Родительское собрание « Роль чтения в жизни детей».
методическая разработка (4 класс) на тему

Венера Галимхановна Касаткина

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_roditelskogo_sobraniya.doc396.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Родительское собрание « Роль чтения в жизни детей».

Организационная информация

Класс

4 Б

Классный руководитель

Касаткина Венера Галимхановна

Продолжительность мероприятия

Общая продолжительность собрания 80 мин (1 ч. 20 мин),

Методическая информация

Характеристика группы

Родители

Цели  

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников.

Задачи  

1. Объяснить необходимость включения родителей в процесс   формирования читательской культуры ребенка.

2. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

3. Совместное осмыслить  и найти возможные пути  преодоления возникших трудностей в развитии стойкого  интереса к чтению;

3. Дать рекомендации по организации  семейного(детского) чтения.

Ход собрания

1.Приветствие

Слайд 1

 - Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас и очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит вместе с нашими детьми продолжить в увлекательное путешествие по морю знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое в этом году родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения.  

Аналитическая информация

2. Выявление проблемы

Слайд 2

3.Совместное размышление над проблемой

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Как сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал?  И что делать, если дети не хотят читать? Современный ребенок окружен множеством захватывающих его внимание вещей, заменяющие книгу, тогда, когда младший школьный возраст самый благоприятный для приобщения его к миру книг. Актуальность проблемы в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. 

Средний уровень интеллектуального развития детей, достаточно часто встречающееся безразличие в детско-родительских отношениях заставляет задуматься и родителей, и педагогов, как развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, как организовать чтение, способствующее развитию личности.

Дети приходят в 1 класс разные по своему развитию и подготовке к школе, поэтому и первые их шаги в слушании, рассматривании и чтении книг тоже различны. Именно в это время начинается кропотливая и систематизированная работа по развитию у них интереса, а затем и любви к книгам, к чтению.  

По данным соцопросов 2/3 наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно более 2ч. 50% опрошенных смотрят все телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключения,  25 % - одни и те же передачи  от 5 до 40 раз,38 % - при определении рейтинга свободного времени на 1 место поставили телевизор.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно.

Информация для родителей по результатам анкетирования.

Вопросы анкеты.

  1. Если у тебя появилось свободное время, чем ты предпочитаешь заняться?
  2. Представь, что ты попал на необитаемый остров, и у тебя появилась возможность попросить волшебника сделать твой день интересным и нескучным. О чем бы ты попросил?
  3. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор? Как долго?
  4. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
  5. Ты смотришь все подряд или предпочитаешь определенные передачи?
  6. Какие?

Советы родителям.

- Как вы считаете, в чем причина потери интереса к чтению?

             Проблема чтения волновала и писателей, у ученых, и педагогов. Прочитаю статью советского педагога, члена – корреспондента АПН СССР М.Н.Скаткина:

«Человечество  вошло в XXI век, век информационных технологий, с бесчисленным множеством проблем. Одна из них – будущее книги,  которую М. Горький называл «чудом из всех чудес, сотворенных человечеством». Сохранится ли это чудо или канет в лету, как канули в лету семь чудес света? Заменит ли компьютер книгу? Какова судьба книги в недалеком будущем? Почему главным сейчас становится телевизор, компьютер, интернет? Будут ли наши дети читать сегодня и завтра?.. В наше время интерес к чтению заметно снизился. Дети сейчас читают очень мало, потому что их больше интересуют компьютерные игры, интернет. Еще совсем недавно считали (а некоторые до сих пор убеждены в этом), что вовремя прочитанная книга – это огромная удача. Когда-то пытались «достать» нужную книгу, чтобы за ночь успеть прочитать. Сейчас проблемы, где купить книгу, практически не существует. Однако все больше появляется молодых людей, которые реже обращаются к книге. Но это не значит, что в ближайшем будущем люди вообще перестанут читать, что не будет потребности в таком учреждении, как библиотека.  Современную жизнь мы не можем представить без компьютера, который есть практически у каждого. Его возможности безграничны. Он незаменимый помощник в нашей жизни прежде всего потому, что экономит наше время. Полезную информацию многие люди получают на сайте. В этом отношении компьютер выигрывает по сравнению с книгой: зачастую в интернете можно найти нужную информацию намного быстрее, чем в библиотеке. В то же время следует помнить и о том, что «всемирная паутина» может выдать непроверенную информацию. Поэтому к интернету всегда нужно относиться очень внимательно.  Компьютер также незаменим в общении. Говорят, что жизнь – это движение, но жизнь – это и общение. Мы общаемся при встрече, мы общаемся по телефону. Но большую часть времени молодые люди, особенно подростки, общаются через интернет. С одной стороны, это хорошо – реализуется потребность в общении. Но с другой стороны – это все же виртуальное общение, не передающее эмоции собеседников. Ведь никто не проверит, улыбаешься ты или грустишь. Никто не увидит твоих глаз, выражения лица, улыбки, которая может обидеть или согреть человека. Тем не менее, этому общению присущи дружба, человечность, взаимопонимание. Хотя психологи утверждают, что он-лайн-зависимость подобна наркотической, и об этом нельзя забывать.  Общаться можно и с героями любимых книг. Читая книгу, ты как бы переживаешь еще одну жизнь: вместе с любимыми героями радуешься, огорчаешься, хочешь чем-то помочь им, а порой и ждешь совета от них. У читающих людей есть любимые книги, к которым они обращаются неоднократно. Сейчас говорят о формировании новой модели чтения: интерес вызывает аудиокнига и чтение с компьютера. Суть книги остается, меняется лишь носитель. Поэтому возникает вопрос: а может, будущее за электронными книгами? Сложно ответить на этот вопрос. Скорее всего, еще долгое время будет параллельно существовать две книги – электронная и обычная. За какой книгой будущее, покажет время.  Без компьютера мы не можем представить свою дальнейшую жизнь. Главное, чтобы компьютер нам помогал, а не завладел полностью нашим разумом. Мы также не можем представить будущее без книги, независимо от того, в каком варианте она существует. Без чтения жить невозможно. Это окошко в мир, это, как считал В. Гюго, «ключ к будущему».

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Воспитание привычки к чтению начинается с установления четкого времени и оно не должно изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости.

Информация для родителей по результатам анкетирования.

Вопросы анкеты.

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Как часто ты читаешь?
  3. Есть ли в доме своя библиотека? Сколько в ней книг?
  4. О чем ты читаешь?
  5. Приходится ли родителям заставлять тебя читать?
  6. Какую книгу ты сейчас читаешь?
  7. Делишься ли ты своими впечатлениями с родителями?
  8. Любят ли в твоей семье читать?
  9. Часто ли ты видишь своих родителей с книгой?
  10. Как часто покупают тебе книги?

Обучение литературному чтению имеет два направления: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства.  Планируя уроки литературного чтения, окружающего мира, сочла необходимым усилить мотивационную сторону обучения не только на уроках, но и во внеклассном чтении. Начиная с первого класса все учащиеся имеют рабочие тетради для записей, рисунков. Записи в тетрадях дисциплинируют обучающихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову.

Умение читать-общаться - это приобретенная в обучении способность внутренним взором "видеть своего собеседника, слышать его речь, запоминать ее, представлять   все то, о чем собеседник "говорит". Чтению-общению, или творческому чтению, самому, без систематического руководства со стороны учителя   научиться нельзя.  Творческим чтением движет любознательность. «Мостик» любопытство-любознательность    способствует активизации  познавательной деятельности, помогает читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

   Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, внеурочную деятельность «Программа мастерская слова»,сотрудничество с библиотекой,    литературные праздники.

   Уроки внеклассного чтения, внеурочная деятельность представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, устные журналы, конкурсы, сочинения. В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. На помощь приходят   конференции – презентации. Они несут в себе большой эмоциональный заряд, служат  стимулом к чтению книг писателя, которому посвящена конференция, помогают ученикам образно представить произведение любого жанра. Продуктивность уроков, научно-практических конференций  с использованием ИКТ  высока, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очень важно записать ребенка в библиотеку. Посещение библиотеки имеет огромное значение для формирования читателя, книжной культуры. В нашей школе   учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.

Информация для родителей по результатам проверки техники чтения..

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

         Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено .

        Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90 – 100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

         Третья точка зрения принадлежит В. А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150 – 300 слов в минуту.

         Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой.

         Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В. Н Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6 – 8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса  в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – 80 – 90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского.

           Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.  Не надо заставлять ребенка подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 10-15 минут и пересказал содержание абзаца. Через час ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме приема «диафильм» -  щадящего чтения ребёнок читает 10-15 строк и после этого получает краткий отдых.  Для того чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и лёгким текстом. Пусть ребёнок читает ровно одну минуту. Посчитайте, сколько слов (считая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребёнок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребёнку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т. п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.  

Заключение.

Решение родительского собрания.

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ними прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

Помогать вести ребёнку читательский дневник; в конце учебного полугодия подвести его итоги в виде конкурсного сочинения.

Родительскому совету продумать формы вознаграждения за победу в конкурсе.

Родительскому совету продумать проект проведения читательской конференции в конце 1 полугодия «Читаем вместе!»

Рефлексия.

Слайд 16

 Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье! Буду очень рада если сегодняшняя наша встреча помогла вам найти решение проблемы.


Вопросы анкеты для учеников.

1.        Если у тебя появилось свободное время, чем ты предпочитаешь заняться?

2.        Представь, что ты попал на необитаемый остров, и у тебя появилась возможность попросить волшебника сделать твой день интересным и нескучным. О чем бы ты попросил?

3.        Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор? Как долго?

4.        Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

5.        Ты смотришь все подряд или предпочитаешь определенные передачи?

6.        Какие?

Вопросы анкеты.

1.        Любишь ли ты читать?

2.        Как часто ты читаешь?

3.        Есть ли в доме своя библиотека? Сколько в ней книг?

4.        О чем ты читаешь?

5.        Приходится ли родителям заставлять тебя читать?

6.        Какую книгу ты сейчас читаешь?

7.        Делишься ли ты своими впечатлениями с родителями?

8.        Любят ли в твоей семье читать?

9.        Часто ли ты видишь своих родителей с книгой?

10.        Как часто покупают тебе книги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль сказок в воспитании детей"

Данная презентация поможет в проведении собрания на тему "Роль сказок в воспитании детей"  Цель собрания :повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств младш...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании детей"

Презентация для родительского собрания.....

Родительское собрание "Роль отца в воспитании детей"

Нашу встречу  хочу начать с небольшого педагогического наблюдения.ü Кто чаще всего приходит в школу на родительское собрание? (Мама).ü Кто стоит в очереди за покупками? (Мамы).ü...

Презентация .Родительское собрание"Роль книги в жизни младших школьников"

Цель. Оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.Задачи: 1.Заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге...

Родительское собрание "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Формирование активной педагогической позиции....

Тема выступления на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»

     Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый ряд красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых дет...