Родительское собрание
методическая разработка на тему

Блинова Галина Петровна

Родительское собрание по правам ребенка, 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_bolshie_prava_malenkogo_cheloveka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Большие права маленького человека»

Цель:

1. Знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей.

2. Повышать уровень правовой культуры родителей.

Предварительная работа:

- составление генеалогического древа каждой семьи;  

- изготовление цветка – пазла;

- изготовление памяток по теме родительского собрания.

Ход родительского собрания

Зал оформлен детскими работами “Генеалогическое древо моей семьи”. На столах находятся законодательные акты о правах ребенка, оформленные пословицы и поговорки.

Учитель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться. Перед вами на столах лежат законодательные акты о правах ребенка, на которые мы будем опираться. Нашими помощниками станут пословицы и поговорки, которые находятся перед вами. А так же нам сегодня будут помогать наши дети. Но сначала давайте подведем итоги анкетирования, которое мы провели незадолго до родительского собрания (озвучиваются). Анкетирование показало, что мы, взрослые недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Таких документов немало.

1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка. Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

3. Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:  (Слайд1)

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Федеральный закон об образовании;

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

- Закон о дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы. Они направлены на создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Например, программа “Дети России” включила в себя разделы: “Одаренные дети”, “Организация летнего отдыха детей”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Дети Чернобыля”, “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Дети Севера”, “Планирование семьи”, “Развитие индустрии детского питания”, а также “Безопасное материнство”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Развитие социального обслуживания семьи и детей”.

Учитель: Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Но не может, же ребенок в свои 5-7 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Известный детский писатель Григорий Остер адаптировал официальный текст Конвенции ООН о правах ребенка для детей. В результате на сайте президента РФ появились “Права детенышей", направленные на детей младшего школьного возраста, но и детям старшего дошкольного возраста они будут понятны. Сегодня выступления наших детей будут построены именно на “Правах детенышей”. Прежде чем знакомить ребенка с его правами мы сами должны освоить права детей. Первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются государство, социальные объединения. Свои первые права ребенок получает вместе со своим рождением. Что же это за права? Я предлагаю зачитать пословицы и поговорки

Слайд 2

- Боль врача ищет;

- Болен - лечись, а здоров – берегись;

- Верь не болезни, а врачу;

- Есть болезнь - есть и лекарство.

(Родителям предлагается сформулировать право детей на медицинское обслуживание).

Учитель: Ведь действительно при появлении ребенка на свет его сопровождают врачи, а значит, уже при рождении ребенок начинает пользоваться своим правом на медицинскую помощь и сопровождение. В Конвенции о правах ребенка это право звучит следующим образом:

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 24

  1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Что же скажут нам дети о своем праве?

Ребенок : Все детеныши имеют право не умирать. Каждый детеныш имеет право жить, быть здоровым и веселым. Взрослые должны лечить больного детеныша, жалеть его и стараться, чтобы лекарства, которые дают больному детенышу, были не очень горькие.

Воспитатель: Но это не единственное право, которое ребенок получает при рождении. Порой мы даже не подозреваем, что соблюдаем некое право ребенка. Давайте озвучим пословицы и поговорки, которые стоят под цифрой 2:

Слайд 4

- Доброе имя лучше богатства;

- С именем – Иван, а без имени – болван;

- Хорошо и там и тут, где по имени зовут;

- Человек без Родины – соловей без песни;

- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

(Родители формулируют право ребенка на имя и гражданство).

Учитель: В Конвенции о правах ребенка это право звучит так:

Статья 7

  1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Как же это будет звучать на детском языке, предлагаю послушать наших детей:

Детеныш имеет право, чтобы папа и мама звали его по имени.

Учитель: Следующим правом некоторые родители пренебрегает и поэтому у нас в стране так много детских домов, домов малюток.

 Слайд 5. Давайте прочтем следующие пословицы и поговорки:

- Вся семья вместе, так и душа на месте;

- Согласную семью горе не берет;

- Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.

Учитель: Предлагаем посмотреть вам на нашу выставку. Здесь вы видите генеалогические деревья. Изготовляя такие макеты, дети изучают свои семьи, их традиции, устои. На деревьях ваших семей представлены “корни” - более старшие поколения и “плоды” - это ваши дети. И если эти деревья будут разрастаться, а дети узнают больше о своих семьях, если вы будете поддерживать интерес детей, то нам кажется, что ваши дети будут более чуткими, заботливыми и к вам, и к бабушкам, дедушкам, а так же к своим детям. Как же это право представлено в Конвенции о правах ребенка:

Статья 9

1.Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Как же это будет звучать на детском языке: Детенышей нельзя разлучать с родителями. Если родители детеныша очень рассердились на что-нибудь, остальные взрослые могут отвести детеныша в другое место, успокоить его родителей, а потом привести детеныша обратно.

Учитель: И вот малыш, появившийся на свет, приобрел свои первые права: право на имя и гражданство, право на семью, право на медицинскую помощь. Что же еще надо нашим детям? А дети нуждаются в помощи, заботе, воспитании. Но родители по-своему понимают понятие “воспитания”. Последнее время в средствах массовой информации можно слышать: “Ребенок попал в больницу после избиения его родителями”, или “Приемные родители держали ребенка закрытым в комнате в течение длительного времени”. Как правило, такие родители говорят, что они просто воспитывали своего ребенка, хотели из него сделать “человека”. Мы взрослые должны хоть на мгновение оказаться на месте маленького ребенка уже в тот момент, когда рука поднимается для воспитательного процесса. Неужели нам взрослым понравится, если мы подвергнемся психическому или физическому насилию. Конечно же, нет. Надо помнить и о том, что ребенок не в силах защититься, и по сравнению со взрослым он бессилен. Дети должны знать, что никто не имеет права применять к ним никаких мер насилия. А взрослым не знать об этом просто недопустимо. Давайте попробуем обратиться к народной мудрости, что подскажет нам она (пословицы и поговорки ): Слайд 6

- Наказывать легче, воспитывать труднее;

- Детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом;

- Верная указка - не кулак, а ласка;

- Побои мучат, а не учат.

Учитель:

Статья 19

  1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

У наших детей на этот счет имеется свое мнение:

Ребенок: все детеныши обязаны выучить буквы и цифры, научиться читать, писать и считать. Детеныш, который уже умеет читать и писать, имеет право научиться еще чему-нибудь. Взрослые должны устраивать такие школы, в которых детенышам интересно учиться.

Учитель: Как же это право представлено в Конвенции о правах ребенка:

Статья 28

Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности, вводят бесплатное и обязательное начальное образование…

Воспитатель: Что же нам подскажет народная мудрость (пословицы и поговорки )

Слайд 7

- Ученье – путь к умению;

- Чему учился тому и пригодился;

- Ученье в детстве, как резьба на камне;

- Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

Учитель: Отсюда можно сделать только один вывод: образование необходимо получить, чтобы ребенок в будущем смог проложить себе достойную дорогу, а помочь должны государство и конечно родители. Когда подходит время обучаться, родители, как правило, стараются загрузить своего ребенка различными кружками, секциями, дополнительными занятиями. Все это конечно неплохо. Но порой мы, взрослые все это проделываем для своей репутации, нам хочется показать какой ребенок у нас разносторонний, развитый. При этом, какое право ребенка нами нарушается? (Родители формулируют право ребенка на отдых). Однако очень часто мы не замечаем, что ребенок вечером валится с ног от усталости, у него не остается времени для игры, общения, отдыха. Мы должны помнить о разумном распределении нагрузки на детский организм, нам ни в коем случае не следует забывать о праве ребенка на отдых.

Статья 31

  1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

А что думают дети о своем отдыхе?

Ребенок: Каждый детеныш, если он никому не мешает, имеет право делать то, что ему интересно, например, прыгать, бегать, танцевать, петь, рисовать или играть в какую-нибудь игру. А если детеныш устал, он может просто ничего не делать.

Учитель: Постарайтесь разнообразить отдых ребенка. Ведь отдохнуть можно не только перед телевизором. Есть множество способов (прогулки и походы в цирк, театр; игры и общение со сверстниками, и многое другое). И научить правильно отдыхать своего ребенка можете вы, взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь не зря народом подмечено, что (пословицы и поговорки)

Слайд 8

- Чтобы лучше шло дело, пусть отдыхают голова и тело;

- После дела и погулять хорошо;

- И голове надо отдохнуть, не только рукам.

Задумывались ли вы когда-нибудь как отдыхают ваши дети? Если нет, то у вас есть прекрасная возможность посмотреть видеозапись отдыха ваших детей после занятий, во время перемены. А ведь дети отдыхают не только в школе, но и дома. Мы предложиди ребятам нарисовать выходной день в семье и приготовили для вас небольшую выставку детских рисунков.

Учитель: Сегодня на родительском собрании мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество. Вы не знаете можно ребенка познакомить с правом на образование? Прочитайте ему рассказ Л. Толстого “Филиппок”, а после чтения обязательно поговорите с ребенком о том, для чего нужно учиться? Для чего надо знать буквы и уметь читать и писать? Можно стать, например, врачом, если этому не учиться? и др. И в заключение нашего собрания мы хотим подвести небольшой итог, и предлагаем вам составить цветок. Собрав его, мы сможем определить, до какого возраста человек считается ребенком, а также просмотреть некоторые права наших детей. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет гибнуть. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые (родители собирают цветок – пазл, обмениваясь при этом мнениями) В конце собрания родителям раздаются памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка, о также список детской литературы, которая поможет родителям при беседе с ребенком о правах.

Спасибо, за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...