмотря ни на что вырастили и воспитали своих детей, заслужив уважение и почет у земляков.  

Список использованной литературы

  1. Баторов В.Ц. «Бархан»  Улан-Удэ, «Буряад унэн», 1999 г.
  2. Материалы из краеведческого уголка «Поиск».
  3. Б.Н. Цыбиков "Об известных людях рода hэнгэлдэр, подрода Номол"
  4. Воспоминания  ветерана тыла Эрхитуевой Э.Ц.
  5. Воспоминания ветерана ВОВ Бадмаева Д-Н .А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа об ичстории села Куропатино. Историческая справка о количестве ппервопоселенцев и составе их семей. А так же современная справка....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа направлена на изучение истории села Куропатино....

Конспект занятия "История моего села"

Это занятие даёт возможность познакомить детей с историческим прошлым и достопримечательностями  села Фоминки.  Создать условия для формирования чувства гордости за своё село и уважения к ис...

Учебный проект «ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА »

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на учителей истории, на классных руко...

Проект "История моего села"

Про историю села Ярославка, и о людях которые жили в селе, я узнавала у жителей села. Из рассказа жителей я узнала, что село «Ярославка» когда то  была процветающей деревней Уваровка, со своей ин...

Проект "История улицы моего села"

Исследовательская работа ученика 3е класса Ямальской школы-интерната Герман Александра. Руководитель Горынцева Любовь Петровна....

История моего села

Рассказ об истории моего села. Село Луговское...