Экологическая безопасность Земли
классный час (3 класс) на тему

Муравейникова Татьяна Юрьевна

Классный час "Экологическая безопасность Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_bezopasnost_zemli.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: «Экологическая безопасность Земли».

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Задачи:

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  • формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  • учить составлять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
  • развивать речь, коммуникативные навыки;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава, работы на компьютерах.

Оборудование:

проектор, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, рисунки детей, опорные знаки, плакаты.

Ход урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

-Тему классного часа вы определите самостоятельно, посмотрев мультфильмы. Внимание на экран.

- Правильно, сегодня мы поговорим об экологической безопасности Земли.

2. Актуализация знаний.

Учитель начальных классов:

-Природа переживает немалые потрясения. Часто звучат слова:

НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

- Как вы понимаете слово «экология»? («экос»-дом, «логос»-наука)

-Наука о нашем общем доме. Экология изучает жизнь различных организмов в окружающей среде. Изучает как растения, животные и человек живут вместе и как влияют друг на друга и окружающую среду.

-А без чего невозможна жизнь? (Солнце, вода, почва, воздух)

-Все это называется окружающей средой.

3. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли.

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

Слайд со всеми фото. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

- Окинем мысленным взором нашу голубую планету. Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Ученые- экологи проводят постоянный «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь или наша планета погибает?

-Отчего загрязняется окружающая среда?

 Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахивают новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Делая снимки нашей планеты, видно, что издалека она очень красивая (слайд). 

Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…

Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. 

Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. 

Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы,  люди. 

Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. 

Слайд со всеми фото. Учитель начальных классов: 

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

-Какое же влияние оказывают друг на друга ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА? Как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними?

- Какая работа ведется по охране природы?

- Что нужно делать чтобы сохранить чистым воздух и воду? ( Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже почти не загрязняют воздух и воду)

- Что делается для сохранения растений и животных?

( На месте вырубленных лесов сажают новые, запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных, создаются заповедники- участки земли, где вся природа неприкосновенна).

4. Работа в парах.

а) Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.

  1. Взять продукты, компас, магнитофон.
  2. Включить в лесу громкую музыку.
  3. Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
  4. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
  5. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
  6. Заварить чай и перекусить.
  7. Выбросить оставшийся мусор в кусты.
  8. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
  9. Продолжить путь.

Слайд 17.     Проверка  работы в парах

5. Физминутка. «Светик-семицветик»

б) Сформулируем правила бережного отношения к природе. Что нужно делать каждому, чтобы сберечь природу ?

Слайд 18.

6. РЕФЛЕКСИЯ «Жучок»  

- Тема нашего классного часа -«Экологическая безопасность Земли». Что же является объектами экологии? Что  и кто нуждается в защите?

                                               вода                     растения

          животные            земля человек     воздух

7. Сценка «Ловец»

На сцену выходят 2 юнната с сачками и банками, обнимаются, здороваются.

В это время появляется мальчик с книжкой под мышкой.

Девочка

Из лагеря два друга возвратясь,

С собою привезли по банке насекомых.

Один из них сказал,гордясь.

1 ЮННАТ

 Гляди – я в зоологии не промах:

Все лето, не жалея сил,

Букашек я, жучков да бабочек ловил.

Как радуга у них играют краски:

Зелёные, лиловые цвета.

Вот красота- совсем как в сказке!

2 ЮННАТ

Постой, друг мой!

Давай мы этого жучка рассмотрим голубого.

Скажи-ка вид какой? Семейства он какого?

1 ЮННАТ

Вид? Он … неказист на вид.

Семейства?

Хоть жучок не из моих знакомых,

Скажу о нем:

Он из семейства насекомых!

2 ЮННАТ

И впрямь, хоть банку ты заполнил целиком,

Но с насекомыми не очень-то знаком.

Поймать жучка- кому ума недоставало?

Букашек много у тебя, да толку мало.

Таких «ловцов» я не люблю.

Не в этом суть, что ты козявок наготовишь,-

На том тебя ловлю,

Что ты не знал, кого ты ловишь!

 

К первому юннату подходит мальчик. Берет у него банку из рук, дает ему книгу «Зоология».

Девочка

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

-Ребята, кто из юннатов вам не понравился и почему? Был ли он настоящим юннатом?

8. Викторина по теме:

  • Кто причиняет вред диким животным? (браконьеры)
  • Кто такие браконьеры? (люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
  • Где дикие животные чувствуют себя спокойно и  имеют необходимую пищу? (в заповеднике)
  • Почему некоторые виды растений и животных, птиц и растений занесены в Красную книгу?  ( их мало осталось на Земле)
  • Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (подкармливать)
  • Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (затушить костер, убрать мусор)
  • Из какого дерева делают спички? (из осины)
  • Какое дерево применяется для изготовления лыж? (берёза)
  • Для кого ядовитые грибы – лекарство? (для животных леса, лось лечится мухоморами)

9. Проверка домашнего задания ( придумать свои знаки, забавные подписи к ним.)

Дети приготовили дома опорные знаки защитников природы.

Показывая детям опорные знаки, учитель:

-Что означает каждый знак и почему следует поступать, так или иначе?

 Предлагаю подумать над теми знаками, которые они не сразу поняли и ставится перед ними проблема:

- А как можно было бы нарисовать этот знак иначе?

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы)

- А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы)

- Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

И мы надеемся, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

 А главное – своими действиями  не наносить ей вреда.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и не было раньше, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - ЗЕМЛЯ.(открываем глаза, смотрим на экран) Жизнь начинается…Мир ослепительно красив. И как важно, чтобы все это продолжалось вечно…